Учебная программа ”Оздоровительная и лечебная физическая культура для детей дошкольного возраста“ предназначена для подготовки студентов 4 курса факультета организации здорового образа жизни по специальности 1-88 01 01 ”Физическая культура (по направлениям)“, направление специальности 1-88 01 01-02 ”Физическая культура (дошкольников)“.
Развитие физической культуры предусматривает знание теоретических, методических и организационных аспектов лечебной физической культуры, особенно для детей дошкольного возраста, когда происходит формирование опорно - двигательного аппарата, дифференцировка функции ведущих систем организма. Овладение основами лечебной физической культуры в дошкольном возрасте, обеспечит благотворное влияние физической тренировки на растущий организм. Использование в практике специалиста по физической культуре современных подходов к воспитанию здорового ребенка, первичной профилактике заболеваний уже в раннем детском возрасте, новых методик восстановления жизнедеятельности организма ребенка – необходимое условие для сохранения здоровья детей.
Современные тенденции развития здравоохранения диктуют необходимость активного использования физических методов не только в лечении, но и в профилактике патологических заболеваний и состояний. Такой подход требует знаний по определению причинной взаимосвязи триггерных воздействий внешней среды и ответной реакции детского организма на эти воздействия, индивидуального выбора и дозирования физических нагрузок с учетом их эффективности.
Содержание программыохватывает весь объём теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых студенту для изучения и освоения методов лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста.
Цель курса -научить студентов способам воспитания здорового ребенка методами ЛФК с применением специально подобранных физических упражнений для детей дошкольного возраста.
Задачи курса:
§ обучить студентов основам знаний по методике воспитания здорового ребенка;
§ обучить студентов основам знаний по анатомо – физиологическим особенностям и основным нозологическим патологиям детей дошкольного возраста;
§ обучить студентов основам знаний по ОФК для детей дошкольного возраста;
§ обучить студентов основам знаний по ЛФК для детей дошкольного возраста;
§ обучить студентов правилам организации ЛФК для детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья;
§ научить студентов приемам ЛФК с лечебной и профилактической целью;
§ изучить способы коррекции патологии опорно-двигательного аппарата и внутренних органов с помощью физических упражнений.
Всего на курс отведено 368 часов, в том числе аудиторных – 240 часов. Обучение студентов курсу ”Оздоровительная и лечебная физическая культура для детей дошкольного возраста“ осуществляется в форме лекционных занятий (60 часов), практическихзанятий (160 часов), семинарских занятий (20 часов) и самостоятельной работы. Распределение общего количества часов по семестрам выглядит следующим образом: 7 семестр – 156 часов, 8 семестр – 84 часа.
На лекциях излагаются общетеоретические основы с учётом современных достижений педиатрии и смежных дисциплин. На лекциях студенты знакомятся с основными понятиями по дисциплине, задачами, средствами, организацией и общими правилами проведения процедур ОФК и ЛФК.
Изучаются основные средства и виды оздоровительных мероприятий с организованными и неорганизованными контингентами детей дошкольного возраста. Изучаются основные признаки патологических состояний у детей дошкольного возраста, в том числе при патологии органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, органов мочевыделения, костно-мышечной системы, обмена веществ, являющиеся показаниями для назначения и проведения ЛФК.
На практических занятиях по данной дисциплине, проводимых в условиях детских организованных коллективах в дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах проходит отработка и демонстрация занятий оздоровительной и лечебной физической культурой.
На практических занятиях студенты овладевают навыками коррекционных упражнений, применяемых для восстановления здоровья детей при различных заболеваниях.
При изучении данного курса используются учебно-наглядные пособия: презентации, видеофильмы.
Полученные знания по данному курсу профессионально значимы. Они будут востребованы преподавателем при организации занятий физической культурой в детском дошкольном учреждении и поликлинике.
Контроль знанийосуществляется посредством тестирования или устных опросов, самостоятельных работ (текущий контроль). К зачёту и экзамену (итоговый контроль) допускаются студенты, успешно выполнившие программу по дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ О ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА