Линия «Шопенгауэр – Вагнер – Ницше» - постоянный цитатный фон европейской культуры рубежа веков, в том числе и русского символизма.
В 1872 г. был опубликован философский трактат немецкого философаФридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» с посвящением немецкому композитору Рихарду Вагнеру. В ХХ в. – культ «бога Рихарда Вагнера» (Клод Леви-Стросс). В своем трактате Ницше теоретически развивает, а Рихард Вагнер практически реализует «концепцию музыки» немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра. Рихард Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1874) (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов) – музыкально-мифологическая драма. Мифологическую концепцию времени и движения мира «вечное возвращение» Вагнер закрепляет в системе лейтмотивов.
С именем Артура Шопенгауэра (1788-1860), которого называли «великим пессимистом», связана новая философская ориентация – пессимистическая идеалистическая концепция мира как производного бессознательной «мировой воли». Концепция «мировой воли» разработана Шопенгауэром в его основном труде «Мир как воля и представление» (1818)[14]. В основе мира лежит бессознательная воля, которая, по преимуществу, проявляет себя по отношению к человеку как злая сила. Музыка и только музыка может наиболее полно выразить мировую волю. Шопенгауэр понимал музыку как чистую иррациональность. Она дает человеку наслаждение, потому что освобождает его от любого воздействия, в том числе и от воздействия самой мировой воли, погружает человека в чистый мир интеллекта[15]. Дионис построен на мировой воле Шопенгауэра Искусство, по Шопенгауэру, основывается на интуитивном познании мира и прозрении.
Фридрих Ницше. Символическая поэма «Так говорил Заратустра[16]» (1883-84). Идеи Ницше:
1) «Воля к власти»;
2) «Сверхчеловек» - свобода от морали и для новой морали. Разрушение в человеке твари и создание творца;
3) «Вечное возвращение» («Так говорил Заратустра»);
4) идея «смерти Бога» и вытекающая из нее «идея вседозволенности»: «Все боги умерли – остался человек»[17];
5) дихотомия «аполлинизм – дионисийство» («мир искусства – «мир сна»).
Ф. Ницше: «Воспитание страдания, великого страдания – разве вы не знаете, что только это воспитание во всем возвышало до сих пор человека?.. В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие?..» («По ту сторону добра и зла»).Здесь: разрушение твари и самовоссоздание творца, т.е. Сверхчеловека. Сверхчеловек – это свехличность, свободная от морали и для новой морали. Метафизическое, художественное, социально-политическое освобождение человека посредством изменения его сознания. Эксперимент по созданию «Сверхчеловека» закончился неудачно, и Первая мировая война была первым катастрофическим испытанием сверхчеловека на деле. Так в литературу ХХ в. вводятся темы смерти и абсурда. Пессимизм, кризис веры и идея абсурдности реального мира – ключевые понятия литературы 1-ой половины ХХ в. и модернизма как ее основополагающего философско-эстетического движения. Манифесты различных течений и направлений литературы ХХ в. определяются именно этими понятиями (ключевые слова, темы, сигналы: «человек, вера, грех, отчаяние, выбор, кризис, возможность, одиночество, любовь и ненависть, всечеловечность, …»).
Датский философ Серен Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или – или».
Французский философ, нобелевский лауреатАнри Бергсон(1859-1941) в трактате «Интуитивизм» – идея постижения мира с помощью интуиции. «Творческая эволюция» (1907) Анри Бергсона.
Психоанализ. Некоторые модернистские направления и школы рубежа веков и особенно 1-ой половины ХХ века испытали влияние теории психоанализа Фрейда. Австрийский врач-психиатрЗигмунд Фрейд(Z. Freud) в работе «Толкование сновидений» (1900) приходит к выводу, что бессознательное символизирует естественный язык, и сообщения бессознательного требуют дешифровки: за символикой сновидения скрывается истинное содержание – сексуально вытесненное бессознательное, которое может быть выявлено с помощью метода свободных ассоциаций. «Эдипов комплекс». В рамках теории психоанализа Фрейд окончательно закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное, после чего сознательный элемент стал восприниматься как только одно из возможных качеств души человека. Идеи Фрейда о бессознательном как «другойреальности», символизме сна и «Эдиповом комплексе» были близко восприняты художниками-современниками (О. Уайльд, Д.Г. Лоуренс, А. Бретон, А. Арто). Однако стоит заметить, что зачастую положения теории Фрейда были ими вольно интерпретированы.
Альберт Эйнштейн – частная теория относительности в 1905 г.
В 1905 г. появилась теперь всемирно знаменитая статья тогда никому не известного эксперта патентного бюро Альберта Эйнштейна. Теория относительности связана с изменением пространственно-временных характеристик предметов при скоростях, приближающихся к скорости света. Теория относительности -- одна из тех теорий, которая вышла за пределы физики и стала "достоянием масс". Теория относительности говорит об устройстве мира, который, как выясняется, устроен иначе, чем мы думали. Время и пространство оказываются не тем, что даны нам в повседневном опыте, прошлое и будущее не располагаются более на одной оси, настоящее из мгновения превращается в интервал неопределенной величины, и, наконец, мир не описывается через одну-единственную, универсальную систему координат, а в нем существует множество равноправных систем, находящихся в постоянном движении относительно друг друга. В результате: мир -- не то, что дано нам в представлении. В теории относительности с максимальной четкостью проявились некоторые принципы, которые стали для ХХ века базовыми: введение такого пространства-времени, которое формирует саму фигуру наблюдателя, изменение отношения к идее бесконечности, потеря субъектом универсального места ("я"), которое раньше связывалось именно с физическим пространством, в то время как теперь приближение к "физической реальности" заставляет нас отказываться от "я", и, наконец, выведение содержания тех или иных явлений не из их уникальности, а из их соотносимости друг с другом.