Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗДЕЛ IV СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ



§ 1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. § 2. Брак. § 3. Личные и имущественные отношения между супругами. § 4. Отцовская власть

РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

1. Семья в древнейший известный нам период рим­ской истории представляет тип промежуточной, патриар­хальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабаль­ных, а также рабов. Термином familia обозначались пер­воначально рабы в данном хозяйстве, а потом все отно­сящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава се­мьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (тер­мин, производимый многими исследователями от грече­ского kueros, власть, т.е. имеющий власть).

2. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации — первобытнооб­щинного строя, характеризующегося общественной соб­ственностью на средства производства и продукты про­изводства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens.

С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода по­падает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка.

Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их—и жену, и детей и имущество — домовладыка мог истребо­вать с помощью одинакового (так называемого виндика-

ционного) иска. Лишь постепенно эта власть дифферен­цировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, перестава­ла быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домо-владыкой, становилось его агнатом.

4. В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправи­ем подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать при­знание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отно­шений, разложения патриархальной семьи, развития тор­говли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.

По мере развития хозяйства и ослабления патриар­хальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.

БРАК

1. Понятие брака. Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность бо­жественного и человеческого права» (D.23. 2.1.). Это идеа­листическое определение брака не соответствовало дейст­вительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Римское право различало (вплоть до Юстиниана) matrimonium iustum, или matrimonium iuris civilis, закон­ный римский брак (между лицами, имевшими ius conubii, см. выше, разд. Ill, § 2, п. 2), и matrimonium iuris


gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii). От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допус­тимым наряду с matnmonium с одной женщиной состо­ять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожитель­ство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену).

В доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при ко­тором жена оставалась подвластной прежнему домовла-дыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальной affectio maritalis, намерением осно­вать римскую семью, иметь и воспитывать детей (libero-rum quaerendorum causa).

2. Условия вступления в брак. (1) Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного основания, его можно было принудить че­рез магистрат).

(2) Требовалось достижение брачного совершенноле­тия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

(3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непре­кращенном) браке.

(4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак ли­ца имели ius conubii (см. выше, разд. III, § 2, п. 2). До Юстиниана на этом основании не могли заключить за­конного римского брака некоторые категории чужезем­цев (брак между римским гражданином и чужеземкой считался недопустимым по политическим соображениям;

целью этого запрещения было помешать чужеземке пу­тем вступления в связи с браком в семью римского граж­данина получить права римского гражданства).

По законодательству Юстиниана, когда права рим­ского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства илц свойства (свойством называется отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга).

3. Родство определяется по линиям и степеням. Ли­ца, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, проис­ходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его вос­ходящими (отец, дед, прадед). Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родст­венниками по боковой линии: например, братья, дядя и племянник и т.д. Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц;

например, дед и внук — родственники второй степени, двоюродные братья — четвертой степени (их общий ко­рень — дед, от которого произошли, допустим, А и В, а от них — С и Д, всего четыре рождения).

4. Брак признавался ничтожным: между родственни­ками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к обще­му предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянни­ком и т.п.). Аналогичные правила применялись и к свой­ственникам; так, не допускался брак между одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т.п.

5. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические римские требования: например, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом имелось в виду, с одной стороны, преду -


предить возможное давление на волю вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовать усилению влияния магистрата посредством семейных связей).

6. Заключение брака. Брак в Риме заключался не­формально: достаточно было выражения согласия всту­пающих в брак (конечно, в предположении, что все ус­ловия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti (с мужней властью), то для установления власти мужа тре­бовалось совершение определенных формальных актов.

7. Брачный союз прекращался: а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) раз­водом.

Развод в классическую эпоху был свободным и до­пускался как по обоюдному согласию супругов (divor-tium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). В период абсолютной монар­хии были установлены существенные ограничения разво­да. Развод по обоюдному согласию супругов был запре­щен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или до­пустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (например, неспособность к половой жизни;

желание поступить в монастырь, в чем сказалось влияние церкви). Односторонний развод без уважительной при­чины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.