В классовом обществе религия всегда находилась на службе господствующих эксплуататорских классов. Это не было случайностью. Религиозные организации сами, как правило, выступали в роли собственников, эксплуататоров. В. И. Ленин писал, что каждое эксплуататорское общество нуждается в выполнении двух социальных функций: функции палача и функции попа. Первую из этих функций выполняет государство, вторую – религиозные организации. Между ними устанавливается тесная связь, вытекающая из общих целей сохранения эксплуататорских порядков. Конечно, в истории ряда стран были временные конфликты между государством и церковными организациями. Эти конфликты были связаны с борьбой за власть, с дележом богатств, но они всегда отходили на второй план, если возникала необходимость совместных действий против эксплуатируемых.
В современных условиях союз религиозных организаций с буржуазными государствами стал еще более тесным. В ряде капиталистических стран в течение длительного времени правящими партиями являются клерикальные партии, прямо связанные с руководством различных церквей.
Конечно, конституции капиталистических стран отличаются одна от другой. В ряде из них (Франция, Италия, США) церковь формально–отделена от государства,в других (Англия, Швеция, Испания, Израиль) существуют государственные религии. Однако это, по существу,ничего не меняет, ибо во всех капиталистических странах религиозные организации, как правило, выступают в союзе с государством против интересов трудящихся.
Было время, когда буржуазия выступала против феодализма и его духовной опоры – религии. Будучи еще прогрессивным и революционным классом, она провозгласила демократические свободы, в том числе свободу совести, отделение церкви от государства. Однако, став господствующим классом, буржуазия изменила свое отношение к религии и церкви. Религия как средство духовного порабощения масс оказалась ей так же необходимой, как она была необходима феодалам. С другой стороны, церковь приспособилась к новым, капиталистическим общественным отношениям и охотно пошла на службу к буржуазии.
В результате этого свобода совести, записанная в конституциях некоторых буржуазных государств, свелась лишь к праву выбирать себе подходящую форму религии. Свободы же атеистических убеждений не существует. Государственная поддержка религиозных организаций находит свое выражение в борьбе против атеизма. Такие законы существуют в ряде штатов США. В конституции штата Арканзас, например, сказано: «Никто, отрицающий существование бога, не может занимать должность в учреждениях штата и не может допускаться к свидетельствованию в суде». Во многих штатах обязательным условием для приема преподавателя на работу является признание им религиозных догм. Американцев, не принадлежащих к какой–либо религии, могут ожидать любые превратности судьбы: безработица, обвинения в нелояльности и т. д. В некоторых штатах законами установлена обязательность церковного брака. Во многих штатах страны цензурное табу наложено на многие произведения классиков американской и мировой литературы (Марка Твена, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Ч. Диккенса, У. Шекспира). До недавнего времени в США проходили так называемые обезьяньи процессы против педагогов, преподающих эволюционное учение Ч. Дарвина.
В Вашингтоне, как известно, любят поговорить о правах человека. Тем не менее США до сих пор не ратифицировали 14 из 19 ныне действующих международных правовых актов и соглашений, касающихся прав человека.
Капиталистические государства финансируют религиозные организации. Одной из важнейших статей дохода католической церкви являются пожертвования различных государств, составляющие крупные суммы. Обращает на себя внимание тот факт, что по сумме пожертвований Ватикану на первом месте в послевоенный период стоят США.
Сотрудничество церкви и буржуазных государств находит свое выражение в той роли, которую государства отводят церкви в организации образования. Во многих капиталистических странах воспитание подрастающего поколения отдано церкви.