Плавание от пролива Вилькицкого на восток для обхода Новосибирских островов с севера
Суда с большой осадкой, направляющиеся из пролива Вилькицкого на восток, могут при соответствующих ледовых условиях следовать в обход Новосибирских островов с севера по большим глубинам. Из точки 77°45' N, 105°00' Е курс 94° ве-дет в точку 77°15' N, 138°00' Е. Расстояние между этими точками 460 миль.
При плавании междууказанными точками по ортодромии встреча с тяжелыми льдами более вероятна.
Определение места судна при плавании по этому рекомендованному пути возможно только по космическим навигационным системам, а в качестве дополнительного средства определения места судна можно использовать радиостанцию факсимильных передач Тикси.
Контроль счисления пути при ледовом плавании от пролива Вилькицкого к Новосибирским островам возможен также по глубинам, так как рекомендованный путь пересекает ряд впадин с крутыми склонами; глубины в этих впадинах изменяются в пределах от 60—100 до 1500— 2000 м. На подходе к точке 77°20' N, 138°00' Е курс 94° ведет по глубинам 30—40 м. Если льды вынуждают уклониться к югу, то суда с большой осадкой на подходах к меридиану мыса Анисий должны опасатьсябанки с глубиной 14,2 м, лежащей в 45 милях к N от мыса, и особеннобанки с глубиной 9,2 м, находящейся в 22 милях к NNW от этого мыса.
Далее суда обычно идут между островами Новая Сибирь (75°00' N, 148°00' Е) и Беннетта (76°41' N, 148°55' Е) по глубинам около 30—35 м.
В начале ноября 1961 г. атомный ледокол “Ленин”, следуя от Новосибирских островов к проливу Вилькицкого, вышел от островов Де-Лонга к точке пересече-ния параллели 80° сев. шир. с меридианом 135° вост. долг. (сплоченность льда 9—10 баллов, толщина 50—200 см), затем направился на W до меридиана 110° вост. долг. и отсюда спустился к S в пролив Вилькицкого. На всем пути, хотя и нерегулярно, брались пеленги на аэрорадиомаяк Темп и радиомаяк Дунай.
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Выйдя в точку 77°45'N, 105°00'Е, надо повернуть на курс 112,4°, ведущий не-посредственно к проливу Санникова. Протяженность этого пути около 540 миль. Точка поворота может быть надежно определена по маяку Челюскин и светящему знаку Чекина (77°41' N, 104°42' Е). Плавание в пределах первых 45 миль прохо-дит в видимости берега, и на этом участке имеется возможность определить место судна по береговым знакам, а в ограниченную видимость — по радиолокацион-ному изображению берега и островов на шкале дальности 15 миль. К востоку от меридиана 108° вост. долг. берега скрываются.
Между меридианом островов Петра и проливом Санникова есть возможность контролировать свое место с помощью радиостанции факсимильных передач Тикси.
На этом рекомендованном пути возможна также ориентировка по глубинам. Глубины в западной и средней частях района 40—80 м. Приблизительно на мери-диане 132° вост. долг. к северу от Семеновского мелководья глубины резко уме-ньшаются до 13—20 м. Слева остаетсябанкас глубиной 9,2 м, лежащая в 67 милях к SW от мыса Северный. Ширина района малых глубин по пути составляет около 50 миль. Восточное указанного мелководья глубины возрастают до 30 м, после чего постепенно убывают к входу в пролив Санникова. Указанный район малых глубин является хорошим ориентиром при подходе к проливу Санникова с WNW. Если этот район малых глубин не будет обнаружен, то можно с уверенностью предположить, что судно снесено к северу и идет не к проливу Санникова, а приблизительно к северной оконечности острова Бельковский. В этом случае следует опасатьсябанок с глубинами 6,6 и 11,4 м, лежащих в 45 милях к WNW от юго-западной оконечности острова Бельковский среди глубин 18—20 м.
При северных ветрах не исключена возможность сноса к S в сторону Семенов-ского мелководья. Нельзя допустить выход на глубины меньше 12—13 м. При уменьшении глубин до 14—15 м следует уменьшить скорость и при дальнейшем, даже незначительном их уменьшении повернуть к N для выхода на большие глубины, приняв все меры к определению точного места судна. Приблизительно от меридиана 132° вост. долг., выйдя в район глубин менее 20 м, надо включить РЛС на шкалу наибольшей дальности. Острова Столбовой и Бельковский, если они не окружены торосистыми льдами, опознаются на экране РЛС с 30 миль.
Рекомендованный курс 112,4° ведет приблизительно посредине прохода между островами Столбовой и Бельковский; с помощью РЛС отсюда могут быть одновременно обнаружены эти острова, а также возвышенности юго-западной части острова Котельный.
В условиях отличной видимости возвышенности островов Столбовой, Бельковский и Котельный открываются с 30—35 миль.
Вход в пролив Санникова хорошо опознается по светящему знаку Санникова и постройкам полярной станции Пролив Санникова, а с помощью РЛС на шкале дальности 15 миль—по юго-западному берегу острова Котельный.