Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ВЫПУСК 7

И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕБЕНКА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Редактор — проф. Л.И. Вассерман

МОСКВА

"ФОЛИУМ"

Научно—методическая серия

"ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"

Редакционный совет серии:

Ф.Б.Березин - д-р мед.наук, проф.

Л .И .Вассерман - д-р мед.наук, проф.

И.Н.Гильяшева - канд.психол.наук, доц. .

М.П.Мирошников - д-р мед наук, проф.

А.З.Зак - канд.психол.наук, доц.

Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д.

Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7, М., "Фолиум, 1994, 64 с., илл.

!SBN 5-900536-13-0

Настоящее издание представляет собой методические рекомен­дации по применению адаптированного авторами пособия проектив­ного теста Рене Жиля, предназначенного для исследования социа­льной и психологической приспособленности ребенка, (от 4-5 лет до 11-12 лет), выявления особенностей его конкретно- личностных отношений с окружающими, а также некоторых поведенческих харак­теристик и черт личности. Методика позволяет получить информа­цию, существенно дополняющую предстваление о внутреннем мире ребенка и может поэтому использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Предназначено психиатрам, психологам, пе­дагогам и детским врачам.

(с) Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. (с) "Фолиум". Составление и оформле­ние серии

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Проективная методика Рене Жиля, адаптированная нами [1,2], предназначена для исследования социальной приспособленности ре­бенка, особенностей его конкретно-личностных отношений с окру­жающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к по­ниманию того, как воздействуя на эти отношения можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корригировать его.

Использование в психодиагностике проективных методов иссле­дования личности, основанных на творческом самовыражении испы­туемого (воображение, рисунок, сочинение рассказов, обыгрывание ситуаций и т.п.), требует хорошей подготовки и опытности психо­лога, осторожности и такта в интерпретации данных, полученных от испытуемого. Выводы на основе их применения следует рассмат­ривать как вероятностные, эвристические, которые могут быть ис­пользованы лишь совместно с другими имеющимися у психолога дан­ными: экспериментально—психологическими, клиническими и просто фактическими (знание прошлого и настоящего испытуемого) [3].

Исследование детей проективными методами с использованием картинок (типа ТАТ, CAT и т.п.), в которых предполагается раз­вернутый вербальный ответ испытуемого, может быть затруднено вследствие недостаточно развитой речи у детей младшего школьно­го возраста или более старших, но с задержками психического ра­звития, а также у детей робких, стеснительных, замкнутых1, а тем более аутичных. Известно, что характер ответов детей по кар­тинкам зависит от их- возраста и интеллекта [4,5]. Так и в норме для детей 3 — 5 лет доступно, в основном, лишь перечисление изображенных объектов, далее идет уровень описания и только у более старших или развитых становится возможным сюжетный рас­сказ по картинке и ее интерпретация испытуемым.

Клинический опыт применения проективных методов в работе с детьми и со взрослыми показывает, что трудности интерпретации встречаются не только в связи с интеллектуальной недостаточно­стью, но и при различных эмоциональных нарушениях и психологи­ческих конфликтах.Эти эмоциональные отклонения могут быть как одной из причин, так и следствием нарушений межличностных отно­шений. Нарушение формирования межличностных отношений ребенка желательно выявить и корригировать как можно раньше, так как они могут 'негативно отразиться на адаптации ребенка в детском саду, и, особенно, в школе, препятствовать гармоничности формированию его психики, способствовать развитию у него невроза

Учитывая указанные особенности детей и значение раннего об­следования, когда происходит формирование личности и очень важ­ных для всего дальнейшего развития ребенка личностных отноше­ний, в первую очередь в его ближайшем социальном окружении, мы предлагаем здесь адаптированный и опробованный нами проективный метод исследования межличностных отношений, некоторых черт характера и типичных поведенческих реакций ребенка.

Эта проективная визуально-вербальная методика, названная автором Рене Жилем (Rene Gille) "Фильм-тест", состоит в нашей адаптации из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17—ти чисто тексто­вых заданий. Содержание картинок-различно: либо на них изобра­жена семья, расположившаяся за столом, или по комнатам "большо­го дома" (в гостях), или на природе за городом, или на прогул­ке, либо группа детей, играющих во что-то или слушающих взрос­лого, ссорящихся из-за чего-то, либо другие жизненные ситуации, актуальные для ребенка, в которых участвуют и взрослые или одни дети.

Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали и де­тали лица опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предполагать у него любое эмоциональное выражение лица.

Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него либо отметить крести­ком на рисунке). Он может выбрать его дальше или ближе от опре­деленного лица, скажем, отца, идентифицировать себя с находящи­мся в центре или во главе определенной группы, или вне ее. Мы рекомендуем в дополнение к инструкциям, предложенным испытуемо­му в каждом задании, после выбора, сделанного ребенком, спро­сить его, кто другие люди, нарисованные, но не обозначенные на картинках (например, на картинке 1). Важно записать порядок, в котором их называет и показывает испытуемый, а в тех картинках, где он показывает свое место в группе рядом с необозначенным персонажем (например, на картинках 1, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 30 и некоторых других) спросить, кто эти, находящиеся с ним рядом люди.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.

Например: "С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше? Подчеркни один из ответов."

Или: "Мать не разрешает тебе идти гулять. Что будешь де­лать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротес­туешь? Попытаешься пойти, несмотря на запрет?".

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от1 него ждут ответов на. вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, читает сам либо ему зачитывают текстовые задания, отвечает на поставленные к ним вопросы или показывает психоло­гу, в каком месте, изображенном на картинке, он хотел бы нахо­диться, рассказывает, как он вел бы себя в той или иной, прият­ной или неприятной для него ситуации или выбирает один из типи­чных перечисленных в тексте вариантов поведения. с" По окончании такого исследования с картинками перед ребен­ком психолог в беседе выясняет все те моменты, о которых испы­туемый не сообщил сам в первой части исследования. Это может быть просто уточнение некоторых оставшихся неясными подробнос­тей, а также выяснение каких-то особых, может быть, "щекотли­вых" моментов в жизни ребенка, о которых он только намеками дал понять психологу в первой половине исследования. При этом не„, следует слишком настойчиво расспрашивать ребенка о вещах, о ко­торых он не хочет говорить. На интересующие психолога вопросы могут помочь найти ответы результаты работы с другими методика­ми, например, игровыми, а также беседы с родителями, педагога­ми, воспитателем, лечащим врачом.

Таким образом, с помощью ответов или просто указания ребен­ка на его выбор (персонажа, места или одного из вербальных ва­риантов ответа — постановки крестика в соответствующем месте картинки или текста) можно получить информацию об отношении ре­бенка к разным окружающим его людям и явлениям, выяснить харак­терные варианты поведения в некоторых типических ситуациях. При этом выступают на поверхность и такие важные .характеристики ре­бенка, как степень любознательности, стремление к контактам с людьми, или, наоборот, отгороженность, желание уединиться, стремление к доминированию в группе детей или желание быть ли­дером в группе, степень социальной адекватности поведения, на­личие конфликтов, фрустрированность, агрессивность, активность или пассивность в определенных ситуациях, степень самостоятель­ности ребенка, а также наличие выраженного эгоцентризма и дру­гих значимых особенностей личности.

Во время работы с методикой важно отмечать то, о чем ребе­нок говорит много и с удовольствием, а о чем не хочет говорить.

Важна интонация и сила голоса, выражение лица при обсуждении разных тем. Дети, не уверенные в себе, особенно испытывающие желание понравиться взрослому, пытаются угадать, как психолог относится к их высказываниям и действиям. Поощряемые дружелюб­ным отношением, они становятся смелее и свободнее, особенно ес­ли контакт с психологом был установлен раньше, до обследования или при работе с другими методиками. Некоторые дети охотно об­суждают со взрослым темы, затрагиваемые в этой методике. Другие предпочитают ответить на все вопросы самостоятельно, в письмен­ном виде, иногда закрывшись от психолога рукой. Все это — цен­ная информация об испытуемом. Важно, что при обследовании по методике от испытуемого не требуется развернутого рассказа, до­статочно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких си­туациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлага­емых ему текстовых заданиях. Эта простота и легкость ответа де­лает методику особенно удобной и пригодной как для детей млад­шего возраста, так и для более старших, но с разными формами патологий или с задержками развития, для которых была бы трудна развернутая форма ответа. Методика может быть пригодна для де­тей от 4 -г- 5 лет (особенно посещающих детский сад) и до 11 — 12 лет,' а при выраженном инфантилизме и задержках умственного развития (или легких степеней олигофрении) и старше.

Следует отметить, что простота и схематичность, которыми отличается методика Рене Жиля от других проективных тестов, не только делает ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дает возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Так, помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика исследования межличностных отношений поз­воляет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно, следовательно, делает возмож­ным получение нормативных данных и групповых различий в норме и при разных видах патологии [1,2].

Психологический материал, характеризующий систему личност­ных отношений ребенка, получаемый с помощью предлагаемой мето­дики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отноше­ния ребенка с другими людьми: 1) отношение к матери, 2) отноше­ние к отцу, 3) отношение к матери и отцу, воспринимающимися ре­бенком как родительская чета ("родители"), 4) отношение к братьям и сестрам, 5) отношение к бабушке, дедушке и другим близ­ким взрослым родственникам', 6) отношение к другу или подруге, 7) отношение к учителю (или воспитателю, или другому авторитетному для ребенка взрослому лицу).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка, проявляющиеся в различных его отношениях (как бы вторичная ин­формация, которую можно получить об испытуемом с помощью мето­дики): 8) любознательность ребенка, 9) стремление к обучению в больших группах детей, 10) стремление к доминированию или лиде­рству в группе детей, 11) конфликтность, агрессивность, 12) ре­акция на фрустрацию 13) стремление к уединению, отгорожен­ность и — как общее заключение — степень социальной адекват­ности поведения ребенка, а также факторы (психологические и со­циальные), нарушающие эту адекватность.

Эти две группы переменных, характеризующих систему отноше­ний ребенка и связанных с нею личностных особенностей, пред­ставлены как шкалы в таблице 1 и на регистрационном листе (таб­лица 2). Суммирование баллов по каждой шкале и графический отсчет их на регистрационном листе производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на соответствующую шкалу. Например, при анализе отношения ребенка к матери мы располагаем двадцатью заданиями методики. Их номера перечислены в шкале I таблицы 1. Эти задания характеризуют отношение ребенка к матери. Например, на картинке №1 методики ребенок выбирает себе место рядом с ма­терью (но не между отцом и матерью — в этом случае он получает балл по шкале III). Психолог (во время исследования или после него) на шкале I регистрационного листа делает одну отметку (вверх), регистрируя положительное эмоциональное отношение, проявившееся в выборе ребенком матери среди других членов се­мьи. Удобно отмечать в каждой клеточке регистрационного листа номер задания. Это может пригодиться для анализа (или демонстрации), а также сравнения с повторным исследованием в динамике состояния или развития ребенка.

В процессе дальнейшего обследования психолог продолжает де­лать отметки на регистрационном листе вверх по данной шкале и может иногда дойти до максимального значения, например -20 по шкале "Отношение к матери". Аналогичным образом происходит ко­личественная обработка материала по всем остальным шкалам. В таблице 1 приводятся номера заданий, которые могут быть заре­гистрированы в соответствующей шкале.

В итоге заполнения регистрационного листа психолог получает наглядную картину ("профиль") особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого. Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значе­ниями в процентах. Для этой цели используются две крайние графы слева и справа на регистрационном листе . Они представляют со­бой шкалу для перевода сырых оценок в шкальные, вычисляемые на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному к 100%. Дальнейшее манипулирование этими процент­ными значениями облегчает сравнительный анализ различных групп испытуемых.

Например, полученные экспериментально-психологическим путем различия в структуре некоторых конкретно-личностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков, страдающих малыми припадка-­ми, отражены в таблице 3. В этой таблице, приведенной для иллю­страции количественного подхода к методике, видна значительная разница между группами по показателю, характеризующему отноше­ние к матери. Это говорит о том, что в системе семейных отноше­ний у детей, страдающих эпилепсией, наибольшую роль играет мать, а также мать и отец, воспринимаемые ребенком вместе, как родительская чета. Такое предпочтение родителей происходит за счет уменьшения (по сравнению со здоровыми детьми) роли братьев и сестер.

Наш опыт количественной оценки данных, полученных с помо­щью методики межличностных отношений показывает, что при чисто количественном подходе теряется значительная часть очень важной психологической информации. Существует опасность выхолащивания ее из психологического материала, переведенного в цифры. Не следует забывать, что проективные методы рассчитаны прежде все­го и главным образом на качественную обработку и интерпретацию получаемых данных. Предлагаемый в данном пособии количественный подход к методике — лишь дополнительное средство для облегчения сравнительного анализа экспериментально-психологических данных полученных при обследовании больших групп детей. Пред полагается что при квалифицированном психологическом подходе количественный способ 'обработки данных не обеднит, а напротив дополнит и обогатит возможности работы с методикой, особенно при необходимости межгрупповых сравнении.

Таблица 1

№ Название шкал шкалы №№ заданий Общее количество
        задании
  Отношение к матери 1-4,8-15,17-19, 27,38, 40-42
II Отношение к отцу 1-5,8-15,17-19, 37,40-42
III Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета ("родители")   1,3,4,6-8, 13-14,17,40-42
IV Отношение к братьям и сестрам 2,4-6,8-13, 15-19,30,40,42  
V Отношение к бабушке, деду­шке и другим взрослым близ­ким 'родственникам   2,4,5,7-13,17-19, 30,40,41  
VI Отношение к другу, подруге 4,5,8-13,17-19, 30,34,40    
VII Отношение к учителю, воспитателю 5,9,11,13, 17,18,26,28-30, 32,40    
VIII Любознательность   5,26,28,29, 31,32  
IX Стремление к общению в больших группах детей ("общительность в группе детей")     4,8,17,20, 22-24,40  
X Стремление к доминированию или лидерству в группе Детей 20-24,39  
XI Конфликтность.агрессивность   22-25,33-35, 37,38,  
XII Реакция на фрустрацию 25,33-38  
XIII Стремление к уединению, отгороженность   7-10,14-19,21,22, 24,29,30,40-42

 

 

 

Отношение. Поведе- Проценты
нческие характери­стики 10 20 30 40 60 70 8 0 90 100
I. Мать            
II. Отец            
III. Родители вме­сте как чета           '
IV. Брат, сестра   '        
V. Бабушка.дедуш-ка и др.родств.            
VI. Друг, подруга          
VII. Учитель Воспитател?          
VIII. Любозна­тельность          
IX. Общительность ' в группе детей          
X. Доминирование, лидерство          
XI. Конфликтность Агрессивность        
XII. Реакция на фрустрацию        
XIII. Отгоро­женность          
Отношение. Поведе­нческие характери­стики 10 2С 30 40 60 j 70* 80 90 1 100
Проценты ' "

 

Приложение 1

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА, С ПОЛУЧЕННЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРОФИЛЯМИ

Вова, семилетний нервный, болезненный мальчик, имевший в раннем детстве повышенный уровень зависимости от матери. Плохо приживался в детском саду, куда его отдали в пять с половиной лег. Не стремился к общению с детьми. Обычно рассматривал что-нибудь у стены, когда кто-то из ребят приглашал его играть. От­каз от контактов носил негативный характер: "Ко мне Дима при­ставал: — Давай, да давай играть! — А я ему: Если будешь „при­ставать, я не стану с тобой играть, а если не будешь — стану".

В шестилетнем возрасте Вова в течение полугода посещал пси­хотерапевтическую группу, на занятиях в которой постепенно ста­новился все активнее и увереннее, в своем поведении ориентиру­ясь, в основном, на более старшего, расторможенного ребенка, члена той же группы. Примерно в то же время Вова стал высказы­вать мысли о своем будущем поведении: "Я не буду больше тихень­ким. Я не стану больше у стенки стоять".

Поступив в школу в 6,5 лет, мальчик, будучи упорядоченным во время уроков, проявлял повышенную активность на переменах, бегал очень быстро ("носясь") по коридору, а также активно уча­ствовал в детских потасовках. К концу первого класса наблюдался характерный для поведения мальчика случай: ребенок налетел на большой скорости на завуча школы, отчего та упала. Вова горде­ливо рассказал об этом домашним.

В результатах исследования по методике межличностных отношений (см. заполненный на испытуемого регистрационный лист) отражена сформированная под воздействием психотерапии гиперкомпенсаторная тенденция мальчика к активности и интенсивным контактам со сверстниками в ущерб взаимоотношениям с родителями и другими близкими родственниками и авторитетными взрослыми. Эти новые установки ребенка, носящие несколько демонстративный характер, фактически не нарушили его отношений с родителями. Однако, было бы важно проследить дальнейшую динамику в структуре личностных отношений и поведенческих характеристик ребенка.

 

 

Алеша, 11 лет, поступил в клинику нейропсихиатрии с диагно­зом: последствия черепно-мозговой травмы. В отделении держался обособленно, с трудом адаптировался к условиям стационара.

Алеша сторонился детей, потому что многое в их реакциях бы­ло для него странным, непонятным. В частности, не мог адекватно воспринимать и оценивать поведение интеллектуально сниженных больных детей. Большую часть времени проводил за чтением серь­езных, взрослых книг. Обращал на себя внимание богатством сло­варного запаса, сложным построением фраз.

При психологическом исследовании мальчик обнаружил высокий уровень интеллектуального развития, аналитический склад ума, а также выраженную эмоциональную напряженность, которую нельзя было заметить при обычном наблюдении и беседах с ним (см. шкалы XI и XII на регистрационном листе).

В игровых постройках ("Сцено-тест", "Тест мира") и в рисун­ках преобладали очень яркие агрессивные сюжеты и ассоциации ("смертоубийство с крыши", "цепь разрушений", "нападение на ми­рный город" и т.п.). В результатах обследования по методике межличностных отношений также оказался повышенным показатель по шкале агрессивности. При этом наблюдалась отчетливая тенденция к изоляции от сверстников (см. шкалу XIII). В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от каких-либо контактов с отцом на фоне предпочтения матери и ее брата (дя­ди). По мнению Алеши отец явился прямым виновником автомобиль­ной катастрофы, в которой мальчик серьезно пострадал. Кроме то­го, отец всегда был груб и несправедлив по отношению к жене и детям. Наличие сложных конфликтных отношений с отцом подтверди­лось объективно: мать мальчика находилась в состоянии оформле­ния развода с мужем.

Таким образом, методика показала нарушения в структуре меж­личностных отношений и известную деформацию поведенческих реак­ций характера, возможно, в результате неблагополучной семейной обстановки, конфликта матери с отцом. Эмоциональная напряжен­ность, фрустрированность (с преобладанием агрессивных реакций в ситуации фрустрации), отгороженность от сверстников, при нали­чии тенденции к доминированию и лидерству, свидетельствуют о невротическом развитии мальчика.

 

 

Приложение 2

ЗАДАНИЯ К МЕТОДИКЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕБЕНКА

ПРОВОДЯЩЕМУ ИССЛЕДОВАНИЕ:

В дополнение к инструкциям испытуемому в каждом задании, мы рекомендуем после выбора, сделанного ребенком спросить его, кто другие люди, нарисованные, но не обозначенные на картинках (на­пример, на картинке 1).Важно записать порядок, в котором их на­зывает и показывает испытуемый, а в тех картинках, где он пока­зывает свое место рядом с необозначенными персонажами (напри­мер, на картинках 1, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 30 и некоторых других) спросить, кто эти, находящиеся с ним рядом люди.

Это относится также и к картинкам 4, 8, 17, 40, где никто не нарисован, а испытуемому предлагается самому нарисовать или как-то обозначить (например, крестиками) кого он сам хочет и себя.

Однако эти выборы (названных испытуемым, но не обозначенных на картинках персонажей), если они не учтены по данной картинке в соответствующей шкале таблицы 1, на основе которой исчисляю­тся проценты, то количественно эти выборы не оцениваются и в "профиль" (регистрационный1 лист) не вносятся. Они учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне.

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестике где сядешь ты.

2. Покажи или обозначь крестиком, где ты сядешь.

папа

мама

тетя

папа

3, Покажи или обозначь крестиком, где ты сядешь.

папа

4, А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (например: папа, мама, брат, сестра, бабушка и другие родственники) или; друг, подруга, товарищ, одноклассник. Кого хочешь.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь.

Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые

имеют большой дом.

Твоя семья уже заняла несколько комнат.

-Выбери комнату для себя.

Брат       Папа и мама
 
Сестра        

 

 

7. Ты долгое время гостишь у знакомых.

Обозначь крестиком или покажи мне комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты

Папа        
и        
мама        
   
Дедушка        
и        
бабушка        

 

8. Еще раз у знакомых. Покажи или обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

 

         
 
         

 

9. Решено преподнести одному человеку подарок.

Ты хочешь, 4то6ы это сделали? Кому?

А может быть, тебе все равно? Какой ответ ты выбираешь?

Напиши ниже или обозначь крестиком.

 

 

10.Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места:

одно—для тебя, а второе — для другого человека. Кого бы ты взял с собой ?

Напиши ниже или обозначь крестиком.

 

11 .Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

Напиши ниже.

 

12.У тебя болят зубы и ты должен идти к

зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?

Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто

этот человек?

Напиши ниже или обозначь крестиком.

 

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

Напиши ниже или скажи.

 

14.Ты на прогулке за, городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

мама

 

 

15.Другая прогулка. Покажи или обозначь крестиком, где ты на этот раз.

 

 

 

16. Где ты на этот раз? покажи или обозначь крестиком.

 

 

 

17.Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.

Подпиши или скажи мне, что это за люди.

18.Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других.

Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно?

Напиши или обозначь крестиком.

 

19.Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего?

Напиши ниже (или скажи мне).

 

 

20.Вот твои товарищи идут на прогулку. Напиши или обозначь крестиком, где находишься ты.

 

 

21 .С кем ты любишь играть?

С товарищами твоего возраста

Младше тебя

Старше тебя

Подчеркни или обозначь крестиком -один из возможных ответов.

 

22.Это площадка для игр. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты. Расскажи, что здесь происходит.

 

 

 

23.Вот твои товарищи. Они ссорятся

по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло? (Происходило?)

24.Это твои товарищи, они ссорятся из-за правил игры.

Покажи или обозначь крестиком, где ты.

25.Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

Будешь плакать

Пожалуешься учителю

Ударишь его

Сделаешь ему замечание

Не скажешь ничего

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

26.Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Покажи или обозначь крестиком, где ты.

 

27.Ты много помогаешь маме?

Мало?

Редко?

Она довольна тобой?

Обижается на тебя?

Сердится, что ты помогаешь мало?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

28.Эти люди стоят вокруг стола и один них что-то объясняет. Покажи или обозначь, где ты,

 

 

29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Покажи или обозначь крестиком, где ты.

 

30.Во время прогулки все расположились на траве. Покажи или обозначь крестиком, где находится ты.

 

31 .Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Покажи или обозначь крестиком, где ты.

 

 

 

32.Это показ у таблицы. Покажи или обозначь крестиком, где ты.

 

 

 

33.Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?

Будешь плакать?

Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним?

Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

 

34.Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?

Будешь плакать?

Пожмешь плечами?

Будешь смеяться над ним?

Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

З5.Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: Плакать? Жаловаться?

Кричать?

Попытаешься отобрать?

Начнешь его бить?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

З6.Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать:

Плакать?

Продолжать играть дальше?

Ничего не скажешь?

Начнешь злиться?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

 

37.Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не скажешь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

З8.Мама не разрешает тебе идти гулять.

Что будешь делать:

Ничего не скажешь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попытаешься пойти, несмотря на запрет?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

 

39.Учитель вышел и доверил тебе над­зор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?

(Напиши ниже).

 

 

40.Ты пошел в кино вместе со своей семьей.

В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41.В кинотеатре много пустых мест.

Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42.Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Применение методики Рене Жиля для изучения межличностных отношений в клинике детской психиатрии. - Проблемы медицинской психологии. Л., Медицина, 1976.

2. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская проективная мето­дика в исследовании межличностных отношений ребенка. - Психоло­гические методы исследования личности в клинике. Л., 1978.

3. Беспалько Н.Г., Гильяшева И.Н. Проективные методы. — В кн. М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. "Методы психо­логической диагностики и коррекции в клинике". Л.: Медицина, 1983.

4. Binet A and Simon Т. L Annee Psychologique, 1908, 14, 1.

5. Kaake N.A. The Relationship between Intelligence Level and Responses to the Children's Apperception Test. Cornell University, 1951.

6. Мясищев В.Н. Личность ребенка-невротика. - Личность и неврозы. Изд. Лен. ун-та, 1960.

Гильяшева И.Н. -

Игнатьева Н.Д. -

АВТОРЫ ВЫПУСКА:

кандидат психологических наук, психолог и де-фектолог, известный специалист в области пси­ходиагностики. Одной из первых в стране нача­ла применять проективные методы в исследова­нии личности и тесты интеллекта. Сотрудник Лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского Психоневрологического институ­та им. В.М. Бехтерева.

кандидат психологических наук, специалист по психодиагностике и коррекции личности детей и подростков. Многие годы работает в качестве психолога детского и подросткового отделений Психоневрологического института им. В.М. Бех­терева.

Giljasheva I.N., Ignatjeva N.D.

"The method of research into interpersonal relations of a child". - Moscow - St. Petersburg, "Folium", 1994, 64 p.

One of the pictorial-verbal child projective tests is dep­icted which is aimed at assessing of attitudes and interactions between a child and his close social environment. The results of analysis of research data concerning to the sources of conf-lictual situations and child's adaptation to them is depicted. The results of testing may be helpful in treating of childhood neurosis and in psychological consulting of parents and teachers.

СОДЕРЖАНИЕ

Описание методики и ее применение

Приложение 1. Примеры использования методики

Приложение 2. Задания к методике исследбвания межличностных отношений ребенка

Литература

Гнльяшева И.Н., Игнатьева Н.Д МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА

Редактор Л.И- Вассерман

Корректор Н.И. Власова

Обложка М.П. Васильевой

Технический редактор А.Ю. Шикунов

Сдано в набор 20.05.94. Подписано к печати 01.08.94,

Тираж 5000. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Уч.изд.л-4,25

Заказ 103 Цена договорная

Издательство "фолиум". 121170, Москва, а/я 4

Отпечатано в Обнинской городской типографии:

Калужская обл., г. Обнинск, ул. Комарова, 6

 

АННОТИРОВАННЫЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ИЗДАТЕЛЬСТВА "ФОЛИУМ"

на 1994-95 г.г.

ёНаучно-методическая серия "Психодиагностика детей и подростков"

1. Методы исследования межличностных отношений у подростков. (Сборник), Серия: Выпуск 8, М.: Фолиум, 1994, 64 стр.

Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка.

Описывается один из наиболее интересных детских проективных тес­тов, направленный на диагностику взаимодействия детей с ближайшим со­циальным окружением и их эмоциональных отношений. Приводится опыт ана­лиза результатов исследования с целью уточнения источников конфликтных ситуаций. Результаты теста могут быть использованы для предупреждения и лечения неврозов у детей, психологической коррекции, а также в прак­тической работе психологов и педагогов с родителями.

ISBN 5-900536-13-0

2. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Серия: Выпуск 9, М.: Фолиум, 1994, 64 стр.

Усовершенствованный вариант известного отечественного теста с но­выми шкалами для диагностики и дифференциальной диагностики акцентуа­ций характера, групп риска алкоголизации, наркотизации и депрессии у подростков.

ISBN 5-900536-14-9

3. Козюля В.Г. Применение медико-психологического теста СМОЛ для исследования подростков. Серия: Выпуск 10, М.: Фолиум, 1994, 48 стр.

Приведена методика сокращенного многофакторного опросника для об­следования личности подростков. Предназначена для выявления особеннос­тей личности подростков, акцентуации характера, психопатии, различных психосоматических расстройств и патологических реакций. Получаемые ре­зультаты позволяют выявить подростков с девиантным поведением повышен­ной криминальной активности.

ISBN 5-900536-15-7

4. Якиманская И.С. Практика и анализ применения методов исследова ния невербального мышления подростков. Серия: Выпуск 14, М.: Фолиум, 1995,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.