Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока

I.Создание проблемной ситуации по постановке темы, цели и задач лекции. Сообщение плана лекции.

ПЛАН лекции

1. Задачи и содержание методики математики.

2. Связь методики математики с другими предметами.

3. Задачи обучения математике в начальной школе.

4. Построение НКМ.

5. Содержание НКМ.

II.Реализация намеченного плана лекции.

 

1. Методика математики – это наука о задачах, содержании и методах обучения математике.

Чтобы успешно обучать математике учащихся начальных классов, начинающий учитель должен овладеть уже разработанной системой обучения математике, т. е. методикой преподавания математики в начальных классах и на этой основе приступить к творческой самостоятельной работе.

Методика преподавания математики рассматривает:

- цели обучения младших школьников математике в общей системе их обучения и воспитания;

- содержание и построение НКМ,т. е. указывается, какой материал по математике изучается в начальных классах и почему отобран именно этот материал, в каком порядке рассматриваются темы курса и почему этот порядок более рационален;

- методы обучения. Методика дает обоснованные рекомендации, как подвести учащихся к усвоению теоретических знаний, приобретению ими умений применять знания при решении разнообразных практических задач, как формировать у учащихся прочные навыки;

- формы организации обучения математике, их связи и условия наиболее эффективного использования каждой из форм;

- средства обучения математике, приемы их применения при изучении каждой из тем.

Методика математики состоит из двух частей

МЕТОДИКА МАТЕМАТИКИ

2.Методика математики имеет очень тесные связи с другими предметами, такими как:

- математика. От того, какие математические идеи будут раскрываться в начальном курсе математики, зависят методы обучения математике. Для глубокого понимания методики и ее творческого применения в практике работы школы от учителя требуется хорошее знание курса математики и ознакомление с современной трактовкой главнейших математических понятий;

- педагогика и педагогическая психология. При построении курса математики и отборе методов обучения математике, при установлении целей и задач обучения математике методика математики опирается на те общие закономерности обучения, которые раскрыты в педагогике и педагогической психологии;

- другие методики (методика преподавания русского языка, трудового обучения, рисования и т. д.). Решение образовательных и воспитательных задач обучения младших школьников. Учителю очень важно учитывать это, чтобы правильно осуществлять межпредметные связи.

 

3.Обучение математике должно решать образовательные, развивающие и воспитательные цели.

Образовательные цели. Уроки математики должны вооружить учеников доступной им суммой математических знаний, умений и навыков, которые необходимы им в повседневной жизни для изучения ими в школе других предметов.

Практические цели. Необходимо научить детей применять теоретические знания на практике, готовить их к продолжению образования на следующих ступенях, готовить к выбору профессии, а также к повседневной практической деятельности.

Развивающие и воспитательные цели. Обучение математике должно способствовать развитию логического мышления, воображения, памяти, воли, речи, самостоятельности, творческой инициативы и т. д.

 

4. Начальный курс математики имеет свои особенности построения:

1. Арифметический материал составляет главное содержание курса. Основой начального курса является арифметика натуральных чисел и основных величин. Кроме того в него входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики, которые по возможности включаются в систему арифметических знаний. Элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса математики, а органически связываются с арифметическим материалом. Такая связь дает возможность, с одной стороны, раньше приобщить детей к идеям алгебры и геометрии и, с другой стороны, достичь более высокого уровня усвоения арифметических знаний.

2. Арифметический материал вводится концентрически. В курсе выделены четыре концентра:

- десяток;

- сотня;

- тысяча;

- многозначные числа.

Выделение именно таких концентров объясняется особенностями десятичной системы счисления и вычислительных приемов: в каждом концентре раскрываются новые вопросы, связанные с системой счисления и арифметическими действиями. Как показал опыт, концентрическое расположение материала соответствует возможностям младших школьников: обучение математике начинается с небольшой области чисел, доступной детям и известной им до школы; эта область чисел постепенно расширяется и постепенно вводятся новые понятия; при таком построении курса обеспечивается систематическое повторение и вместе с тем углубление изученного, т. к. полученные ранее знания, умения и навыки находят применение в новой области чисел.

3. Вопросы теории и практики органически связываются между собой. Многие вопросы теории вводятся индуктивно, а на их основе раскрываются вопросы практики. При такой взаимосвязи и формируются осознанные практические умения.

4. Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в их взаимосвязи. Такое построение обеспечивает более глубокое усвоение курса, т. к. учащиеся будут овладевать не только отдельными вопросами курса, но одновременно и связями между ними.

5. Каждое понятие получает свое развитие (килограмм → грамм → центнер, тонна). Такой подход к введению понятий соответствует возрастным возможностям младших школьников, обеспечивает доступность овладения математическим материалом.

 

1. Натуральное число и нуль.

Натуральное число вводится как общее свойство класса конечных равномощных множеств. Его конкретный смысл раскрывается в результате операции над множествами (отсюда один способ образования числа - счет), величинами (другой способ - измерение) и как результат выполнения арифметического действия. Формирование понятий о натуральном числе проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Выясняется, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими и последующими. Учащиеся знакомятся с различными способами сравнения чисел (сначала на основе сравнения соответствующих групп предметов, а затем по месту, которое занимают сравниваемые числа в ряду), учатся находить сумму двух чисел (сначала с помощью счета предметов, а затем с использованием способа присчитывания по одному и группами).

Число "нуль" рассматривается как число элементов пустого множества.

2. Понятие о системе счисления.

Как показано в таблице 1 (с.15) в процессе изучения нумерации натуральных чисел, понятия разряда, класса, разрядной единицы, разрядного числа постепенно дополняясь переходят из концентра в концентр. Постепенно рассматриваются образование, запись, чтение и анализ их десятичного состава.

3. Арифметические действия.

Учащиеся знакомятся с названиями арифметических действий, их компонентов и результатов, вводится соответствующая символика и терминология. Раскрывается конкретный смысл действий: сложение - на основе объединения конечных непересекающихся множеств, вычитание - на основе числа элементов в дополнении одного множества до другого, умножение � на основе объединения равночисленных попарно непересекающихся множеств, деление - на основе разбиения множества на попарно непересекающиеся равночисленные подмножества.

Сюда же относится формирование вычислительных навыков.

Начальный курс математики включает ряд свойств арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, свойства прибавления числа к сумме и суммы к числу, вычитания числа из суммы и

суммы из числа и другие (см. (67)).

4. Понятие величины и их измерение.

Усвоение особенностей изучаемых величин (длина, масса, время, емкость, площадь) достигается посредством выполнения разнообразных практических заданий познавательного характера. При формировании представлений о величинах учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. Постепенно формируются измерительные умения и навыки.

Изучение величин тесно связывается с изучением понятия числа, нумерации чисел и геометрического материала.

5. Понятие дроби.

Во 2 классе вводится понятие доли как одной из равных частей целого, дается запись. В 3 классе вводится дробь как некоторое число равных долей, запись дроби, их преобразование и сравнение. Все это выполняется на наглядной основе. Решаются задачи, связанные с долями и дробями.

6. Геометрический материал.

Для ознакомления с простейшими геометрическими фигурами (линия, точка, отрезок, угол, многоугольники и др.) и развитию пространственных представлений учащихся вводится геометрический материал. Решаются также задачи геометрического характера. Все это выполняется на наглядной основе.

7. Алгебраический материал включает такие вопросы, как изучение равенств, неравенств, уравнения, переменной. Решение уравнений способом подбора и на основе взаимосвязи между компонентами и результатами

действий вводится в различных системах обучения в разных классах. Изучение алгебраического материала носит пропедевтический характер, т.е. является подготовительной работой к изучению математики в последующих классах.

8. Задачи в начальном курсе математики используются для раскрытия конкретного смысла арифметических действий, их свойств, связи между компонентами и результатом арифметических действий. Формирование многих понятий, их свойств, практические умения и навыки их применения в жизненной ситуации - все это осуществляется через систему целесообразных задач и практических работ.

Содержание и построение начального курса математики по определенной системе обучения описывается в соответствующих учебных программах, методических пособиях и учебниках.

 

III. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Заполнить таблицу, используя учебники по математики под редакцией Моро 1-4 класс.

Класс Концентр Арифметический материал Алгебраический материал Геометрический материал Понятие величины Задачи
             

IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.