предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана
Бизнес-план – документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности.
Бизнес-план - это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится фермер, как он предполагает добиться поставленных целей.
Бизнес-план является основой для ответа на следующие вопросы: целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают:
- наименование проекта;
- наименование заявителя;
- место (район) и год составления.
После титульного листа следует оглавление – название разделов бизнес-плана с указанием страниц.
Рекомендуемая структура бизнес- плана:
1. Резюме.
2. Описание продукции.
3. Анализ рынка и организация сбыта.
4. Организационный план.
5. Производственный план
6. Налогообложение.
7. Финансовый план.
8. Анализ рисков.
9. Приложение
Резюме
Резюме – краткое изложение основных положений бизнес-плана, включающее следующие принципиальные данные:
краткая характеристика заявителя (дата, место регистрации К(Ф)Х, количество членов и наемных работников К(Ф)Х на момент подачи заявки, фактическое и планируемое направление деятельности);
идеи, цели, задачи и суть бизнес-плана (цели – то, что нужно достичь, задачи – как это сделать);
особенности предлагаемой продукции, преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
количество создаваемых рабочих мест всего, в том числе из числа местных жителей;
наличие собственного земельного участка, оборудования, помещения, животных, инвентаря и др.;
стоимость проекта в том числе по источникам финансирования (собственные, заемные, государственная поддержка).
основные финансовые результаты деятельности и срок окупаемости проекта (не более 8 лет);
Описание продукции
Описание производимой продукции, необходимость лицензии и сертификата, экологические требования и требования безопасности.
Условия поставки и упаковки.
Уровень цены и группа покупателей, которой он доступен.
В данном разделе начинающий фермер, описывает продукцию, планируемую к производству, а действующий фермер описывает производимую им продукцию, в случае, если планируется новый вид деятельности, то дополнительно приводится описание новой продукции.
Анализ рынка и организация сбыта
В данном разделе необходимо привести сведения о покупателях производимой К(Ф)Х продукции.
Какое количество продукции К(Ф)Х потребитель будет готов приобрести каждый месяц и в течение срока окупаемости.
Для этого необходимо оценить потенциальную емкость рынка, и выделить долю рынка, которую К(Ф)Х потенциально может захватить и соответственно ей максимальную сумму реализации, на которую оно можно рассчитывать, опираясь на данные о наличии конкурентов, о наличии товаров-заменителей (импорт) и о конкурентоспособности собственной продукции.
Итогом данного анализа будут данные о количестве клиентов в месяц и объемах продаж, которые будут использованы для расчета финансовых результатов.
Таблица 1 – Планируемый объем продаж продукции
№ п/п
Наименование продукции
1 мес.
…
12 мес.
нат. ед.
руб.
нат. ед.
руб.
нат. ед.
руб.
1.
2.
…
Кроме этого в данном разделе необходимо описать системы сбыта произведенной продукции, организацию рекламы и продвижение продукции на рынок, а также предполагаемые расходы.
Расходы на организацию сбыта и рекламы
№
Наименование
ед. изм
кол-во
цена
сумма в квартал
сумма в год
..
ИТОГО:
Указать с кем уже заключены договоры (в т.ч. предварительные) на поставку произведенной продукции, каким образом будет организован поиск потенциальных клиентов и тому, как их заинтересовать и стимулировать на приобретение продукции К(Ф)Х (СМИ, рекламные щиты, объявления, личное убеждение, участие в выставках и т.д.).
4. Организационный план
В данном разделе описываются проведенные и планируемые мероприятия, связанные с организацией деятельности К(Ф)Х.
Качественная и количественная характеристика персонала, потребность в наемных работниках (число необходимых работников по каждой специальности, требуемый уровень квалификации, предполагаемая степень занятости персонала (постоянные штатные или почасовые работники, совместители), формы оплаты (сдельная, повременная, оклад и т.д.) и стимулирования труда, предполагаемый размер средней заработной платы), участие членов семьи и местного населения в качестве наемного персонала.
Этапы реализации проекта с учетом того, что начинающим фермером проект должен быть реализован в течение 12 месяцев со дня поступления средств гранта на его счет. Для К(Ф)Х осуществляющих деятельность более 12 месяцев - в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на его счет.
5. Производственный план
В производственном плане дается описание технологических процессов производства (при наличии указываются ссылки на ГОСТы, СНИПы и т.д.). Производственный план формируется на основе планируемого объема продаж произведенной продукции и производственных мощностей.
Данный раздел должен содержать следующую информацию:
· потребность и наличие земельных участков помещений, собственные или арендуемые; необходимость ремонта или реконструкции (наличие сметы при необходимости ремонта или реконструкции помещений, привлечение сторонних организаций (строительных, монтажных и др.)).
· какие сельскохозяйственные животные, семена сельскохозяйственных растений и т.д. будут приобретаться;
· какая техника, оборудование и инструменты потребуются (подробный список оборудования, включая измерительные приборы, оргтехнику, станки, необходимую мебель, транспортные средства и т.д.). Способ получения оборудования (аренда, покупка, изготовление по заказу и пр.), где и как оно будет размещаться.
· поставщики, условия приобретения и доставки кормов, сырья, материалов и т.д., потребность в них на один производственный цикл, а также необходимый минимальный производственный запас;
Указать максимально возможный и минимально допустимый объем производства и рассчитать соответствующие им издержки производства (постоянные и переменные).
К постоянным относятся издержки, остающиеся неизменными относительно объемов реализации продукции (арендная плата, плата за телефон, административные и прочие накладные расходы).
К переменным относятся издержки, непосредственно связанные с производством продукции (затраты на сырье и материалы, издержки на упаковку и доставку, заработная плата). С увеличением объемов реализации эти издержки также возрастают.