В настоящее время тема коучинга стала одной из самых востребованных в области менеджмента и консалтинга. По данным европейских специалистов, это одним из эффективных методов в менеджменте. Большинство коуч-консультантов определяют его не только как метод непосредственного обучения, но и как философию, систему технологий и методов, направленных на постановку и максимально быстрое достижение целей.
Коучинг как новая форма консультационной поддержки появился в начале 1980-х годов. Сначала под этим термином понималась особая форма тренировки спортсменов, претендующих на выдающиеся результаты. Затем коучинг начали запрашивать успешные и начинающие бизнесмены, политики, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса в качестве эффективной методики достижения серьезных личных целей. В 1980-х годах коучинг начал играть важную роль в бизнесе, но долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня. Вскоре об эффективности коучинга стало известно во всем мире. Но серьезное отношение к роли коучинга в области организационного развития было подготовлено работами по ситуационному лидерству, где коучинг рассматривается как стиль руководства, направленный на развитие инициативы и самостоятельности подчиненных.
На Западе парадигма коучинга как особого стиля обучающего взаимодействия родилась не вдруг, а развилась на основе рефлексии передовых подходов в области наставничества, бизнес-консультирования, психологического консультирования и даже психотерапии.
Эта технология помогала людям развиваться, осваивать новые навыки и достигать больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Теперь этот недешевый, но очень эффективный способ достижения конкретных результатов в жизни и бизнесе завоевывает признание и в России.
Коучинг - это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата.
Эта методика предназначена для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Она может быть направлена на реализацию планов в самых различных областях жизни: бизнесе, карьере, образовании, межличностных отношениях и семье.
Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие.
Коучинг существует и как вид менеджмента, и тогда это целенаправленный процесс развития потенциала сотрудников, способствующий максимизации их личной производительности и успешной деятельности всей компании в целом. Многие организации стали применять принципы коучинга, повышая эффективность каждого сотрудника на каждом организационном уровне. А в компаниях группы Fortune 1000 коуч - это штатная позиция.
Если кратко охарактеризовать сферы применения коучинга, то можно сказать, что личностный коучинг помогает:
· определять цели и оптимальные шаги их достижения;
· повышать самостоятельность и ответственность консультируемого;
· получать удовлетворение от своей деятельности;
· учиться находить новые пути эффективного сотрудничества;
· быстро принимать нужные решения в трудных ситуациях;
· согласовывать индивидуальные цели с целями организации;
· делать свою жизнь более богатой;
· открывать новые возможности;
· больше зарабатывать и меньше тратить;
· обогащать жизнь новыми продуктивными личными отношениями.
Бизнес-коучинг позволяет эффективно решать следующие задачи:
· создание сплоченных рабочих команд;
· вывод на рынок новых продуктов и услуг;
· нематериальная мотивация персонала;
· управление изменениями;
· выход на новые рынки;
· управление проектами (от отдела до организации);
· увеличение эффективности продаж;
· создание проектных команд;
· формирование конкурентных преимуществ;
· позиционирование товара или компании.
· обучение персонала.
Для достижения поставленных целей в коучинге используются научно обоснованные методы, техники персонального роста и практический опыт. Это процесс самостоятельного развития, который дает клиентам ясное представление о том, кто они, что они делают, к чему стремятся и почему стремятся именно к этому.
Ни один другой метод обучения не принимает во внимание личную историю человека, позволяющую опереться на его лучшие качества.
Поданным исследования Manchester Inc., организации, инвестирующие в коучинг для своих топ-менеджеров, получили почти шестикратную прибыль. Во-первых, это объясняется тем, что коучинг сосредотачивает людей на выполнении дел, которые увеличивают прибыль организации. Во-вторых, он дает компании-клиенту «капитал» самомотивации и ответственности персонала, которые максимизируют продуктивность и эффективность организации, что опять же ведет к увеличению прибыли.
Коучинг не дает «ценных советов», а предоставляет в распоряжение клиента реальные методы и навыки. Их использование позволит в конкретной ситуации самостоятельно находить нужные, работающие решения, оптимальные для человека и компании. Эта технология надежно адаптирует организацию и личность к высокой конкуренции на рынке. Именно уровень эффективности и продуктивности организации является огромным ресурсом, в использовании которого еще нет жесткой конкуренции.
Конкурентное преимущество компании лежит не в сфере владения информационными технологиями - они есть у всех. Не найти его и в сфере багажа знаний персонала - почти каждый «хороший» менеджер сегодня имеет степень МВА. На эффективность работы организации влияет не то, что умеет и знает персонал, а то, что он хочет делать и как это делает. Коучинг позволяет получить инициативных и деятельных сотрудников, которые по своему желанию выкладываются на все 100%.
Этот новый стиль управления людьми позволяет работникам почувствовать, что они не безразличны и о них действительно заботятся.
В подтверждение вышесказанному можно привести результаты исследования по коучингу, проведенного Manchester Inc. в 1999 году.
Компании, заказывающие коучинг для своих руководителей, отметили следующие улучшения:
· повышение производительности (53% по мнению руководителей);
· повышение качества продукции услуг (48%);
· укрепление организации (48%);
· снижение жалоб потребителей (34%);
· увеличение итоговой доходности (22%).
Руководители отметили улучшения в следующих сферах:
· рабочие отношения с непосредственными подчиненными (77% по мнению руководителей);
· рабочие отношения с непосредственными супервизорами (71%);
· командная работа (67%);
· удовлетворенность работой (61%);
· снижение конфликтности (52%);
· приверженность компании (44%);
· работа с клиентами (37%).
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА.
Принцип осознанности и ответственности.
Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.
Основной постулат коучинга заключается в том, что каждый человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения. Этот постулат применим и для организации в целом.
Преспозиции коучинга.
· Все люди обладают способностью к развитию.
· Люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому.
· Наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью.
· То, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши достижения.
· Мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров).
· Люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс.
· Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее (см. теорию обучения Колба).
· Для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.