Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие



Robert L.Solso

COGNITIVE PSYCHOLOGY

Th edition

ALLYN AND BACON

Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore

Роберт Солсо

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Е издание

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

ББК УДК С60

88.351 159.928.235

С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-182-4

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

ББК 88.351 УДК 159.928.235

©2001, 1998, 1995, 1991, 1988, 1979 by Allyn & Bacon

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

ISBN 0-205-30937-2 (англ.) ISBN 5-94723-182-4


 

Оглавление

Предисловие..............................................................14

Студенту ............................................................... 14

Преподавателю......................................................... 15

Глава 1. Введение в когнитивную психологию............................. 19

Что такое когнитивная психология?.....................................20

Модель обработки информации.........................................23

Сфера когнитивной психологии.........................................24

Когнитивная нейронаука............................................24

Восприятие ......................................................... 25

Распознавание паттернов ............................................26

Внимание ........................................................... 26

Сознание........................................................26

Память..............................................................21

Репрезентация знаний ..................................................28

Воображение ........................................................28

Язык................................................................29

Психология развития................................................29

Мышление и формирование понятий ...............................30

Человеческий и искусственный интеллект ...........................30

Краткая история когнитивной психологии ..............................31

Первые представления о мышлении..................................31

Познание в эпоху Возрождения и после нее ..........................32

Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34

Когнитивная психология сегодня....................................37

Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39

Когнитивные модели ................................................41

Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43

Когнитивная наука .................................................45

Нейронаука и когнитивная психология ..............................45

Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология .............48

Эволюционная когнитивная психология.............................49

Резюме.................................................................51

Рекомендуемая литература .............................................52

Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53

Исследование и картирование мозга....................................54

XXI век — наука о мозге ................................................54

Проблема психики и тела ...............................................55

Когнитивная нейронаука ...............................................57

Когнитивная психология и нейронаука...............................58

Нервная система .......................................................59

Нейрон..............................................................61

Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64

Анатомия головного мозга........................................... 66

Современные методы нейрофизиологии.................................74

Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография ..... 74

Компьютерная аксиальная томография...............................75

Позитронно-эмиссионная томография...............................77

История о двух полушариях ............................................82

Когнитивная психология и науки о мозге.............................91

Резюме.................................................................91

Рекомендуемая литература.............................................92

Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93

Вычислительный мозг..................................................94

Ощущение и восприятие................................................95

Иллюзии............................................................ 96

Предшествующее знание.............................................96

Сенсорная предрасположенность мозга ..............................98

Объем восприятия.....................................................100

Иконическое хранение.................................................102

Влияние задержки подсказки.......................................104

Эхоическое хранение..................................................104

Функции сенсорных хранилищ........................................106

Внимание .......................... 107

Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111

Слуховые сигналы....................................................111

Модели избирательного внимания —.................................113

Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113

Модель делителя (Трейсман) .......................................117

Зрительное внимание............................................. 120

Автоматическая обработка............................................. 122

Нейрокогнитология внимания.........................................125

Внимание и человеческий мозг......................................125

Внимание и ПЭТ...................................................126

Резюме................................................................127

Рекомендуемая литература............................................129

Глава 4. Распознавание паттернов........................................130

Теории восприятия....................................................132

Распознавание зрительных паттернов..................................134

Зрение .............................................................135

Субъективная организация .........................................136

Теория гештальта......................................................138

Канонические перспективы ............................................141

Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144

Сравнение с эталоном .................................................145

Теория геонов ......................................................148

Метод предварительной подготовки.................................150

Подетальный анализ...................................................152

Движения глаз и восприятие паттерна..............................155

Прототипное сравнение........___....................................155

Абстрагирование зрительной информации..........................156

Псевдопамять ......................................................158

Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков .... 160

Восприятие формы: интегрированный подход..........................161

Распознавание паттернов экспертами ..................................162

Распознавание образов в шахматах...................................162

Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165

Резюме......166

Рекомендуемая литература............................................167

Глава 5. Сознание.......................................................168

История изучения сознания .....................169

Когнитивная психология и сознание...................................171

Эксплицитная и имплицитная память............................... 173

Исследования с подготавливающими стимулами....................174

Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия ....................178

Сознание как научный конструкт ......................................181

Ограниченная пропускная способность.............................183

Метафора новизны .................................................184

Метафора прожектора..............................................184

Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185

Современные теории сознания..................................... 187

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187

Теория общего рабочего пространства Баарса ...................188

Функции сознания....................................................192

Резюме.................................................................193

Рекомендуемая литература ............................................194

Глава 6. Мнемоника и эксперты..........................................195

Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты .....196

Мнемонические системы..............................................197

Метод размещения .................................................198

Система «слов-вешалок»...........................................199

Метод ключевых слов..............................................201

Организующие схемы ..............................................203

Воспроизведение имен ..........................................205

Воспроизведение слов ..........................................206

Выдающиеся мнемонисты.............................................208

Ш.:Лурия..........................................................208

V. Р.: Хант и Лав....................................................211

Другие примеры....................................................213

Оглавление

Эксперты и мастерство ................................................ 214

Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и

Чаленко.................................................216

Структура знания и мастерство.....................................220

Теоретический анализ мастерства...................................221

Резюме........... :....................................................222

Рекомендуемая литература ............................................223

Глава 7. Память: структуры и процессы ..............................224

Кратковременная память..............................................225

Нейрокогнитология и КВП .........................................227

Рабочая память.....................................................229

Объем КВП.........................................................231

Кодирование информации в КВП ...................................233

Воспроизведение информации из КВП..............................241

Долговременная память...............................................243

Нейрокогнитология и ДВП.........................................243

ДВП: структура и хранение .........................................245

Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249

Автобиографические воспоминания.................................254

Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257

Резюме................................................................ 260

Рекомендуемая литература .................:..........................261

Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология............................262

Первые исследования..................................................263

Нейрокогнитология памяти............................................267

Два хранилища памяти................................................269

Место памяти в процессе познания.....................................272

Модели памяти........................................................ 273

Модель Во и Нормана ..............................................273

Модель Аткинсона и Шифрина .....................................275

Уровень воспроизведения (УВ).....................................277

Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278

Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283

Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285

Коннекционистская (PDP)модель памяти: Румельхарт и

Мак-Клелланд ..................................................288

Резюме ..............................................................293

Рекомендуемая литература.............................................294

Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296

Семантическая организация ...........................................298

Ассоцианистский подход..............................................299

Организующие переменные: Бауэр..................................299

Оглавление 9

Когнитивные модели семантической памяти ...........................301

Теоретико-множественные модели..................................301

Модель сравнительных семантических признаков ...................302

Сетевые модели ....................................................305

Пропозициональные сети...........................................309

Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316

Поиск неуловимой энграммы .......................................316

О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают ...........317

Знание «что» и знание «как»........................................319

Таксономия структуры памяти......................................319

Память: консолидация .................................................321

Коннекционизм и репрезентация знаний ...............................322

Резюме................................................................325

Рекомендуемая литература ............................................326

Глава 10. Мысленные образы.............................................327

Исторический обзор ...................................................328

Образы и когнитивная психология .....................................329

Гипотеза двойного кодирования ....................................332

Концептуально-пропозициональная гипотеза .......................333

Гипотеза функциональной эквивалентности.........................334

Нейрокогнитивные данные ............................................339

Когнитивные карты ...................................................345

Мысленные карты: где я? ...........................................348

Синестезия: звучание цвета............................................350

Резюме................................................................354

Рекомендуемая литература ............................................355

Глава 11. Язык (I): структураи абстракции..............................356

Язык: познание и нейронаука ..........................................357

Лингвистика ..........................................................360

Лингвистическая иерархия .........................................360

Фонемы............................................................361

Морфемы ..........................................................362

Синтаксис..........................................................364

Теория грамматики Хомского..........................................364

Трансформационная грамматика....................................365

Психолингвистические аспекты........................................368

Врожденные способности и влияние окружения .....................368

Гипотеза лингвистической относительности.........................368

Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей ....................371

«Война призраков»: Бартлетт .......................................371

«Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс..........................374

Знание и понимание...................................................377

«Мыльная опера», «воры» и «полиция» .............................378

Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции» ...................381

Модель понимания: Кинч..............................................382

Пропозициональная репрезентация текста и чтения .................384

Язык и нейронаука ....................................................386

Резюме................................................................389

Рекомендуемая литература ............................................390

Глава 12. Язык (II): слова и чтение.......................................392

Объем восприятия.....................................................395

Обработка текста: регистрация движений глаз.......................399

Лексические задачи....................................................405

Опознание слов: когнитивно-анатомический подход....................409

Понимание ............................................................412

Резюме................................................................418

Рекомендуемая литература ............................................419

Глава 13. Когнитивное развитие..........................................420

Онтогенетическое развитие............................................421

Психология развития...............................................422

Нейрокогнитивное развитие ........................................422

Сравнительное развитие............................................423

Когнитивное развитие ..............................................423

Психология развития..................................................423

Ассимиляция и аккомодация: Пиаже................................424

Разум в обществе: Выготский .......................................431

Выготский и Пиаже ................................................432

Нейрокогнитивное развитие ...........................................435

Развитие нервной системы в раннем возрасте .......................435

Окружение и развитие нервной системы ............................436

Исследования латерализации.......................................437

Когнитивное развитие .................................................438

Интеллект и способности...........................................439

Развитие навыков приобретения информации.......................441

Память.............................................................446

Познание «высшего порядка» у детей ...............................450

Формирование прототипа у детей...................................454

Резюме................................................................456

Рекомендуемая литература ............................................458

Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие

решений..............................................................459

Мышление ............................................................460

Формирование понятий ...............................................461

Ассоциация ........................................................ 462

Проверка гипотез...................................................463

Логика ................................................................ 465

Умозаключения и дедуктивное рассуждение ........................467

Формальное мышление.............................................470

Принятие решений ....................................................477

Индуктивное рассуждение..........................................477

Принятие решений в «реальном мире» ..............................478

Рассуждение и мозг.................................................482

Оценка вероятностей ...............................................485

Фреймы решения...................................................487

Репрезентативность ................................................488

Теорема Байеса и принятие решений................................489

Принятие решений и рациональность .................................492

Резюме...............................................................493

Рекомендуемая литература............................................494

Глава 15. Мышление (II): решение задач, творчество и человеческий интеллект.....................496

Решение задач.........................................................497

Гештальт-психология и решение задач ..............................498

Репрезентация задачи .............................................500

Внутренняя репрезентация и решение задач.........................503

Творчество ............................................................ 507

Творческий процесс ................................................507

Творчество и функциональная устойчивость ........................509

Творчество с точки зрения теории инвестирования ..................510

Анализ творчества..................................................512

Человеческий интеллект...............................................515

Проблема определения .............................................515

Когнитивные теории интеллекта....................................516

Нейрокогнитология и интеллект....................................525

Резюме................................................................530

Рекомендуемая литература ............................................531

Глава 16. Искусственный интеллект......................................534

Искусственный интеллект: начало .....................................537

Компьютеры .......................................................538

Компьютеры и искусственный интеллект ...........................539

Искусственный интеллект и человеческое познание .................543

Машины и разум: «имитирующая игра»

и «китайская комната»..............................................546

«Имитирующая игра», или тест Тюринга............................547

«Китайская комната» ...............................................548

Опровержение «китайской комнаты» ...............................549

Восприятие и искусственный интеллект................................550

Распознавание линий...............................................550

Распознавание паттернов ...........................................551

Распознавание сложных форм ......................................555

Язык и искусственный интеллект......................................559

ELIZA, PARRY и NETtalk ............................................560

Значение и искусственный интеллект ...............................563

Непрерывное распознавание речи...................................564

Программа понимания языка .......................................565

Решение задач, игры и искусственный интеллект .......................566

Компьютерные шахматы............................................571

Искусственный интеллект

и художественное творчество ......................................572

Роботы................................................................575

Будущее искусственного интеллекта ...................................576

Искусственный интеллект и научные исследования ....................579

Резюме................................................................580

Рекомендуемая литература ............................................581

Алфавитный указатель ......................... .....................583

 


Памяти моей матери,

Элизабет Пресли Солсо, которая учила меня любить жизнь, и памяти моего отца, Ф. И. Солсо, который учил меня любить знания

Предисловие

Студенту

Эта книга написана для вас и для всех детей XXI века. Мы, изучавшие психологию в прошлом веке, наблюдали быстрые и важные изменения, происходившие в теориях восприятия и осмысления мира, запоминания информации и мышлении. Эти изменения стали результатом усилий многих когнитивных психологов, совершенствовавших методы исследования. Сочетание упорных поисков и новых методов позволило нам многое узнать о восприятии, памяти, нервных основах познания, мышлении и обработке информации — фактически обо всех сферах человеческого познания.

Среди важных открытий последних лет — установление связи между мыслительным процессом и соответствующей нейрофизиологической активностью. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия. Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи во всех областях научных исследований. Я постарался уловить дух времени и подтолкнуть вас к дальнейшему исследованию данной темы. Надеюсь, что содержание этой книги поможет вам понять, чего достигли когнитивные психологи, точно передаст их лучшие идеи, теории и эксперименты и подготовит вас к пониманию новых исследований.

В этой книге мы будем придерживаться модели человеческого познания, в соответствии с которой сначала мы рассмотрим ощущение, затем — восприятие, внимание, память, высшие когнитивные процессы и т. д. Такая система удобна для понимания и упорядочивает то, что могло бы показаться нагромождением информации. Однако известно, что в познании — восприятии, нервных основах нейропознания, памяти, сознании, речи, решении проблем и других областях — все процессы протекают одновременно. Всестороннее изучение когнитивной психологии включает в себя оценку всех компонентов, сплетающихся в тончайший узор психической жизни представителей нашего вида.

В большинстве глав вы найдете рубрику «Критические размышления». Из теории научения и познания нам известно, что увлеченный читатель усваивает материал лучше и, возможно, на более глубоком уровне. Эти критические заметки посвящены одному или нескольким центральным вопросам главы. Я призываю вас погрузиться в текст, взаимодействуя с ним.

Некоторые студенты могут выбрать профессию, связанную с когнитивными науками. Если содержание этой книги подвигнет вас на продолжение работы, которую начали мы, психологи, ваш труд будет полностью вознагражден. Хочу сказать, что меня очень интересует ваше мнение об этой книге, и я буду рад получить ваши предложения и замечания.

Преподавателю

Начиная с 1-го и вплоть до 6-го издания «Когнитивной психологии» общая структура статей мало изменилась, но значительно изменилось их содержание. В первых изданиях мы лишь вскользь упоминали о теме, которая сейчас называется нейропознанием (термин начал широко применяться только в начале 1980-х годов). Сейчас же важная роль нейропознания во всех сферах когнитивной психологии (так же, как и в остальных сферах) очевидна, и дошло до того, что этот раздел когнитивной науки начал вытеснять из учебников другие, более традиционные области. Значительные успехи в нейропознании (не только в методах, но и в способах получения данных и их интерпретации) в полной мерой отражены в настоящем издании учебника, хотя мы не забывали и о том, что когнитивная психология — это прежде всего наука о человеческом разуме: мыслях, умозаключениях, языке, памяти и роли сенсорных стимулов. Эти и другие проблемы познания иллюстрирует, объясняет и разъясняет нейропознание (более чем на одном уровне). Ввиду того что познание изучается психологией, я сохранил описание многих традиционных исследований, которые выдержали испытание временем и эмпирическую проверку, и добавил новые интересные материалы там, где это было необходимо. Всегда существует большой соблазн заменить старые концепции на новые, но эта замена оправданна лишь в тех случаях, когда более современные труды отображают новый аспект проблемы. В большинстве случаев старые исследования безупречно ясны, поэтому я оставил их без изменений. Кроме того, в связи с ростом интереса к психологическим аспектам когнитивной психологии в 6-м издании упомянуто множество нейрокогнитивных исследований, которые были включены в издание как новые доказательства когнитивных теорий.

Создание первого варианта «Когнитивной психологии» более 20 лет тому назад было особенно сложной задачей, так как я не имел никакого примера для подражания, кроме изданной в 1967 году и ставшей классической книги Ульрика Найссера с таким же названием и сотни статей и материалов симпозиумов, в беспорядке разбросанных у меня в офисе и дома. Мне действительно повезло, когда в 1974 году я оказался на лекциях Эда Смита о познании в Стэнфордском университете (курс лекций, который позже читал я). Его организация материала отражена (хотя с некоторыми изменениями) в данной книге, так же как и во многих других учебниках о познании, и мне кажется, что Эд Смит, который был принят в Национальную академию наук, оказал большое влияние на то, как преподается когнитивная психология в Соединенных Штатах и во всем мире. Существует несколько дюжин учебников по когнитивной психологии и еще много других книг, в которых обсуждаются такие темы, как познание и юриспруденция, познание и психотерапия, познание и общество, познание и образование и т. д. Начиная с периода «когнитивной революции» сфера влияния занимающихся этой темой специалистов расширилась намного больше, чем я мог вообразить десятилетия назад. Однако, на мой взгляд, главные темы, сформировавшие эту дисциплину в то время, все еще актуальны, хотя за прошлые годы акцент сместился, — таков динамический характер жизнеспособных наук.

Мне нравилось писать эту книгу, и, могу нескромно добавить, я даже с удовольствием перечитывал ее время от времени; теперь же, когда я ее заканчиваю, пришло время оглянуться назад с некоторой ностальгией. Когда я начал работать над 1-м изданием, у меня были лишь чистый лист линованной бумаги, обещавшая стать обшарпанной авторучка и сотни статей, журналов и книг по восприятию, памяти и мышлению в качестве материала для работы. Теперь я работаю, используя компьютер, который сам проверяет правописание и синтаксис (иногда), множество книг, подобных моей, и столько новых данных, сколько не сможет переварить ни один человек. Я надеюсь, что мои книги внесли важный вклад в психологию и науку в целом. Для меня это было путешествие, от которого я не мог отказаться.

В этом, 6-м, издании я пытался сохранить лучшие черты предыдущих пяти изданий, добавив важные новые материалы и несколько сместив акцент книги, желая отразить последние изменения. В частности, я сохранил всесторонний характер книги. Есть опасность написать всеобъемлющий учебник, читая который студенты могут увязнуть в огромном количестве материала, содержащегося в одном курсе. Могу дать вам совет: не нужно изучать всю книгу за один семестр. Немного позже я продолжу эту тему.

В течение последнего десятилетия когнитивная психология претерпевает существенные изменения и бурно развивается, нам стало намного труднее корректно раскрывать все области познания. Я выделил основные исследования и идеи и устранил некоторые из наиболее специальных аспектов когнитивной науки. Несомненно, специализированные книги, написанные с особой точки зрения, необходимы, но я полагаю, что многие будут приветствовать появление всеобъемлющей книги по когнитивной психологии, — задача, которую пытались решить лишь несколько авторов.

Тем из вас, кто уже знаком с «Когнитивной психологии», будет приятно обнаружить, что в книге представлены противоречивые данные, сопровождаемые некоторыми примечаниями. Такие резюме впервые использовались в 3-м издании с учетом пожеланий многих читателей. Я также вел активные лабораторные исследования, в которых вместе со своими студентами проверял кое-какие из идей, изложенных в этой книге. Иногда мы будем обращаться к данной работе, чтобы разъяснить конкретные принципы и показать читателю, что когнитивная психология — активная, развивающаяся наука. Я надеюсь, что такие исследования будут стимулировать вас продолжить поиск более полных ответов на поставленные в книге вопросы.

Как и в предыдущих изданиях, большинство глав начинается с краткого исторического обзора соответствующей темы; однако в некоторых главах этот обзор был сокращен, чтобы освободить место для текущей информации. Так как когнитивная психология как наука быстро развивается, я полагаю, что для читателей важно знать кое-что об истории темы, чтобы они могли понять новую информацию в контексте прошлых событий.

В пятый раз перерабатывать столь нежно любимую книгу — сладостно-горький опыт. С одной стороны, действительно приятно включить в нее новые исследования, которые отвечают на некоторые из вопросов, поставленных в предыдущих изданиях; с другой — смотреть на пол, заваленный удаленными страницами, пара-

графами и примерами тщательно обработанного материала, для того, кому тяжело сократить даже одно слово, — все равно что видеть, как умирает часть твоей интеллектуальной жизни. Мне особенно не хотелось сокращать часть исторического материала по исследованиям памяти, но требовалось место для рассказа о более интересных открытиях. Кроме добавления новых ссылок в большинстве глав и удаления некоторых устарелых исследований в этом издании подчеркнуты следующие моменты:

• Каждая глава начинается с предварительных вопросов. Мы знаем, что усваивать важную информацию легче, если студент имеет представление о том, что именно он, как ожидается, будет изучать. Несколько наводящих вопросов в начале главы определяют направление внимания студента при дальнейшем чтении; в некоторых случаях вопросы сформулированы так, чтобы вызвать особый интерес читателя. Вообще, это издание более удобно в использовании и в то же время стимулирует интеллектуальную активность.

• Каждая глава была обновлена, а несколько глав были значительно переделаны, часто в ответ на просьбы читателей. Это касается глав, посвященных восприятию и вниманию, сознанию и когнитивному развитию.

• Книга существенно дополнена новой информацией по физиологии и смежным темам, включая недавно полученные результаты по технологиям нейрокогнитивного отображения. Включение этих тем — ответ на быстро изменяющийся характер когнитивной психологии и важные новые открытия в области науки о мозге и нейропознании.

• В данном издании мы объединили материал некоторых глав; в особенности это касается самостоятельных в прошлых изданиях глав, посвященных восприятию и вниманию, которые были объединены в одну главу.

• Организация глав и разделов соответствует последовательности обработки информации, которая начинается с восприятия сигналов сенсорной/мозговой системой и продолжается в рамках процессов более высокого порядка, таких как память, язык и мышление. Именно этой последовательности легче следовать студентам и преподавателям, хотя когнитивная модель обработки информации {Information Processing INFOPRO)— не единственная модель, с которой могут ознакомиться студенты, читая эту книгу. По моему мнению, познание имеет сложный характер и все его части работают вместе более или менее одновременно. Хотя люди не испытывают трудностей в использовании модели последовательной обработки, следует отметить, что память без восприятия похожа на красивую живопись без краски.

• В большинство глав включен раздел под названием «Критические размышления», в котором я призываю читателя анализировать или рассматривать ту или иную тему. Я обнаружил, что этот прием, как и другие, которые вы могли бы придумать сами, является хорошим средством стимулирования обсуждения в группе. Студенты склонны более глубоко обдумывать проблемы и лучше усваивать информацию, когда обсуждают тему с другими студентами. Дискуссия в группе также дает студентам возможность упражнять и улучшать их аналитические навыки.

Предисловие

• Добавлен новый иллюстративный материал, который является одновременно живым и поучительным.

При написании всеобъемлющей книги по когнитивной психологии я пытался сделать так, чтобы моя работа была привлекательна для многих преподавателей, предпочитающих выбирать свои любимые темы для семестрового курса лекций. Можно изложить материал всех шестнадцати глав в одном курсе, но большинство преподавателей говорили мне, что они выбирают лишь некоторые главы. (В свой собственный курс лекций я включаю все, кроме одной или двух глав, хотя один мой деятельный аспирант изложил всю книгу за одну пятинедельную летнюю сессию !) Я написал этот учебник так, чтобы некоторые главы могли быть опущены без ущерба для целостности книги. Вот несколько предлагаемых моделей:

1. Краткое общее введение в познание — главы 1, 3, 4, 6-8, 11, 13, 15 и 16.

2. Нейрокогнитивная система — главы 1-5, 7-10, 12, 15 и 16.

3. Прикладной подход — главы 1, 3-11, 13-16.

4. Мышление/с акцентом на решение проблем — главы 1, 4-11, 14-16.

5. Память — главы 1-3, 6-15.

6. Когнитивное развитие — главы 1-4, 6-16.

Эти модели — лишь общие предложения, к которым можно добавить главы по вашему вкусу и/или специализации.

В написание этой книги внесли вклад многие люди, и я с удовольствием отдам им дань уважения. Многие из вас, преданных читателей, в течение этих лет лично или в письмах выражали свое мнение о книге. Я глубоко ценю вашу верность этой книге, и ваши замечания были для меня очень важны. Кроме того, я узнавал мнения (в форме писем и иным способом) студентов — самой важной группы читателей, которым адресована эта книга. Многие исследователи информировали меня о своих последних открытиях, и я особенно обязан им. Многие из вас присылали мне копии рукописей и опубликованных работ из источников, которые иначе было бы фактически невозможно найти. Я выражаю признательность рецензентам прежних изданий. Я благодарю Кристи Ланда за помощь в подготовке рукописи. Данное издание было в известной мере улучшено обзорами, присланными Томом Бузи (Университет штата Индиана), Уильямом С. Кассэлем (Университет Нового Орлеана), Линдой Д. Кросняк (Университет Джорджа Мейсона), Дарлин Демари-Дреблоу (колледж Маскингам), Дугом Имоном (Университет Висконсина в Уайтуотере), Полом Фусом (Университет Северной Каролины в Шарлотте), Полом Хосе (Университет Лойолы в Чикаго), Кристи А. Нильсон (Университет Маркетт), Грэгом Робинсоном-Риглером (Университет св. Фомы), Барбарой А. Спеллман (Университет Вирджинии), Лаурой А. Томпсон (Университет штата Нью-Мексико). Наконец, я благодарю моего редактора Кэролин Меррилл, моих студентов и коллег, которые обеспечивали поддержку и помощь, а также вдохновляли меня. Я также благодарю Габриэля А. Флореса за его восхитительные иллюстрации.

Р. Л. С.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.