В соответствии с требованиями специалист хирург должен знать и уметь: Общие знания:
• основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
• организация хирургической помощи в стране, организация работы скорой и неотложной помощи;
• основы топографической анатомии передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, груди, шеи, конечностей;
• основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем;
• взаимосвязь функциональных систем организма и уровня их регуляции;
• этиология опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическая классификация опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;
• профилактика и терапия шока и кровопотери;
• закономерности течения раневого процесса и принципы его терапии;
• основные разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей различной локализации, их клиническая симптоматика, диагностика, принципы лечения и профилактики;
• важнейшие разновидности предраковых состояний и заболеваний, их клиническая симптоматика и способы диагностики;
• физиология и патология системы гемостаза, коррекция нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и её компонентов;
• основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, возможные типы их нарушений и принципы лечения;
• общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии;
• основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии; различные способы гистологического и цитологического исследования в онкологии;
• основные принципы асептики и антисептики в хирургии;
• основы иммунологии и генетики в хирургии;
• принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии, основы интенсивной терапии и реанимации;
• основы инфузионной терапии в хирургии, характеристика препаратов крови и кровезаменителей;
• основы фармакотерапии в хирургии и смежных областях медицины;
• принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;
• основы патогенетического подхода при лечении в хирургии и смежных областях медицины;
• основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
• основы рационального питания и принципы диетотерапии в хирургической клинике;
• вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в хирургии и смежных областях;
• основы организации и проведения диспансеризации в хирургии;
• особенности санэпидрежима в хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;
• оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при открытых, эндоскопических и транскутанных оперативных вмешательствах;
• основы юридического права в хирургии.
Общие умения:
• получить информацию о развитии и течении заболевания;
• выявить факторы риска развития того или иного хирургического
заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
• применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания;
• оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;
• оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;
• определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
• определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
• составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;
• разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;
• определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;
• оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;
• решить вопрос о трудоспособности больного;
• вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;
• проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность;
• проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;
• проводить санитарно-просветительную работу.
Специальные знания и умения:
• специалист хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение, уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:
• острая кровопотеря, профузное кровотечение в хирургических или гинекологических заболеваниях, травматических повреждениях;
• перитонит различной этиологии;
• травма головы и позвоночника, повреждения конечностей, в том числе с переломами костей, признаками повреждения магистральных кровеносных сосудов и нервов;
• открытый или закрытый, в том числе, напряженный пневмоторакс и гемоторакс;
• ручное отделение и выделение последа, ручное обследование послеродовой матки;
• операции при внематочной беременности и перекруте кисты яичника.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ»(интернатура)
Цель: подготовка квалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций1, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Категория обучающихся: врачи
Срок обучения: 1 год; академических часов- 2592; недель –48; месяцев-11 Трудоемкость: 72 зачетных единицы Режим занятий: 9 академических часов в день (из них 6 ак.час. –
аудиторной работы, 3 ак.час. – внеаудиторной (самостоятельной) работы)