Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 10. УПРАЖНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ



Вольные упражнения

Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхно­сти — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназна­чаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого раз­ряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.

Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разу­ченных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участни­ков на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполне­ние упражнения группой в целом, точность и ритмичность дви­жений, оригинальность перестроений.

Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортив­ные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражне­ний).

Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выпол­няются они индивидуально на специальном гимнастическом ков­ре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оцени­вается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные уп­ражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение явля­ется обязательным.


 




Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно со­впадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортив­ным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.

Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, под­вижности в суставах, выносливости, повышению функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сен­сорных систем. Последнее выражается в том, что занимающие­ся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, вели­чина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более ши­рокими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.

Совершенствование навыков выполнения вольных упражнений содействует формированию правильной осанки, пополняет воле­вой, эмоциональный и главным образом двигательный опыт гим­настов. Не только женщины, но и мужчины благодаря занятиям этими упражнениями развивают пластичность и выразительность движений всех звеньев тела. Групповые вольные упражнения, кроме того, содействуют воспитанию общительности, чувства товари­щества, ответственности за свои действия, взаимопомощи, фор­мированию сплоченности коллектива.

С предметами могут выполняться как групповые упражнения, так и учебные комбинации. Спортивные вольные упражнения с предметами относятся к художественной гимнастике. Кроме пред­метов, используемых в художественной гимнастике, в вольных упражнениях могут применяться также флажки, гантели, гимна­стические палки, шесты, канаты и др. При выполнении этих уп­ражнений дополнительно приобретаются и совершенствуются навыки движений кистью, что имеет еще и прикладное значение при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста письму, игре на пианино и других музыкальных инструментах, при овладении бытовыми, трудовыми, спортивными двигатель­ными навыками. Разнообразие используемых предметов содействует развитию координации движений.

Вольные упражнения включают в себя элементы различных видов упражнений — общеразвивающих, художественной гимна­стики, акробатики, хореографии и др. — и составляются с учетом требований композиции.


Под композицией вольных упражнений понимают последователь­ность выполнения гимнастических элементов и соединений, их расположение относительно ковра и взаимосвязь частей упражне­ния. Последнее означает стройность, осмысленность сочетаний и последовательность элементов и движений. Композиция должна быть гармоничной, динамичной, включать элементы разнообраз­ного характера, задавать направление движения исполнителя. На­личие слишком простых, примитивных элементов или соедине­ний нарушает гармоничность композиции. В групповых вольных упражнениях композиция определяет также взаимное расположе­ние и перемещение самих исполнителей.

Индивидуальные вольные упражнения могут быть столь же оригинальны и неповторимы, как и свойства личности каждого отдельного исполнителя. Включение простого, но редко исполня­емого элемента создает порой лучшее впечатление, чем последо­вательное выполнение трудных, но не очень оригинальных эле­ментов. В любом случае композиция упражнения должна подчер­кивать достоинства исполнителя. Мужским вольным упражнени­ям присущи использование движений прямыми руками и нога­ми, строгость движений, больший удельный вес силовых и стати­ческих элементов. Композиции женских вольных упражнений свой­ственна плавность движений, подчеркивание грациозности, пла­стичности, элегантности, танцевальное™ исполнительницы. В дет­ских упражнениях отражаются задор, игривость и подвижность юных спортсменов. В основе их упражнений может лежать какая-либо сценка или картинка.

Композиция спортивных вольных упражнений может быть обяза­тельной или произвольной. Последняя составляется из необходимо­го числа элементов и соединений определенной сложности с учетом требований правил соревнований. Композиция обязательных упраж­нений либо является строго заданной, либо составляется из элемен­тов заданного типа (для I и II разрядов по категории Б). Например, требования к акробатической комбинации, выполняемой мужчина­ми в качестве вольных упражнений II разряда, таковы.

1. Любое равновесие.

2. Стойка на руках — обозначить.

3. Переворот вперед или назад.

4. Соединение из 2 — 3 акробатических элементов.

При создании композиции элементы, указанные в требовани­ях, чередуются с простыми элементами и движениями для созда­ния целостного, логически завершенного упражнения.

Гармоничность спортивных вольных упражнений предполагает равномерность распределения трудных элементов внутри упраж­нения. Упражнение должно заканчиваться акробатическим соеди­нением указанной или большей трудности. У женщин после ко­нечного соединения следуют несколько движений, завершающихся


 



Гимнастика



 

принятием конечной позы. Для вольных упражнений спортсменов высоких разрядов характерно разнообразие направлений передви­жений, поворотов, использование большей части ковра, значи­тельные перемещения. При этом в композициях вольных упраж­нений мужчин передвижение исполнителя происходит, как пра­вило, по сторонам и диагоналям ковра (рис. 167), гимнастки же передвигаются не только по прямым линиям (рис. 168).

В вольных упражнениях для массовых разрядов и в учебных ком­бинациях (комплексах упражнений) направлений передвижения по ковру обычно немного. Например, при выполнении мужских вольных упражнений III разряда по программе категории Б спорт­смен перемещается вдоль одной прямой линии (рис. 169). Иногда композиция спортивных вольных упражнений намеренно приво­дится к линейной, чтобы упражнение можно было выполнить на акробатической дорожке.

В групповых вольных упражнениях участники выполняют обычно несложные элементы. Трудность состоит в требовании синхрон­ности движений исполнителей, единства характера их движений.

Если от начала до конца группового упражнения взаимное рас­положение участников, выполняющих одинаковые движения, сохраняется неизменным, то упражнение такого типа называется синхронным. В более сложных упражнениях этого типа применяют­ся одновременные перемещения участников на определенное число шагов и одновременные повороты.

Групповые упражнения называются ролевыми, если участники в едином ритме выполняют разные упражнения в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, колонне, шеренге и от места в ней. Исполнители разного пола распределяются обыч­но в разные группы. Ролевые упражнения выглядят эффектно, если между движениями разных групп участников наблюдается кон­траст, например: соседние группы выполняют выпады в разные стороны; одни выполняют присед, другие встают и т.п. Контраст подчеркивается также различием костюмов участников и предме­тов, с которыми выполняется упражнение. Самым трудным из ролевых упражнений является «волна», при выполнении которой каждый участник в ряду выполняет то же движение, что и ДРУ"


гие, но с запаздыванием на определенную часть амплитуды от предыдущего участника.

Еще более сложными являются групповые вольные упражне­ния с перестроением, например, смыкания и размыкания, раз­бивка на группы, перестроение из шеренг в круги и т.д. Поддер­живать четкость строя особенно трудно при перестроениях типа «прочесывания», когда одна колонна движется навстречу другой, или с пересечением путей участников.

Если упражнение в целом состоит из частей разного типа, то оно называется составным.

Упражнение, в котором часть участников выполняет упражне­ния одного типа, а другая одновременно — упражнения другого типа, называется комплексным. Групповые вольные упражнения могут использоваться для выступлений на физкультурных празд­никах (подробнее об этом см. разд. 15.3 «Массовые гимнастические выступления»).

Для обучения вольным упражнениям первым этапом при ра­боте с начинающими является формирование «школы движений», т.е. навыков выполнения движений, элементов и простых соеди­нений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле. Сред­ством для этого являются не всякие, а правильно выбранные об-щеразвивающие упражнения. Для постановки «школы движений» не следует использовать такие движения, как, например, из стойки руки в стороны-вперед мах правой вперед-влево, носком коснуться левой руки (то же левой ногой) или: из стойки ноги врозь с на­клоном вперед, руки в стороны — повороты туловища.

Улучшению качества движений при выполнении вольных уп­ражнений содействуют контроль и самоконтроль. Последний в пол­ной мере возможен при использовании зеркала, а лучше — ви­деосъемки. Контроль может осуществлять сам педагог либо он орга­низовывает работу учащихся в парах для взаимоконтроля. При ра­боте с начинающими и с занимающимися младшего возраста кон­троль педагога должен обязательно преобладать. Постоянно следу­ет обращать внимание на их осанку, положение головы, рук, ки­стей, пальцев. Например, при выполнении наклона вперед, руки в стороны контролируется, чтобы туловище учащегося было про­гнутым и находилось в горизонтальном положении, голова под­нята, руки в стороны (на уровне плеч) и слегка кверху (относи­тельно туловища, а не пола), ладонями вперед (т.е. к полу), паль­цы вытянуты и прижаты. Большое значение для формирования «школы движений» имеет хореографическая подготовка.

Обучение вольным упражнениям проводится как в подготови­тельной, так и в основной части урока.

В подготовительной части разучиваются простые элементы и соединения, совершенствуется «школа движений». Более сложные элементы разучиваются в упрощенном и измененном виде. На-


пример, вместо шагов в сочетании с движениями рук выполня­ются выставления ног с теми же движениями рук. Организуется выполнение частей вольных упражнений в различных направле­ниях, для чего применяются повороты и перестроения.

В подготовительной части чаще всего используется фронталь­ный метод. Учащиеся выполняют упражнения на ковре или на полу. Разучиваемые части вольных упражнений выполняются вна­чале в медленном темпе, по разделениям, с фиксацией внимания на более трудных движениях, при контроле правильности их вы­полнения. Затем темп, амплитуда движений постепенно увеличи­ваются, повышаются требования к точности, совершенствуется стиль исполнения разучиваемого элемента, соединения, комби­нации, подключается музыкальное сопровождение.

В основной части урока разучиваются более сложные элемен­ты: равновесия, стойки, перевороты, сальто, прыжки, поворо­ты, перемахи и т. п. Разучивание проводится индивидуальным или проходным методом. Если в подготовительной части урока уча­щиеся выполняют упражнения главным образом на полу или на ковре, то в основной части используются также маты, акробати­ческая дорожка, мостик, лонжи (страховочные пояса), пороло­новая яма и другие снаряды и приспособления.

Совершенствование техники исполнения отдельных элементов вольных упражнений и их соединений осуществляется также пу­тем выполнения несложных учебных комбинаций, составленных из разученных частей упражнения. Педагог может составлять эти комбинации сам на 8, 16, 24 счета, а более подготовленным уче­никам предложить составить такие комбинации самостоятельно.

Вольные упражнения, составленные для исполнения под му­зыкальное сопровождение, разучиваются по «восьмеркам». При добавлении вновь разученной «восьмерки» к ранее освоенной ча­сти упражнения темп исполнения вначале задается более медлен­ный, а затем постепенно ускоряется. Если упражнение не сопро­вождается музыкой (для старших разрядов мужчин), то оно разу­чивается в произвольном разделении на части. В конечном итоге все части, или «восьмерки», упражнения соединяются в единое целое и выполняются слитно.

На этапе совершенствования вольные упражнения выполня­ются целиком, при этом более трудные фрагменты продолжают совершенствоваться отдельно. При выполнении упражнения в це­лом иногда делаются остановки для уточнения отдельных поло­жений тела или его звеньев. Для развития двигательной памяти и выносливости разученные вольные упражнения выполняются по 2 и даже по 3 раза подряд без остановки. Применение указанного метода в вольных упражнениях более эффективно, чем в других видах гимнастического многоборья, особенно в плане развития выносливости.


Упражнения на коне

Упражнения на коне (высота 105 см от поверхности мата) — махи и перемахи одной и двумя ногами, скрещения прямые и обратные, круги одной и двумя ногами, соскоки — считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. Они усложняются введением поворотов, выходов и переходов, изменением условий опоры на две и одну ручку, внутри ручек, на ручку и тело коня, на тело, и могут выполняться продольно и поперек. Упражнения на коне должны выполняться в ровном тем­пе без задержек и остановок, без касаний и отталкивания ногами о снаряд. Успешное овладение упражнениями на коне требует хо­рошего развития мышечной силы рук, плечевого пояса, тулови­ща, координации движений, подвижности в тазобедренных сус­тавах, равновесия. Упражнения изучаются целостным методом, в обе стороны, с применением поддержек и проводок, с помощью подготовительных и подводящих упражнений на стандартном и нестандартном оборудовании, на тренажерах.

Перемахи могут быть однонаправленными (одноименными) и разнонаправленными (разноименными). В первом случае перемах правой ногой начинается в правую сторону, а левой — в левую. Во втором случае перемах правой ногой начинается в левую, а ле­вой — в правую сторону.

Однонаправленные перемахи выполняются из упора стоя, из упора сзади и из упора ноги врозь. Так, для выполнения перемаха левой из упора стоя (с прыжка) делается бросковое движение ногами и туловищем влево, при этом левая нога обгоняет правую и подни­мается до уровня левого плеча и выше. Образовавшееся широкое разведение ног на мгновение фиксируется. В это время левая рука снимается с опоры, а тело приподнимается на правой руке, таз и бедро левой ноги посылаются вперед, обгоняя движение голени, левая нога быстро переносится вперед над конем и левой ручкой, после чего левая рука вновь опирается на левую ручку. В двухопор-ной фазе движения тела и ног происходят под воздействием силы тяжести без особых усилий со стороны занимающегося. После прохождения вертикали движение подхватывается и делается мах ногами вправо, правая нога опережает левую и продолжает дви­жение до уровня правого плеча и выше. При движении в обратном направлении, по мере приближения ОЦМ тела к вертикали, уси­ливается движение правой ноги влево до уровня поверхности коня. Далее проекция ОЦМ тела смещается вправо ближе к центру площади опоры правой руки, левая рука приподнимается над опорой, а левая нога, обгоняя своим движением правую ногу, перемахивает над телом коня и левой ручкой. Начинается мах вправо до последующего перемаха, но теперь уже правой ногой (рис. 170).


 




 



Разнонаправленные перемахи выполняются из тех же исходных положений, что и однонаправленные. Например, для перемаха левой ногой вправо из упора стоя (или из упора) в упор ноги врозь надо сделать маятникообразное бросковое движение туло­вищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движе­ние левой и поднимается в сторону по возможности выше над конем, ноги широко разводятся, в крайней точке маха правая рука отталкивается от ручки, а левая нога выполняет перемах. За­тем рука снова ставится на ручку, и гимнаст приходит в упор ноги врозь левой (рис. 171).


При выполнении этого же упражнения левой ногой вправо, но из упора сзади предварительно делается небольшой замах тулови­щем и ногами влево. Затем проекция ОЦМ тела перемещается на левую ручку, что позволяет выполнить маятникообразное брос­ковое движение туловищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движение левой и поднимается по возможности выше над конем, таз слегка поворачивается навстречу движению, ноги широко разводятся. Правая рука приподнимается над руч­кой, а левая нога в это время проносится над конем, правая рука снова ставится на ручку и гимнаст переходит в положение упора ноги врозь правой.

Наиболее трудным разнонаправленным перемахом является перемах из упора ноги врозь в упор сзади. Так, например, для выполнения этого упражнения левой ногой проекция ОЦМ тела предварительно смещается на правую ручку, а ногами делается небольшой мах в левую сторону. Затем тяжесть тела переносится на левую ручку и выполняется сильный мах ногами в правую сто­рону, правая нога опережает движение левой и поднимается до уровня плеча гимнаста и выше. В конечной точке маха ногами пра­вая рука приподнимается над ручкой, а левая нога проносится над конем и правой ручкой. В этот момент таз слегка поворачива­ется навстречу перемаху и подается вперед. Правая рука ставится на опору, и гимнаст переходит в положение упора сзади.

При обучении перемахам в качестве подводящих и подготови­тельных упражнений применяются: различные размахивания и пе­ремахи в упоре ноги врозь и в упоре сзади, перемахи в упоре вне (рис. 172) с помощью и самостоятельно; махи ногами во всех на­правлениях, размахивания в висе широким хватом спиной к гим­настической стенке ноги вместе и врозь пошире с фиксированным положением ног в конце маха; размахивания в стороны в упоре и в упоре на руках на средних брусьях в положении ноги вместе и врозь без задержки и с задержкой в конце маха; отталкивание руками в упоре лежа на полу; рукохождение в упоре на брусьях не разводя ног и не размахивая туловищем из стороны в сторону; махи в упоре


 






 


 


на коне с ручками и другие разновидности махов и перемахов но­гами; прыжки через коня в ширину боком; соскоки на брусьях бо­ком и углом без поворотов и с поворотами; разнонаправленные перемахи в упор с помощью и самостоятельно.

Однонаправленные круги одной ногой представляют собой со­единение двух перемахов: однонаправленного вперед или назад и разнонаправленного из упора ноги врозь. От того, насколько пра­вильно освоены эти перемахи, зависит успешность выполнения данного элемента. Он выполняется из тех же исходных положе­ний, что и перемахи (рис. 173).

Разнонаправленные круги одной ногой выполняются из упора стоя (с прыжка), из упора сзади и из упора ноги врозь. Они пред­ставляют собой два последовательных перемаха, один из которых разнонаправленный, а другой — однонаправленный.

Прямое скрещение — это соединение двух перемахов, однона­правленного и разнонаправленного, выполненных одновременно правой и левой ногой навстречу друг другу. После перемаха пра­вой вперед надо перенести тяжесть тела на правую руку, сделать энергичный взмах левой ногой как можно повыше и оттолкнуться левой рукой от ручки, удерживая левую ногу в крайнем верхнем положении, выполнить перемах правой ногой над конем и левой ручкой, а с движением тела вниз таз слегка вывести вперед, сде­лать перемах левой вперед, быстро пронести руку над левым бед­ром и поставить ее на ручку между широко разведенными ногами (рис. 174). При изучении этого упражнения рекомендуется: пра­вильно выполнять разнонаправленные перемахи из упора ноги врозь, медленные скрещения с помощью, поднимая и удерживая левую ногу обучаемого в момент перемаха правой влево; выпол­нять скрещение со второго-третьего взмаха. Помощь оказывается по ходу движения подталкиванием левой ноги вверх.

Обратное скрещение представляет собой соединение двух пере­махов — однонаправленного и разнонаправленного, выполняе­мых одновременно из упора ноги врозь. После предварительного взмаха влево при движении ног к вертикали тяжесть тела переда-


ется на левую руку и выполняется мах ногами вправо с энергич­ным движением правой ноги в сторону и отталкиванием правой рукой от ручки. Мах ногами сочетается с разгибанием в тазобед­ренных суставах и широким разведением ног. После перемаха ле­вой ногой вперед, правой назад правая рука ставится на ручку между широко разведенными ногами и гимнаст переходит в упор ноги врозь левой. Для успешного овладения этим упражнением надо предварительно научиться правильно выполнять разнонап­равленные перемахи из упора ноги врозь в упор сзади, обратное скрещение из упора вне, медленное скрещение с помощью. По­мощь оказывается подниманием и удержанием правой ноги обу­чаемого в момент перемаха левой вперед.

Круги двумя представляют собой два перемаха обеими ногами. Они выполняются последовательно друг за другом прямыми но­гами и туловищем. Их можно начинать с прыжка из упора стоя хватом за ручки, после однонаправленных перемахов вперед или назад из упора ноги врозь, из упора вне или из упора одна рука на ручке, другая — на теле коня. Круги могут выполняться как в правую, так и в левую сторону. Так, при выполнении кругов в левую сторону из упора стоя надо, отталкиваясь от опоры, туло­вище и ноги круговым движением направить влево над конем, при этом спину приподнять над ручками, а плечи слегка подать вперед. Когда таз окажется над левой ручкой, следует оттолкнуть­ся от нее левой рукой и завершить перемах, затем руку снова поставить на опору и перейти в упор сзади. Оказавшись в этом положении, выполнить круговое движение тазом и ногами впра­во. Когда ноги окажутся над правой ручкой, оттолкнуться от нее правой рукой, тазом и ногами выполнить перемах назад, не пово­рачивая таз налево, быстро поставить руку на опору и завершить упражнение (рис. 175).

Соскок однонаправленным перемахом одной вперед с поворотом налево {направо) выполняется из упора ноги врозь правой (левой). Активным махом левой ноги влево и вперед оттолкнуться левой рукой и перенести вес тела на правую руку, повернуться направо


 


с одновременным прогибанием тела и приземлиться между лини­ями ручек.

Последовательность изучения: стоя спереди, удерживать гимна­ста за левую ногу в момент ее активного взмаха; из стойки боком опорой о ручку коня или гимнастическую стенку прыжок прогнув­шись; выполнение соскока в обе стороны из упора ноги врозь пос­ле нескольких взмахов, а затем после перемаха без поворота (в стойку спиной к коню) и с поворотом. Помощь оказывается стоя сзади под плечо опорной руки и под бедро маховой ноги.

Соскок разнонаправленным перемахом с поворотом внутрь из упора ноги врозь правой {левой) выполняется активным махом левой ноги с одновременным толчком левой рукой и передачей тяжести тела на правую руку, перемахом правой ноги влево назад с поворотом направо и присоединением ее к ведущей ноге. В момент поворота левая рука ставится на правую ручку, а правая быстро отводится в сторону для удержания тела в вертикальном положении при при­землении между линиями ручек. Для изучения соскока рекомен­дуется выполнить: из упора ноги врозь взмахи с высоким подни­манием ведущей ноги; разноименный перемах в упор и в соскок с поддержкой и самостоятельно. Помощь оказывается стоя сзади подхватыванием ведущей ноги в верхнем положении.

Соскок углом назад выполняется из упора ноги врозь левой (пра­вой). После перемаха правой, замедляя ее движение и одновре-


менно подавая таз вперед и вправо, быстро поставить правую руку на ручку, перенося на нее вес тела. Продолжая мах правой ногой в направлении справа налево по кругу, как можно раньше соеди­нить ноги, снять левую руку с опоры и приземлиться правым боком к снаряду (рис. 176). При обучении этому упражнению пред­варительно выполняются: из упора сзади соскок углом влево на­зад с помощью и самостоятельно; из упора ноги врозь левой, пе­ремах левой назад и соскок с поворотом налево. Помощь оказыва­ется стоя сзади двумя руками за пояс.

Упражнения на кольцах

Упражнения на кольцах (высота 255 см от поверхности матов) относятся к одному из наиболее сложных видов гимнастического многоборья. Основными из них являются: подъемы, выкруты, обо­роты, статические положения и силовые элементы, соскоки. Из сочетания этих упражнений состоят комбинации, выполняемые гимнастами на соревнованиях. Непременным условием современ­ных комбинаций является сочетание разнообразных силовых пе­ремещений, сложных статических поз, резких переходов маховых упражнений в статические. Диапазон их трудности очень большой. Поэтому для овладения такими упражнениями необходимо соче­тание хорошо развитой мышечной силы, гибкости, ориентиров­ки в пространстве и чувства равновесия, эмоциональной устой­чивости, решительности и смелости. Перечисленные способности развиваются в процессе овладения упражнениями на кольцах.

Конструктивные особенности этого снаряда представляют со­бой подвижную опору свободно перемещающихся, в зависимости от движения гимнаста, колец, причем всегда в противоположном направлении. Это создает специфические трудности при выпол­нении упражнений и требует формирования прочных, устойчи­вых помехам умений и навыков, присущих упражнениям на дан­ном снаряде.

При выполнении упражнений на кольцах все точки тела дви­жутся не по дугам окружностей, как на перекладине, а описыва­ют сложные кривые, приближающиеся к параболам. Общий центр тяжести тела гимнаста перемещается в вертикальной плоскости, проходящей через точки подвеса колец. При выполнении движе­ний большим махом в момент прохождения телом нижней верти­кали создаются центробежные силы, в результате чего резко воз­растает нагрузка на кисти рук гимнастов, особенно при выполне­нии хлестовых (бросковых) движений.

Неправильное выполнение упражнений на этом снаряде при­водит к нежелательному раскачиванию колец. Чтобы приостано­вить его, надо сделать движения ногами и туловищем в сторону, Противоположную направлению раскачивания. Целесообразно спе-


циально обучать занимающихся умению предупреждать и оста­навливать раскачивание колец.

На начальном этапе обучения упражнениям на кольцах зани­мающиеся сначала овладевают основными положениями (поза­ми), которыми в дальнейшем могут начинаться или заканчивать­ся более сложные упражнения, висом, правильным размахивани­ем, техникой исполнения основных статических поз из размахи­вания, переходом из одних статических положений в другие. Многие упражнения разучиваются на низких кольцах, а сложные упраж­нения — с применением лонжи различных конструкций и специ­альных тренажеров.

В школьной программе по физической культуре упражнения на кольцах не предусмотрены. Однако простейшие из них (висы, упоры, размахивания, выкруты и легкие соскоки) с успехом мо­гут использоваться для формирования осанки, развития двига­тельных и психических способностей школьников. При этом сле­дует обеспечивать требования безопасности выполнения упраж­нений.

Вис — основное статическое упражнение, выполняется про­стым и глубоким хватом. При правильном висе тело выпрямлено во всех суставах, голова между руками, живот подтянут, ноги вместе, носки оттянуты, кольца параллельны или повернуты внутрь (кисти пронированы). Техника исполнения виса обусловлена не­обходимостью предельного удаления всех звеньев тела от опоры, а при маховых упражнениях — созданием возможно большего момента инерции тела в первой части упражнения. Это достигает­ся за счет главным образом подвижности в плечевых суставах и изгибов позвоночника (рис. 177).


Висы смешанные характеризуются дополнительной опорой о снаряд или пол каким-либо звеном тела. Наиболее распростра­ненными упражнениями являются: вис стоя, лежа, присев, при­сев сзади (спиной к снаряду), стоя сзади и лежа боком (продоль­но и поперек), вис стоя согнувшись и прогнувшись, вис лежа сзади и лежа ноги назад, вис на левой (правой) и на подколен­ках, вис на носках и завесом в кольца (то же в одно кольцо, то же ' отпуская одну руку), вис прогнувшись опорой стопами о тросы.

Висы простые являются исходными положениями для выпол­нения многих упражнений. В середине комбинации они носят са­мостоятельный характер. Наиболее распространенными из них яв­ляются: вис на прямых и согнутых руках, вис сзади, согнувшись, прогнувшись и углом, горизонтальный вис сзади и спереди.

Вис на согнутых руках характеризуется предельным сгибанием рук, кисти поворачиваются и прижимаются пальцами к груди.

Вис сзади выполняется из виса согнувшись опусканием ног и туловища до предела назад и вниз, требует значительных мышеч­ных усилий и подвижности в плечевых суставах.

Вис согнувшись является основным исходным или конечным положением при выполнении многих простых элементов, связок и комбинаций. На начальном этапе обучения он выполняется как самостоятельное упражнение из размахивания в висе, толчком двух ног, махом одной и толчком другой, силой. Во время виса руки должны быть прямыми (кольца параллельно туловищу), го­лова наклонена к груди, ноги прямые и подняты в положение согнувшись под углом 45° к продольной оси туловища, ОЦМ тела — в плоскости тросов (рис. 178). Страховка и помощь оказываются стоя сбоку поддержкой обучаемого за руку или под шею и пояс­ницу.

Вис прогнувшись также может быть исходным или конечным положением при выполнении многих элементов, связок и комби­наций. Он выполняется из виса согнувшись, из размахивания в


 




висе и силой. В висе прогнувшись тело должно быть слегка прогну­тым или прямым, головой вниз, руки прямые, кольца прижаты к туловищу, таз в плоскости колец, пятки и голова на одной линии. Страховка и помощь оказываются сбоку за руку или под живот и поясницу.

Вис углом выполняется из виса подниманием ног до прямого угла. Основную работу выполняют мышцы подвздошно-пояс-ничные, передней и внутренней поверхности бедра и брюшно­го пресса.

Горизонтальный вис сзади — силовое упражнение, несложное по технике исполнения, но требующее хорошо развитой силы мышц шеи, спины, задней поверхности бедра и кистей рук. Ис­пользуется как самостоятельное упражнение и для развития мы­шечной силы. При выполнении упражнения тело находится в го­ризонтальном положении в висе сзади, кольца повернуты нару­жу, руки супинированы и соприкасаются с широчайшими мыш­цами спины. Голова слегка приподнята (см. рис. 103). Страховка и помощь оказываются поддержанием под грудь и ноги.

Горизонтальный вис спереди — наиболее трудное из висов сило­вое упражнение, требующее хорошо развитой силы грудных, широчайших мышц спины, брюшного пресса, подвздошно-пояс-ничных, передней и внутренней поверхности бедра. Напряжение ягодичных мышц способствует удержанию тела в выпрямленное положении. Эта разновидность виса используется как самостоя­тельное упражнение в программах гимнастов старших разрядов и для развития у них мышечной силы. При выполнении упражне­ния тело находится в горизонтальном положении, руки в локте­вых суставах выпрямлены, голова и туловище составляют прямую линию, кольца повернуты внутрь — большие пальцы обращены друг к другу, кисти рук несильно сжимают кольца, опора в ос­новном приходится на пальцы (см. рис. 104). Страховка и помощь оказываются стоя сбоку поддержанием под спину и бедра.

Упор служит основным элементом начальной подготовки гим­настов. При его выполнении тело и руки должны быть выпрямле­ны, плечи опущены, локти приближены к туловищу, кисти слег­ка супинированы, живот подтянут, голова прямо, кольца удер­живаются у середины бедер, основные усилия направлены на со­здание надежной опоры. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку, на низких кольцах под живот и спину, на высоких — за ноги.

Упоры смешанные характеризуются дополнительной опорой ногами о снаряд: упор завесом бедрами в кольца и на руку. Они сложны по затратам мышечных усилий при переходе из одного упора в другой.

Упоры простые довольно трудны для исполнения без предвари­тельной тренировки, так как требуют хорошо развитой силы мыши


рук и туловища, способности сохранять равновесие на подвиж­ной опоре. Ими начинаются или заканчиваются как простые, так и сложные элементы и связки. При разучивании этих упоров у занимающихся развивается сила мышц рук, способность сохра­нять равновесие. Наиболее простыми являются упор и упор уг­лом, наиболее сложными — горизонтальный упор на руках, упор руки в стороны («крест») и упор руки в стороны вниз головой.

Упор углом характерен удержанием ног в положении прямого угла по отношению к туловищу. Выполняется за счет подвздошно-поясничных мышц, мышц брюшного пресса, передней и внут­ренней поверхности бедра, подвижности в тазобедренных суста­вах. При выполнении этого упора руки должны быть выпрямле­ны, кисти слегка развернуты наружу, спина прямая, голова слег­ка приподнята (рис. 179). Подвижная опора усложняет выполне­ние элемента. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку, в слу­чае необходимости возможна поддержка под ноги и спину.

Размахивание в висе выполняется последовательными махами туловищем и ногами. При махе вперед кольца активно подаются назад, а при махе назад — вперед. На этой технической основе выполняются более сложные маховые упражнения. При размахи­вании ОЦМ тела всегда располагается на вертикали, проходящей через точки крепления колец. На махе вперед в момент прохожде­ния телом вертикали делается энергичное бросковое движение ногами и туловищем вперед-вверх, ОЦМ поднимается на возможно большую высоту, в конечной точке маха вперед кольца предельно отводятся назад за голову. Из этого положения мах назад начина­ется спиной и тазом, при некотором отставании ног. При прохож­дении вертикали ноги догоняют туловище и энергичным броско-вым движением отводятся назад, обгоняя туловище, ОЦМ тела гимнаста достигает наивысшей точки, прямые руки вытянуты


 


вперед и активно нажимают на кольца. Затем начинается мах впе­ред. Активными движениями руками назад и вперед обеспечива­ется постоянное натяжение колец, необходимое для эффектив­ного размахивания (см. рис. 177). При обучении размахиванию внача­ле изучают правильный вис, потом оказывают помощь в выполне­нии махов, постепенно увеличивая их амплитуду, затем предостав­ляют возможность выполнить размахивание самостоятельно.


Выкрут вперед из виса согнувшись выполняется только махом назад. После прохождения телом вертикали тотчас же делается хлестовое движение ногами назад-вверх, руки постепенно разво­дятся в стороны, нажимают на кольца и поворачиваются наружу; плечи подаются вперед, голова отводится назад. В конце маха, когда ОЦМ будет выше горизонтали, делается выкрут в плечевых суста­вах (см. рис. 178). Завершается упражнение висом согнувшись или прогнувшись. Успех его выполнения зависит от момента количе­ства движения, созданного в первой части упражнения, от сило­вых возможностей мышц задней поверхности туловища и ног, работы мышц рук и подвижности в плечевых суставах. Изучать это упражнение рекомендуется в следующей последовательности: из положения наклона вперед руки вверх, кисти сжаты в кулак, по­ворачивая кисти большими пальцами внутрь и затем вниз (про-нируя кисти рук), развести руки в стороны и далее с одновремен­ным наклоном головы вперед привести руки к бедрам, еще боль­ше сгибаясь в тазобедренных суставах; исходное положение то же, но, захватив кистями кольца на высоте плеч, проделать это же


упражнение, закончив его выкрутом в положение виса стоя сза­ди; из виса присев или виса стоя на низких кольцах с прямыми руками, разводя их в стороны и поворачивая наружу, толчком ног выполнить выкрут в вис согнувшись; выкрут прогнувшись с помощью вначале под бедро, в конце под спину. Страховка и по­мощь оказываются стоя сбоку под грудь и бедра.

Подъем махом вперед выполняется из размахивания в висе. В ко­нечной точке маха назад ОЦМ тела предельно удаляется от опо­ры, создается возможно больший момент инерции тела. На махе вперед при подходе тела к вертикали грудь и живот обгоняют ноги, натягиваются мышцы передней поверхности тела. Затем за счет их энергичного сокращения ноги хлестовым движением посылаются вперед-вверх. Ими создается наибольший момент количества движения. Далее, опираясь на ноги и нажимая на кольца прямыми руками, делается рывковое движение вниз. Те­перь уже туловище обгоняет ноги и за счет этого перемещается вверх, в упор (рис. 180).

При обучении рекомендуется выполнять: из виса лежа на низ­ких кольцах (стопы вытянутых ног на гимнастическом коне) рез­кое прогибание и сгибание в тазобедренных суставах с одновре­менным нажимом руками на кольца с последующим выходом в упор; подъем силой в быстром темпе со значительным сгибанием в тазобедренных суставах; соскок махом вперед на кольцах, на перекладине и на брусьях; то же на наклонных жердях, лицом к высоким концам; подъем махом вперед на кольцах с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку под спину и ноги.

Подъем махом назад выполняется из размахивания в висе. В ко­нечной точке маха вперед ОЦМ тела предельно удаляется от опо­ры за счет отведения колец назад за голову, выпрямления тела с положением ног выше колец, закрытого положения груди, втя­нутого живота, округлой спины и опущенной головы. При этом создается возможно больший момент инерции тела. На махе на­зад, двигаясь по инерции, при подходе тела к вертикали гимнаст, активно провисая в плечевых суставах, выполняет замах. При этом спина опережает движение ног. Затем ноги опережают движение туловища, за счет чего делается мощное бросковое движение (хлест) ногами назад, вверх, при этом руками выполняется ак­тивный нажим на кольца вниз через стороны (рис. 181). При обу­чении этому упражнению рекомендуется выполнять: переход в Упор толчком двух ног, с постепенным уменьшением силы толч­ка и увеличением высоты колец; из виса лежа ноги сзади переход силой в упор с помощью; соскок махом назад из размахивания и виса согнувшись; из размахивания подъем махом назад с помо­щью и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку Под бедра и живот.


Из упора углом опускание вперед в вис согнувшись выполняется за счет медленного сгибания рук и опускания плеч вперед и вниз, не поднимая таза вверх, поворота колец наружу, разгибания рук и медленного опускания в вис согнувшись. Во время опускания кольца прижимаются к тазу. Упражнение выполняется в медлен­ном темпе без рывков (см. рис. 179). Изучается оно на низких коль­цах с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь оказыва­ются стоя сбоку за ноги, под грудь и спину.

Оборот вперед согнувшись из упора выполняется без остановки за счет медленного сгибания рук и опускания плеч вперед и вниз, не поднимая таза вверх, поворота колец наружу и медленного опускания в вис согнувшись на согнутых руках в глубоком хвате. Продолжая поворачивать кисти, плечи подать вперед и, не разги­баясь в тазобедренных суставах, выполнить подъем силой. Для изу­чения этого упражнения рекомендуется выполнить из виса лежа и виса согнувшись глубоким хватом переход в упор на согнутых ру­ках, на низких кольцах с помощью и без нее — на высоких. Стра­ховка и помощь оказываются стоя сбоку под спину и ноги.

Подъем силой выполняется из виса глубоким хватом на пря­мых руках, кисти развернуты вперед-наружу. Подтягиваясь и слег­ка сгибаясь в тазобедренных суставах, отвести плечи несколько назад, кисти рук при этом держать поближе друг к другу, локти вперед. Затем, нажимая руками на кольца и разворачивая кисти, быстро подать плечи вперед, локти отвести назад и выйти в упор на согнутые руки, выпрямляя руки, прогнуться. Подъем выпол­няется в одном темпе, без остановок (рис. 182). При обучении выполняются следующие подводящие упражнения: вис и подтя­гивание в висе простым и глубоким хватом; подъем силой из виса стоя глубоким хватом, толчком двух ног; подъем силой из виса лежа глубоким хватом, опираясь ногами о пол или другую опору (козел, табурет и др.); подъем силой с помощью за бедро и голень.


Соскок махом назад из виса согнувшись выполняется за счет ак­тивного разгибания в тазобедренных суставах, движения ногами по дуге (вверх, вперед, вниз, назад) и нажатия прямыми руками на кольца в конце маха назад. Плечи поднимаются до уровня ко­лец, тело прогнуто. При выполнении соскока делается бросковое движение (хлест) — как при подъеме махом назад. При изучении рекомендуется выполнить: правильное размахивание в висе с ак­центированным махом назад и нажимом прямыми руками на коль­ца; мах дугой из виса согнувшись с акцентированным махом на­зад и нажимом прямыми руками на кольца и возвращение в ис­ходное положение; соскок махом назад из размахивания в висе и из виса согнувшись с помощью. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку одной рукой под живот, а другой под поясницу от начала выполнения до приземления.

Соскок дугой выполняется из виса согнувшись. Для этого надо, направляя ноги вверх-вперед, активно разогнуться и, нажимая на кольца, развести руки в стороны. В момент полного разгибания отпустить руки и соскочить. Соскок выполняется на большой ам­плитуде (рис. 183). Для изучения соскока используются следующие подводящие упражнения: имитация движения соскока лежа на спине на полу; выполнение соскока на низких кольцах, не отпус­кая и отпуская руки в момент приземления; выполнение соскока дугой на кольцах средней высоты и на высоких кольцах с помо­щью, а затем и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку поддержкой под спину и грудь.

Соскок выкрутом назад выполняется из виса согнувшись. Для этого надо разогнуться ногами вверх-назад, нажимая на кольца, развести прямые руки в стороны, поворачивая кисти вперед. За­вершается соскок выведением рук вверх — в стороны, опусканием




 


 


 



колец и прогибанием тела в полете (рис. 184). При изучении со­скока рекомендуется предварительно выполнить следующие уп­ражнения: кувырок назад прогнувшись, через плечо — для созда­ния некоторого представления о движениях ног и туловища; ими­тацию выкрута из исходного положения стоя согнувшись, руки назад, без колец, с захватом руками низко опущенных колец и стоя на одной ноге, другая отведена назад, слегка касаясь пола, с дальнейшим отведением свободной ноги до положения «ласточ­ки»; поднимание тела из виса согнувшись, на низких кольцах с помощью, в более высокое положение за счет надавливания пря-


мыми руками на кольца, разведения их в стороны и резкого раз­гибания в тазобедренных суставах в направлении вверх и немного назад; а затем и выкрут назад с помощью одной рукой под бедро, а другой под плечо; соскок из виса согнувшись с помощью. Стра­ховка и помощь оказываются стоя сбоку под грудь и бедро.

Соскок переворотом ноги врозь выполняется махом вперед. Брос-ковым движением ногами тело сгибается в плечевых и тазобед­ренных суставах, таз сильно прижимается к кольцам, ноги широ­ко разводятся врозь. После прохождения вертикали гимнаст до­полнительно сгибается, «загоняя» ноги назад-вниз, после чего выпрямляется и, отводя голову назад, оборотом назад выходит в упор и отпускает кольца (рис. 185).

При изучении рекомендуется выполнить: на низких кольцах соскок переворотом ноги врозь согнувшись, толчком одной и махом другой ноги; толчком двух ног выполняется вис согнувшись ноги врозь и поднимание плеч вверх с помощью товарища; из размахи­вания делается имитация соскока без отпускания рук; соскок с помощью и самостоятельно. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за плечо до момента приземления, другой нажимом под спину, помогая вращению. Во время отпускания колец поддерживать од­ной рукой плечо, другой под грудь.

Опорные прыжки

Опорные прыжки входят в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой


концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания, решительности и смелости. Выполняются с разбега, как правило, толчком обеих ног о гимнастический мостик, с обя­зательной промежуточной опорой руками о снаряд.

В школьную программу опорные прыжки включены с IV по XI класс. В нее входят простейшие прыжки через гимнастического козла и коня.

Насчитывается огромное количество разновидностей опорных прыжков. Около ста из них выполняются на соревнованиях раз­личного ранга. Тенденция усложнения упражнений в видах гим­настического многоборья особенно заметна в опорных прыжках. Происходит полная их акробатизация. Один и тот же прыжок мо­жет усложняться и видоизменяться в зависимости от места опоры о снаряд, включения переворотов, поворотов, сальто до и после толчка руками и т.д. Кроме того, дальнейшее развитие опорных прыжков возможно при усовершенствовании прыжковых снаря­дов и всего оборудования, относящегося к этому виду гимнасти­ческого многоборья (мостик, дорожка для разбега, маты для при­земления и т.д.).

Опорные прыжки выполняются через различные гимнастичес­кие снаряды, в основном через козла и коня, установленных в ширину и в длину. Кроме того, их можно выполнять и через «не­стандартное» гимнастическое оборудование, например, через стоп­ку матов, гимнастическое бревно, гимнастический стол, гимнас­тическую скамейку, коня с ручками и через комбинированные снаряды. Прыжки через комбинированные снаряды представляют собой усложнения обычных прыжков, выполняемых через гимна­стические снаряды, установленные в различных сочетаниях. Эти необычные сочетания снарядов требуют от занимающихся наход­чивости, ориентировки, умений применять имеющиеся у них на­выки в непривычных условиях. Применение такого рода снарядов и прыжков вносит большое разнообразие в урок. Высота снарядов может меняться.

Большое разнообразие опорных прыжков позволяет использо­вать их как средство всестороннего воздействия на занимающихся различного пола, возраста и физической подготовленности. А уме­ния и навыки их выполнения приобретают, большое прикладное значение.

Опорные прыжки делятся на три группы:

1. Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голо­ву. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др-

2. Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст про­ходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгиба-


ясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или даль­нюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

3. Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гим­наста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через коз­ла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинирован­ные снаряды.

Несмотря на большое разнообразие прыжков, в каждом из них есть много сходных по выполнению элементов. Они составляют основу техники выполнения. Для облегчения изучения основ тех­ники прыжков каждый из них условно делится на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка рука­ми, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Неправильное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на качестве прыжка в целом.

Разбег играет важную роль при выполнении последующих фаз прыжка. У высококвалифицированных спортсменов скорость раз­бега достигает 7,6 — 8,2 м/с. С ростом мастерства она увеличивает­ся. От скорости разбега и силы толчка от опоры зависит время нахождения гимнаста в фазах полета. Длина разбега у начинающих гимнастов обычно не превышает 8 — 12 м, а у гимнастов высших разрядов — 25 м. Для правильного выполнения разбега необходи­мо начинать его с одного и того же расстояния от снаряда и ис­ходного положения гимнаста на старте, наращивать скорость по­степенно, так как резкий старт вызывает скованность движений. В момент постановки ноги на опору она не должна сильно сги­баться в коленном и голеностопном суставах, иначе возможна излишняя нагрузка на работающие мышцы. Отталкивание завер­шается полным разгибанием опорной ноги в коленном и пре­дельным сгибанием в голеностопном суставе. Большое значение имеет точность бега. Для того чтобы рассчитать его, надо знать длину и количество беговых шагов. При правильном разбеге их длина постепенно увеличивается, последний, перед наскоком на мостик, как правило, несколько короче предыдущего.

Наскок на мостик и отталкивание выполняются в момент при­обретения гимнастом наибольшей горизонтальной скорости тол­чком сильнейшей ноги. Толчковая нога, согнутая в тазобедрен­ном и коленном суставах, подтягивается к маховой ноге, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед, обеспечи­вая тем самым «стопорящий» наскок на мостик. Длина последнего Шага равна 2,3 — 2,8 м, а траектория полета зависит от квалифи­кации спортсмена и формы выполняемого прыжка. При наскоке туловище наклоняется вперед (5 — 25° от вертикали), ноги несколь­ко обгоняют его, руки внизу, для того чтобы можно было сделать Ими активный взмах вверх во время отталкивания от мостика. Стопы


 




на место отталкивания ставятся параллельно одна другой на ши­рину стопы. Время наскока на мостик обычно колеблется в преде­лах 0,27-0,33 с.

Отталкивание осуществляется за счет активного разгибания ног в коленных, тазобедренных суставах и подошвенного сгибания стоп. Стопы ног завершают толчок. При отталкивании добиваются возможно более полного использования реактивной силы мости­ка и опорно-двигательного аппарата самого гимнаста. Угол выле­та ОЦМ тела по отношению к вертикали равняется 75 — 85°.

Полет до толчка руками зависит от эффективности разбега и толчка от мостика. Траектория полета от момента отталкивания ногами до толчка руками во многом определяется расстоянием между мостиком и снарядом, а также зависит от структуры вы­полняемого прыжка, длины и высоты снаряда, подготовленности спортсмена и измеряется расстоянием от 1 до 2,5 м. Продолжи­тельность этой фазы полета колеблется в пределах 0,27 — 0,45 с. В этой фазе выполняется предварительный мах ногами назад за счет разгибания тела в тазобедренных суставах (до слегка прогну­того положения). Он завершается до опоры руками о снаряд и способствует увеличению скорости движения ногами по касатель­ной вверх; создает условия для резкого сгибания тела в тазобед­ренных суставах в момент толчка руками.

Толчок руками в значительной мере определяет количество по­следующих фаз прыжка. Руки ставятся на снаряд впереди тулови­ща под тупым углом к плоскости снаряда. Благодаря этому созда­ются благоприятные условия для увеличения высоты полета пос­ле отталкивания. Кисти рук на место отталкивания ставятся па­раллельно, четырьмя пальцами вперед. В этом случае гимнаст опи­рается всей ладонью о снаряд и завершает толчок пальцами. Тол­чок выполняется навстречу движению тела, как бы от себя, за счет разгибания рук в плечевых и локтевых и сгибания в лучезапя-стных суставах. Он должен быть энергичным (в момент отталкива­ния руками гимнасты развивают усилия до 380 — 450 кг), корот­ким (0,13 — 0,45 с) и заканчиваться к моменту, когда плечи пере­секут площадь опоры и одновременно руки оставят ее.

Полет после толчка руками определяет вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь, согнувшись и др. От качества выполнения этой фазы в наибольшей степени зависит оценка прыжка в целом. Чем дольше сохраняется фиксированное положение тела в полете, тем выше качество исполнения прыжка. Высота и длина полета после толч­ка руками зависят от вертикальной и горизонтальной скорости, направления и силы толчка руками и ногами, а также от характе­ра прыжка. У лучших гимнастов высота подъема ОЦМ в этой фазе достигает 2,5 — 2,8 м от уровня пола; длина полета достигает 3 и более метров. Время полета после толчка руками до приземления колеблется в пределах 0,75 — 0,95 с.


Приземление завершает прыжок, определяет его качество в це­лом. В завершающей фазе действия гимнастов направлены на смяг­чение (амортизацию) удара, возникающего при соприкоснове­нии с опорой, ликвидацию поступательного, а в иных прыжках и вращательного движения и обеспечение устойчивого равновесия тела. Устойчивое приземление во многом зависит от успешных действий гимнаста перед приземлением. Приземлившись на нос­ки напряженных и прямых ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, самортизировать действие внешних сил за счет легко­го сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени слегка разведены, туловище слегка наклонено вперед, руки подняты вперед-вверх-наружу, голова прямо. Чет­кое приземление в опорных прыжках существенно повышает впе­чатление об их выполнении.

Вскок в упор стоя на коленях и соскок ноги врозь (козел в шири­ну). Выполнив наскок на колени, опуститься на пятки, руки на­зад, незначительно наклонить туловище вперед; энергично взмах­нуть руками вперед-вверх, оттолкнуться от снаряда, подняв таз от пяток, и, разведя ноги врозь, выполнить соскок прогнутым телом. Последовательность разучивания: на полу, сидя на пятках, одновременно со взмахом руками вверх встать на колени, в при­сед в упор стоя ноги врозь, в стойку ноги врозь, руки вверх. Стра­ховка и помощь оказываются стоя спереди у места приземления под грудь и спину.

Вскок в упор присев, соскок прогнувшись (конь в ширину или козел). При выполнении этого упражнения надо, оттолкнувшись ногами от мостика, после фазы полета опереться руками о снаряд и прийти в упор присев. В темпе, выпрямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуться, руки вверх-наружу. Такое положение сохранить до приземления. Последовательность разучивания: а) из упора при­сев на полу прыжок вверх и мягко приземлиться; б) из стойки на гимнастической скамейке, низком бревне или другом гимнасти­ческом снаряде прыжок вверх прогнувшись с устойчивым при­землением; в) то же, но соскок в круг, начерченный мелом. Стра­ховка и помощь оказываются под грудь и спину.

Прыжок ноги врозь через козла в ширину. После толчка ногами о Мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталки­вании разогнуться и выполнить приземление (рис. 186). Последо­вательность разучивания: а) прыжки на месте с разведением и сведением ног; б) в упоре лежа толчком ног развести их и прийти в упор стоя согнувшись, ноги врозь, выпрямляясь, выполнить Прыжок вверх и приземлиться; в) вскок на снаряд в упор стоя на коленях и толчком ног, взмахом рук выполнить соскок ноги врозь. Упражнение усложняется за счет увеличения высоты снаряда и Расстояния от него до мостика. Страховка и помощь оказываются


 




 


стоя спереди-сбоку у места приземления под грудь и за руку выше локтя.



Прыжок согнув ноги через козла в ширину. После постановки рук на опору поднять таз, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. До прохождения ногами вертикали оттолкнуться рука­ми, поднять их вверх и прогнуться, выполнить приземление (рис. 187). Последовательность разучивания: а) прыжки на месте вверх, сгибая ноги вперед в коленных и тазобедренных суставах; б) из упора лежа толчком ног — в упор присев и энергичным толчком руками встать; в) прыжок согнув ноги, с постепенным увеличением высоты снаряда и расстояния от мостика до козла, с поворотами (90— 180 и 360°), на дальность приземления. Страхов-


ка и помощь оказываются стоя спереди-сбоку от места приземле­ния, гимнаста поддержать двумя руками за плечо.

Прыжок углом с косого разбега через коня в длину толчком одной ноги выполняется в правую и левую стороны. Прыжок углом впра­во выполняется толчком левой с одновременной опорой правой рукой о тело коня, маховая нога направляется вверх и через сна­ряд, опорная нога после отталкивания быстро присоединяется к маховой над снарядом. Туловище по возможности выпрямляется (рис. 188). Руки опираются о снаряд последовательно, в начале прыжка правая, а во второй половине — левая. Разбег небольшой (7 — 8 м). Мостик устанавливается под небольшим углом (почти параллельно коню) у ближнего края снаряда. Аналогичным обра­зом выполняется и прыжок углом влево. Последовательность разу­чивания: а) сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и приземлиться левым боком к нему; б) сидя ноги врозь поперек на коне, опереться руками о тело коня и взмахом ног соскок углом вправо (влево); в) с одного-двух шагов махом одной и толчком другой прийти в положение седа на коне; г) прыжки с помощью и самостоятельно через набивной мяч, положенный на дальний конец коня. Страховка и помощь оказываются стоя у места при­земления боком к снаряду правой рукой за руку или пояс, а левой под спину.

Прыжок углом через коня в ширину (с ручками и без ручек). Вы­полняется в обе стороны. После прямого разбега надо оттолкнуть­ся ногами от мостика и, опираясь прямыми руками о снаряд, повернуться на 90° направо (налево). Поворот начинается после­довательно движением ног, а затем туловища, заканчивается над конем. В момент поворота туловище находится в вертикальном Положении, а ноги под прямым углом к нему. При прыжке углом вправо (в момент поворота налево) тяжесть тела перенести на


 


правую руку, а левой оттолкнуться, чтобы ноги могли пройти над конем, а затем снова захватиться за ручку или опереться о тело коня; правой оттолкнуться от снаряда, тяжесть тела перенести на левую руку. При приземлении правую руку отвести вперед или в сторону. При выполнении прыжка таз высоко не поднимается, держится ближе к плоскости коня (к ручкам) (рис. 189). Обучение начинают с выполнения следующих упражнений: а) из упора лежа на полу перемах правой влево в сед с поворотом налево, пристав­ляя левую к правой; б) то же, но толчком обеих ног одновремен­но; в) из размахивания в упоре на низких брусьях на махе вперед соскок углом; г) прыжок углом вправо или влево в сед поперек на горку матов; д) из упора стоя на мостике перед конем без ручек прийти в сед поперек с быстрой сменой рук; е) из упора стоя на подкидном мостике перед конем с ручками выполнить прыжок утлом. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку со стороны, противоположной движению ног прыгающего, одной рукой за руку выше локтя, другой под спину или таз.


Прыжок боком с косого разбега через коня в длину выполняется в обе стороны. Мостик ставится у ближнего края под небольшим углом к коню. Прыжок выполняется с небольшого разбега, толч­ком левой и махом правой ноги с одновременной постановкой левой руки на тело коня. После толчка левую ногу быстро присо­единить к правой, прогнуться и, пройдя левым боком над снаря­дом, приземлиться спиной к коню. Последовательность разучива­ния: а) с места, опираясь на тело коня, толчком одной и махом другой поставить маховую ногу на снаряд, присоединить толчко­вую и, отталкиваясь рукой и ногой, приземлиться спиной к сна­ряду; б) то же с трех шагов разбега; в) выполнение маха ногой на дополнительный ориентир. Страховка и помощь оказываются стоя у места приземления боком к снаряду правой рукой под спину или таз, а левой за руку.


Прыжок боком выполняется с небольшого разбега (8 — 10 м) через коня в ширину с ручками и без ручек. Одновременно с тол­чком ногами надо опереться руками о тело или ручки коня и, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Продолжая дви­жение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на левую (пра­вую) руку, опустить правую (левую) руку и разогнуться в тазо­бедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизон­тально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.