Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика как научная дисциплина



Научная работа в области гимнастики — это специфическая деятельность исследователя, направленная на приобретение (раз­работку) и теоретическую систематизацию знаний: об отличи­тельных особенностях средств и методов гимнастики; об услови­ях, в которых проводятся занятия; об их оздоровительных, обра­зовательных, воспитательных и прикладных возможностях; о гим­насте как личности и субъекте спортивной деятельности.

В процессе научной работы постепенно накапливаются и со­вершенствуются знания и опыт, необходимые не только в гимна­стике, но и в учебе, труде, спорте, военном деле и других видах деятельности.

На каждом историческом этапе научное знание использует спе­цифическую совокупность познавательных форм, фундаменталь-


ных категорий, принципов, методов и схем объяснения вновь полученных экспериментальных фактов. Иными словами, у каж­дой эпохи свой стиль мышления: для античного периода было характерно наблюдение как основной способ получения нового знания; наука Нового времени опиралась на эксперимент и ана­литический метод (например, суставная гимнастика Песталоц- . ци); современная наука стремится к целостному, многосторонне­му охвату изучаемых объектов (принцип целостности). Этим прин­ципом руководствуется и гимнастика как наука. Это означает, что в процесс овладения гимнастическими упражнениями вовлекает­ся личность гимнаста в целом, а не отдельные его свойства (спо­собности).

Гимнастика как научная дисциплина находится на грани меж­ду естественными, общественными и техническими науками. По­этому исследования в ее области опираются на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики. Каж­дая из этих наук имеет свою сложную систему научных дисцип­лин. В связи с этим большую роль играют междисциплинарные (комплексные) исследования.

Вопросы гимнастики, требующие исследований

Вопросы гимнастики, нуждающиеся в дальнейшей научной разработке, настолько многочисленны и разнообразны, что пере­числить их все не представляется возможным. Рассмотрим некото­рые из них.

Изучение гимнастики как спортивно-педагогической дисцип­лины, как предмета познания и практической деятельности пред­полагает исследование следующих вопросов: оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие с помощью средств гимнастики на различные по возрасту, полу, уровню образова­ния, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.

В исследовании оздоровительной направленности гимнастичес­ких упражнений важное значение имеют: совершенствование ме­тодики стимулирования естественного созревания функций орга­низма, психики у детей различных возрастных групп, формиро­вание правильной осанки, повышение общей физической подго­товленности, неспецифической устойчивости к воздействию внеш­ней среды обитания, лечебные возможности гимнастических уп­ражнений при различных видах заболеваний, продление жизни.

В образовательной направленности средств и методов гимнасти­ки большой интерес вызывают: методика обогащения занимаю­щихся теоретическими знаниями в области гимнастики и смеж­ных с ней дисциплин; обогащение их опытом двигательным, эс­тетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным;


научение занимающихся познавать самих себя, свои способно­сти, достоинства и недостатки; стимулирование глубоко осознан­ного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеют изучение гим­настики древних народов Востока, Греции, Рима, Египта, Закав­казья и др., обобщение достижений современной гимнастики на­родов разных стран и континентов.

При исследовании воспитательных возможностей средств и методов гимнастики в научной разработке нуждается методика воспитания личности занимающегося. Это касается воспитания по­ложительного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, тру­ду, чувства собственного достоинства, скромности, целеустрем­ленности, настойчивости в достижении поставленной цели, ре­шительности и смелости, привычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигательных действий и др.

Особое значение имеет исследование прикладной направлен­ности средств и методов гимнастики. В научной разработке нужда­ется методика применения гимнастических упражнений при изу­чении (оценке) и развитии способностей у занимающихся и тем самым оказание им помощи в овладении школьной учебной про­граммой, спортивным, профессиональным мастерством и боевой подготовкой в процессе службы в армии.

В научной разработке нуждается методика применения средств гимнастики в целях активного отдыха, восстановления работо­способности после умственных, физических и эмоциональных на­пряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортив­ной и профессиональной деятельности.

Недостаточно разработана методика применения средств и методов гимнастики в их комплексе (гимнастические упражне­ния, музыка, слово педагога, условия, в которых проходят заня­тия, и др.) с целью подготовки детей к обучению в школе, вы­пускников средней школы к овладению профессией, юношей к службе в армии, а девушек к детородной функции и материнству.

В вопросах истории развития гимнастики основной недостаток исследовательских работ состоит в том, что отдельные историчес­кие факты излагаются в отрыве от условий экономического раз­вития того или иного народа, его национальных традиций, куль­туры, способов ведения войн, комплектования армии, уровня развития наук о человеке и закономерностей самой гимнастики. История развития гимнастики ставится в зависимость от взглядов отдельных исследователей, вносящих тот или иной вклад в ее ос­вещение. При таком подходе часто страдает объективность изло­жения исторических событий и подлинность причин, их вызыва­ющих. В историческом плане лучше освещены вопросы спортив­ной, художественной гимнастики и акробатики. Но и этим рабо­там присущ отмеченный выше недостаток. Значительно хуже об-


стоит дело с другими видами гимнастики. Специального анализа и обобщения требуют достижения и недочеты в области гигиени­ческой, лечебной, профессионально-прикладной гимнастики.

Слабо исследованы возможности средств и методов гимнасти­ки при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчи­нами и женщинами. Знания и практический опыт, накопленные по указанным вопросам, еще очень мало изучены специалиста­ми, а следовательно, это наследие еще не в полной мере служит людям. Много ценных, но не опубликованных сведений находит­ся в архивах.

Недочеты в изучении истории гимнастики затрудняют возмож­ность предвидеть: как будет развиваться тот или иной ее вид и под влиянием каких факторов (закономерностей) пойдет это разви­тие; в каком направлении должна будет работать мысль ученых, педагогов, с тем чтобы использовать средства и методы гимнас­тики с наибольшей пользой для людей в новых условиях их трудо­вой, спортивной, военной и других видах деятельности; как гим­настика будет служить экономическому и культурному прогрессу общества, повышению обороноспособности страны.

Таким образом, исторический материал в области гимнастики нуждается в анализе и обобщении применительно к современным условиям жизни людей и ближайшего будущего.

Большая необходимость существует в разработке вопросов, касающихся техники исполнения гимнастических и акробатичес­ких упражнений. Здесь лучше изложены закономерности исполне­ния сложных упражнений в спортивной, художественной гимна­стике и акробатике, которые включаются в обязательные и про­извольные комбинации ведущих гимнастов страны и мира. Сла­бым местом исследований является то, что анализу подвергаются в основном механика движений и работа ведущих групп мышц и таким образом устанавливается рациональная форма движений, входящих в изучаемое упражнение. Но как она воспроизводится, как усваивается занимающимися — часто остается за пределами внимания исследователей. Как правило, не рассматриваются осо­бенности функционирования центральной нервной системы, обес­печение ее необходимой информацией, энергообеспечение дви­жений, психические и личностные свойства гимнаста, благодаря которым происходит активизация его двигательной деятельности. Не учитывается главное условие успешного овладения техникой движений — отношение гимнаста к изучаемому упражнению, сте­пень соответствия его способностей требованиям, предъявляемым к нему. Этот вопрос почти совсем не разработан, хотя учебно-тренировочный процесс должен начинаться прежде всего с изу­чения способностей гимнаста и с формирования у него созна­тельного и активного отношения к изучаемому упражнению и к занятиям гимнастикой в целом.


 




В существующей методике использования гимнастических уп­ражнений в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях не учитывается их безграничное многообра­зие, многоструктурность, а кроме того, многофункциональность каждого отдельно взятого упражнения. С одной стороны, это про­является в неумении выбрать наиболее эффективные для реше­ния поставленной задачи упражнения, а с другой стороны, в не­умении одно и то же упражнение использовать в различных целях за счет изменения способа его выполнения.

В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно:

содержание урока и его отдельных частей, планирование после­довательности изучения упражнений с учетом возможностей пе­реноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое — последующее;

регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом инди­видуального предела допустимых нагрузок;

управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;

способы управления занимающимися в ходе урока (команды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощрение, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их при­менения в различных ситуациях на уроке с различными категори­ями занимающихся;

возможности введения в урок теоретического раздела гимнас­тики;

взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подход учителя к занимающимся;

система домашних заданий и их эффективность.

Существенного улучшения требуют гимнастическое оборудова­ние и инвентарь:

совершенствование имеющихся гимнастических снарядов и раз­работка новых оригинальных приспособлений с целью облегчения работы педагога при обучении упражнениям, для повышения мо­торной плотности урока, оказания помощи и страховки (подставки, ограничители, столики, стоялки, страховочные пояса и др.);

изготовление детских гимнастических снарядов, нестандартного оборудования и разработка методики их использования в различ­ных целях с разными категориями занимающихся;

целесообразная разметка гимнастического зала для улучшения организации занятия и сокращения простоев;

применение средств ТСО и тренажеров.

Основной темой исследований по гимнастике является разра­ботка средств и методов формирования у занимающихся здорово-


го образа жизни, развития у них способностей, необходимых в учебном, производственном, военном труде:

• подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе, а выпускников школ к успешному овладению избранной ими профессией;

• особенности методики развития двигательных и психических способностей, воспитание личностных свойств у детей различных возрастных групп;

• спортивная, профессиональная ориентация, консультация и отбор.

Как же все-таки выбрать тему для научной и научно-методи­ческой работы, какой она должна быть? Об этом мы расскажем в следующем разделе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.