Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война. - Екатеринбург, Ультра.Культура, 2005, 694 с

Субкоманданте как брэнд

Мексиканский антиглобалистский проект: Кастанеда, Дон Кихот и хиппи в одном флаконе

2005-09-01 / Андрей Кротков

 

Двое дерутся - третий не лезь. Неизвестный художник, 1900-е годы

Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война. - Екатеринбург, Ультра.Культура, 2005, 694 с.

В не публиковавшейся у нас книге "Дороги беззакония" (1938) Грэм Грин с ужасом описывал события, вершившиеся в 1928-1932 гг. в мексиканских штатах Табаско и Чьяпас. Традиционная для Латинской Америки слабость центральных правительств в сочетании с региональным каудильизмом (правлением местных олигархов) привела к тому, что на территории Табаско и Чьяпаса возникли тогда независимые от центра либерально-антиклерикальные режимы. Их сторонники разрушали церкви, истребляли священнослужителей, творили аграрную справедливость, насаждали образование и устанавливали прогресс. Иначе говоря, под дулами винтовок волокли народ к счастью. Неудивительно, что стихийное народное сопротивление антиклерикалам оказывали темные массы индейцев под руководством уцелевших попов и латифундистов - так называемые cristeros, христовцы. Прозвище они получили по боевому кличу "Viva Cristo Rey!" - "Да здравствует Христос Царь!"

Франсиско (Панчо) Вилья, Эмилиано Сапата, Аугусто Сесар Сандино, Луис Карлос Престес, Эрнесто Че Гевара, Даниэль Ортега… Список практических революционеров длинен. А если к нему прибавить "революционеров в погонах" (генералов-президентов Омара Торрихоса, Мануэля Норьегу, Уго Чавеса), перуанских комбатантов движения "Сендеро Луминосо" и колумбийских наркобаронов с антиимпериалистическим уклоном типа Пабло Эскобара, то в евромозгах шарики окончательно заходят за ролики. Понять, кто есть кто и что есть что, почти невозможно.

Мексиканский политический вулкан не угас и по сей день. Осенью 1984 г. в штате Чьяпас миру явился субкоманданте Маркос. Человек, о котором уже два десятилетия напряженно толкуют все революционисты Старого и Нового Света. Перед нами объемистый том сочинений самого субкоманданте. Понятие "антиглобализм" он манифестирует едва ли не на каждой странице. Если глобализм - удобная короткая замена термина "мировая экспансия либерального капитализма", то антиглобализм означает нечто противоположное, то есть движение отторжения глобализма. А поскольку чистое отрицание неплодотворно и нуждается в утверждении, то антиглобализм предположительно должен иметь позитивную программу.

Ни марксистско-социалистические проекты разных модификаций, ни господствующие во всех странах Латинской Америки (кроме Кубы) капиталистическая экономика и представительная демократия не принесли стабильности и процветания. Разумеется, либеральная экономика и свободно-демократический правопорядок не панацея, как и марксистско-социалистические и национально-социалистические эксперименты. При таком раскладе сил антиглобализм не может служить альтернативой глобализму как естественному проявлению капиталистической системы.

Разве антиглобализм - это замаскированный коммунизм? Ничего подобного. Что же тогда? Ведь альтернатива - одно из двух, "третьей альтернативы" не бывает. Следовательно, антиглобализм - это наш старый знакомый "третий путь", нечто среднеидеальное, лежащее промеж капитализма и коммунизма, обладающее достоинствами обоих и лишенное их недостатков.

Независимо от того, реален или виртуален субкоманданте Маркос (в книге даже названо его имя - Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, год рождения 1956-й, метис из Тампико, выпускник философского факультета и бывший университетский преподаватель), его личность, моделируемая по текстам, вызывает симпатию несходством прокламируемых им принципов с привычными декларациями вооруженных латиноамериканских герильерос: "Мы сформировались внутри армии, Сапатистской Армии Национального Освобождения. Это военная структура… Но в любом случае наша армия - это армия совершенно другая, потому что мы стремимся как раз к тому, чтобы перестать быть армией. Военный - это абсурдная личность, потому что он должен прибегать к оружию, чтобы убедить другого в том, что его истина - единственная, которой нужно следовать. В этом смысле если будущее нашего движения - военное, то у него нет будущего. Если САНО продолжит свое существование как вооруженная военная сила, это станет ее поражением. Поражением в смысле поражения ее идейных позиций, ее взгляда на мир. И кроме этого и еще худшим, чем это стало бы, если бы САНО пришла к власти и начала править как революционная армия. Для нас это было бы поражением".

Вооруженная сила, не стремящаяся воевать? Региональное повстанческое движение, не стремящееся к абсолютному контролю над базовой территорией? Вооруженная оппозиция правительству (в частности) и государственной идеологии (в целом), постоянно стремящаяся к мирному позитивному переговорному процессу? Что ж, такое действительно трудно понять. Но это существует и требует понимания.

О жизни сапатистских общин Чьяпаса известно лишь, что в них категорически запрещено употреблять алкоголь и наркотики, а члены общин отличаются немногословностью, непривычной на фоне неумеренной говорливости латиноамериканских левых.

Постулируя глобализм как "четвертую мировую войну", субкоманданте (если опираться исключительно на входящие в книгу тексты, особенно "Семь деталей мировой головоломки", "Интервью Г.Г. Маркесу" и "Мир: семь размышлений в мае 2003 года") не развивает сколько-нибудь конструктивных собственных идей. В его высказываниях отчетливо видно разочарование в марксистском (троцкистском, маоистском) революционизме. Высказывания о Кубе и Кастро полностью укладываются в шаблон мексикано-кубинских отношений (дружба домами без поддержки внутренних оппозиционных сил, опирающаяся на раздражающее соседство США). Слабо просматриваются лишь смутные контуры сапатистской модели, пресловутой "третьей альтернативы" капитализму и коммунизму: естественный уклад жизни в индейских общинах. Это ожидаемо. САНО - движение, опирающееся на индейцев, а слово "индихенсиа" (нужда) не только созвучно названию коренного населения, но и точно описывает его социальное положение.

Старик Антонио, индеец племени цоциль, постоянный персонаж текстов субкоманданте, несколько настораживает. Уж слишком хорошо знаком нам образ умудренного опытом носителя некой традиционной культуры, после обращения к которому питомец прогнившей западной цивилизации прозрел и духовно переродился. Вряд ли случайно тексты субкоманданте, в которых появляется этот старик, по стилю не сходны с политическими документами и скорее напоминают прозу в духе Кастанеды. Персонажа, неслучайного в пантеоне субкоманданте.

Похоже, что перед нами очередная популистская утопия, своеобразная индеанизированная реинкарнация стихийного протестного движения, охватившего молодежь Запада в 1960-е годы, ярчайшими выразителями которого стали хиппи. Как известно, движение хиппи пыталось набрать созидательный потенциал, но не пошло дальше создания примитивных бытовых коммун, быстро погрязших в наркотиках и "свободной любви". После чего хиппизм был успешно переварен западным истеблишментом и превратился в популярный, хорошо продаваемый брэнд.

Брэндом, правда, в ином, немного постмодернистском стиле, стал и Маркос с его черной маской на лице, бесконечными письмами к мировому сообществу и томиком Сервантеса в походной сумке.

Разумеется, САНО - не хиппи. Хотя бы потому, что движение вооружено, структурировано, имеет социальную базу, программу и определенный авторитет. Утопизм субкоманданте неагрессивный и гуманистичный. Но в условиях латиноамериканской "континентальной альтернативности", при сложившейся репутации Латинской Америки как "передового отряда третьего мира", при начавшемся движении в сторону создания латиноамериканского сообщества типа ЕЭС - будущее САНО и субкоманданте Маркоса представляется весьма проблематичным. Континент в целом выбрал свою судьбу, и "третьей альтернативе" в ней места нет. Доказательство - необычно длительный, более 20 лет, период "сивилизации" (гражданского правления), наступивший после эпохи "пронунсиаменто" (военных переворотов и военных режимов) 1960-1970-х.

Мирно-вооруженному проекту САНО угрожает самая банальная опасность - рутинизация. Однако уже двадцать лет сапатисты, не требующие ни местного самоуправления, ни отделения от Мексики, сидят в джунглях воплощенным укором правящим режимам. И сколько еще просидят - неизвестно.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.