Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ). Подведомственность (в общем смысле) - это совокупность признаков, характеризующих правонарушение, а в некоторых случаях и лицо, его совершившее, исходя из которых рассмотрение и разрешение возникшего в связи с этим спора должно быть осуществлено судом общей юрисдикции по правилам гражданского процессуального законодательства, а не Конституционным Судом РФ и не арбитражным судом.
Традиционными являются три формы защиты:
1) судебная (подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам);
2) административная (государственные органы, органы местного самоуправления);
3) общественная (третейские суды и др.).
Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 ТК РФ). Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами.
Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).
Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.
Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).
Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).
Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение и т.д.
1. Характер спора - определяет подведомственность органов судебной власти.
2. Субъектный состав участников спора - позволяет провести разграничение между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
3. Наличие или отсутствие спора – определяет подв. между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юр. фактов (нотариусы, органы загса). Так, при отсутствии спора между супругами при расторжении брака брак будет расторгаться органом загса, а при наличии спора - судом.
4. Наличие договора между сторонами спора - определяет подведомственность между государственными и негосударственными третейскими судами.
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется по совокупности 2 признаков:
1) наличие спора о праве;
2) спор не отнесен к компетенции арбитражного суда.
Характер спора в данном случае значения не имеет.
К подведомственности арбитражных судов отнесены исковые дела при наличии 2 критериев:
1) характер спора — экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) субъектный состав — юридические лица и граждане-предприниматели.
Однако данное правило не действует, когда речь идет о спец. подведом. дел арбитражным судам (ст. 33 АПК).
Выделяют следующие виды подведомственности:
1.Исключительная подведомственность устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает, какой компетентный орган правомочен разрешить соответствующий спор или вопрос.
2. Условная подведомственность определяется органом, способным разрешить спор или иной правовой вопрос при наличии условий, указанных в законе.
3. Договорная подведомственность возникает в случаях, указанных в законе, когда стороны договариваются передать спор, возникший между ними, определенному органу, о чем оформляется соответствующее соглашение.
4. Альтернативная подведомственность предполагает возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, причем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.
В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.
Исключительная судебная подведомственность предполагает единственным органом разрешения спора или вопроса суд (общей юрисдикции или арбитражный).
В рамках множественной подведомственности выделяют:
1) альтернативную судебную подведомственность — возможность рассмотрения спора о субъективном праве, как в судебных органах, так и в ином государственном органе или общественной организации по выбору заинтересованного лица;
2) договорную судебную подведомственность — возможность выбора органа, разрешающего спор о праве по взаимному соглашению сторон;
3) условную (императивную) судебную подведомственность — возможность обращения в судебные органы только после соблюдения досудебного порядка разрешения спора.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражд. судопро-ва, поскольку рассматривается и разрешается в ином суд. порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).