Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему стоит начинать не с прибыли, а с баланса?

7 мин 45 сек

 

Чтобы разобраться в состоянии бизнеса, нам потребуется финансовая отчетность, некоторые доступные экономические данные, , и внешние наблюдения. Основная доля, конечно, приходится на финансовую отчетность. Почему? Во-первых, она доступна – всегда есть. Если это ваш собственный бизнес , финансовый отчет (баланс и отчет о прибыли и убытках) вы получаете у вашего главного бухгалтера. Если интерес вызван чужим бизнесом, отчетность может быть получена из разных источников.: с сайта нужной компании или по запросу от ее сотрудников, например, в ходе переговоров Видеоряд финансовой отчетности, простенького экономического отчета, «тайного покупателя»[1]
Финансовая отчетность проста. Аналитики пользуются ей уже несколько веков и могут научить других.  
Она результативна: нужные результаты можно получать, как говорится, «на коленке», прямо в ходе переговоров.  
При всех достоинствах у финансовой отчетности есть свои особенности и ограничения, связанные с ее происхождением. Финансовая отчетность — это баланс и отчет о прибыли и убытках. Впервые это понятие было введено в конце 15 века. Францисканский монах Лука Паччоли описал финансовую отчетность в знаменитом трактате «О счетах и записях». Соответственно, бухгалтерский учет, которым мы пользуемся с тех пор, - это бухгалтерский учет венецианских купцов. Фотографии Луки Паччоли и обложки трактате «О счетах и записях», подходящий скриншот из «Венецианского купца   Финансовая отчетность — это баланс и отчет о прибыли и убытках    
Что это значит для нас в 21-м веке?  
За отправную точку оценки бизнеса возьмем баланс. Часто аналитики начинают не с него, а с отчета о прибыли и убытках. Но это неправильно. Представьте себе ситуацию, что мы измеряем скорость преодоления 100-метровки. Бегут ребенок, старик и улитка. Скорость может показаться нам низковатой, потому что мы не учитываем возможностей каждого бегуна. То же самое происходит, когда мы оцениваем бизнес по прибыли. Вот почему за отправную точку оценки бизнеса нужно брать именно баланс.   Фотография баланса[2]
Поэтому нужен баланс, который показывает «существо» бизнеса.
Каким образом это существо проглядывает сквозь цифры?
Посмотрим на баланс: мы увидим две стороны – актив и пассив. Они основываются на принципе двойной записи Луки Пачоли, за которым также стоит один из базовых принципов экономики – «всякое имущество чего-то стоит»  
В активе баланса показано имущество компании, а в пассиве – источники финансирования. И далеко не всегда эти источники принадлежат компании. Актив и пассив не существуют друг без друга – все на свете чего-то стоит. В структуре баланса можно провести параллели со взглядами на имущество венецианских купцов:  
Активы делятся на внеоборотные и оборотные. Внеоборотные активы – это недвижимость (земля, здания, сооружения), технологические машины и оборудование. Для венецианских купцов это были суда. Кроме того, это долгосрочные финансовые вложения. Венецианские купцы вкладывались в длительные, зачастую рискованные проекты – например, экспедиции. Видеоряд (ИМХО, можно из «Венецианского купца»): земельный участок (хоть угодья, хоть вид города), здание, мост или причал или другое сооружение. Подписание договора между купцами. Отправка судна в экспедицию.
Оборотные активы – это товарные запасы. Ну какой же купец без товара? Товары – склады или иная иллюстрация.
Отсюда исходит понятие дебиторской задолженности. Купцы давали товар с отсрочкой оплаты. Здесь же – краткосрочные бумаги. Купцы выписывали векселя. Сегодня это деньги наличными и деньги на счетах в банке. Передача векселя или денег (не надо особой точности, главное, чтобы возникла зрительная иллюстрация).
Но для нашего времени характерны нематериальные активы, которые не учитывались в трактате Луки Пачоли. Это производство как таковое и персонал. Чтобы оценить эти аспекты бизнеса, нужно привлечь дополнительную информацию. Видеоряд, когда появляется соответствующая картинка, а потом перечеркивается, или выцветает, или иным способом показывает отсутствие: программное обеспечение, производственный цех, коллектив сотрудников.
Обратите внимание, что активы расположены именно в том порядке, в котором мы сейчас их перечислили. И неважно, будут ли они расположены сверху вниз, как в российской финансовой отчетности, или снизу-вверх, как это свойственно отчетности публичных компаний на западный манер. Они всегда будут расположены в порядке нарастания ликвидности. Что это значит? Два баланса: российский и западный, по каждому скользит стрелочка в соответствующем направлении:  
Чем ликвиднее актив, тем легче его продать. Например, если у нас есть деньги, мы можем немедленно на них что-то купить.
Но если у нас есть земельный участок, то, даже надумав продавать его за половину рыночной цены, мы все равно должны ждать несколько дней, пока у нас не появятся необходимые бумаги и средства. То есть, как ни крути, даже самая выгодная, самая ходовая земля как актив недостаточно ликвидна.
Предположим, что чем менее ликвиден актив, тем более долгосрочными источниками он должен финансироваться. Поэтому в пассиве наши источники расположены в соответствующем порядке: Самый долгосрочный источник – это собственный капитал, который состоит из уставного фонда и накопленной прибыли. Затем – долгосрочные кредиты. И наименее долгосрочные источники – это краткосрочные обязательства, которые предназначены для погашения в ближайшее время. В балансе «на западный манер» порядок обратный – снизу вверх.    
Внутри краткосрочных обязательств выделяется еще одна маленькая подгруппа, которую можно посчитать недопустимым источником: это обязательства перед государством по налогам, перед банком по кредитным платежам и перед сотрудниками по заработной плате.
Из-за присутствия недопустимых источников финансирования получается, что финансов как будто всегда не хватает. Это создает напряженность в бизнесе, и ему требуется постоянно работать, чтобы закрывать постоянный дефицит прибылью. Это не проблема, а скорее стимул. В дальнейшем мы не будем обращать отдельного внимания на недопустимые источники, но будем держать в голове тезис о финансовой напряженности в бизнесе. Тем более, что для усиления этой напряженности набирается еще масса причин.
А теперь, чтобы по-настоящему, на практике разобраться в том, как выглядит баланс, перестать его бояться, возьмите баланс вашей компании или любой другой и выделите в нем те цифры, о которых мы говорили:  
● внеоборотные активы ● товарные запасы ● дебиторскую задолженность ● деньги в активах
● собственный капитал ● долгосрочный кредит ● краткосрочные обязательства в пассивах
итого семь показателей
Нужно учитывать эти показатели в начале и в конце периода.
Если у вас нет интересующего вас баланса, но вы хотите научиться диагностировать состояние бизнеса, вы можете взять баланс любой другой компании. Здесь вы видите баланс МТС и баланс Газпрома. [3]  
Чем они привлекательны?
Во-первых, эти компании публичны и их можно изучать открыто. Во-вторых, это крупные и сложные компании с насыщенным балансом. Если вы справитесь с этими балансами, то точно справитесь и с любыми другими.
Итак, взяли баланс, выделили нужные цифры. Получилось? Тогда двигаемся дальше.

1.2


[1] То, что выделено серым шрифтом, я готова подобрать сама.

[2] Оказались очень большой редкостью. На фоне других отчетов – полно, на фоне баланса – только на английском языке. Нужна аналогичная с балансом на русском. Ее нетрудно сделать, распечатав один из предлагаемых к анализу балансов.

[3] На этой иллюстрации нужно подчеркнуть предлагаемые цифры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.