(более 10 языков; наибольшую близость обнаруживает с индийской группой, с которой объединяется в общую индоиранскую, или арийскую, группу; а р ь я — племенное самоназвание в древнейших памятниках, из него Иран, и алан— самоназвание скифов)
Персидский (фарси)
Официальный статус: Иран
Общее число носителей: более 60 млн
Письменность: арабский алфавит
Древнеперсидские памятники — наскальные клинописные надписи Ахеменидов VI—VI вв. до н. э.
Дари (фарси-кабули)
Официальный статус: Афганистан
Общее число носителей: 15 млн (оценка 2006)
Письменность: арабский алфавит
Большинством специалистов рассматривается как местный афганский вариант персидского языка. От иранского варианта персидского дари отличается в основном фонетикой (главным образом вокализмом), также имеются небольшие отличия в лексике и грамматике.
Существует точка зрения, согласно которой афганский персидский не является отдельным диалектом. Название дари используется некоторыми учёными Таджикистана и Ирана, в том числе, Махмуд Довлетебеди обозначает словом «дари» персидский язык. Также имеется мнение, что дари не должен назваться «афганским персидским», так как дари древнее Афганистана и названия «афганцы». Лингвисты предпочитают название «восточноперсидский язык» (фарси) для языка, используемого в Тегеране, и «западноперсидский» (дари) для языка Ирана и остального Афганистана. Название афганского языка было официально изменено на «дари» по политическим причинам в 1964.
Пушту (пашто, афганский)
Официальный статус: Афганистан
Общее число носителей: от 40 до 50 млн.
Письменность: арабский алфавит
Пашто, так же как и другие восточно-иранские языки (памирские), представляет более архаичную ступень развития языка, чем западный персидский, сохранив категорию рода и различие прямого и косвенного падежей. В фонетике и словаре заметно влияние соседних индийских языков.
Белуджский (балучи).
Официальный статус: Белуджистан (территория между Афганистаном, Ираном и Пакистаном)
Общее число носителей: 7,5 млн
Письменность: арабский алфавит, кириллица
Старейшие памятники относятся к XVIII в.
В начале 1930-х годов для белуджей СССР был создан алфавит на основе латиницы. На этом алфавите были изданы буквари, печаталась страница в местной газете, публиковались переводы идеологических произведений. Но в конце 1930-х годов книгоиздание на белуджском языке в СССР прекратилось.
Таджикский
Официальный статус: Таджикистан
Общее число носителей: более 6 млн чел.
Письменность: на основе кириллицы
Расхождения с западным (иранским) вариантом персидского языка фиксируются примерно в XV в. Таджикский язык сравнительно с персидским отличается бо́льшей архаичностью лексики и отдельных фонетических явлений, несколько лучше сохраняя наследие классического периода (IX—XV вв.) С другой стороны, он подвергся значительному лексическому и грамматическому влиянию тюркских (прежде всего узбекского), а с XX в. ещё и русского языков.
Диалекты: северные и южные
Курдский
Ареал распространения: Средний Восток, Закавказье, Малая Азия, Сирия, Ирак
Общее число носителей: 13—20 млн
Письменность:
В настоящее время под «курдскими языками» чаще всего подразумеваются четыре языка:
· курманджи, или севернокурдский (Турция, Сирия, Ирак, Иран, страны постсоветского пространства, ЕС);
· сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);
· южнокурдский язык;
· леки.
В Средние века подверглись значительному влиянию персидского и арабского языков, имеются также заимствования из турецкого языка. Родство с персидским языком стало причиной многочисленных ка́лек из него (процесс их создания продолжается).
Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920—1930-е годы в Турции и СССР были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке и Иране до сих пор используется арабская письменность.
Осетинский
Официальный статус: Южная Осетия, Северная Осетия
Общее число носителей: 500 000
Наречия: иронское (восточное) и дигорское (западное).
Осетины — потомки аланов-скифов.
На основании большого количества памятников можно допустить, что предки осетин — кавказские аланы — имели письменность уже с III—IV вв. До второй половины XVIII века сведений об осетинской письменности нет. В целях распространения христианства среди осетин к концу XVIII века стали появляться осетинские переводы религиозных текстов. В 1798 году была издана первая осетинская печатная книга (катехизис), набранная кириллическим алфавитом. Другая попытка создания письменности произошла 20 лет спустя по другую сторону Кавказского хребта: Иван Ялгузидзе издал несколько церковных книг на осетинском языке, пользуясь грузинским алфавитом хуцури.
Современная осетинская письменность создана в 1844 г. на основе кириллицы.
Татский
Официальный статус: Дагестан
Число говорящих в России ок. 3 тыс. человек
Классифицируется как «язык в серьёзной опасности исчезновения» по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO
Таты разделяются на татов-мусульман и “горских евреев”.
Имеются сведения, что в средние века Ширвани Хагани написал несколько стихотворений на татском, используя персидскую графику. До 1928 года татами-мусульманами она одна могла быть использована для записи татской речи.
Впоследствии же мусульманско-татский стал практически бесписьменным. До присоединения Закавказья к Российской Империи таты использовали в качестве письменного языка исключительно фарси, даже сам разговорный диалект татов-мусульман имел и имеет такое название до сих пор на Апшероне. Письменность на основе азербайджанской латиницы используется редко и спорадически. До 1928 года горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928—1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года — алфавит на основе кириллицы.
Талышский
Официальный статус: Ленкорань (город в Азербайджане)
Общее число говорящих: 200 000
Из живых языков к талышскому наиболее близок татский язык. Некоторые лингвисты считают татский язык лишь диалектом талышского.
В 1929 году для талышей СССР была создана письменность на латинской основе. В 1938 году она была переведена на кириллическую основу, но не получила распространения по ряду причин (в том числе политическим — в результате сталинского укрупнения социалистических наций).
Общее число говорящих: 3,267 млн. (1993, родной), все носители двуязычны (второй — фарси)
Делится на 2 диалекта: рашти и горный гилянский («гиляши»).
Мазандеранский язык
Ариал распространения: Иран
Общее число говорящих: от 3 до 4,5 млн. (родной), все носители двуязычны (второй — фарси)
Письмо: арабско-персидское (персидский алфавит)
Среди живых иранских языков мазандеранский имеет одну из наиболее долгих письменных традиций, с 10 до 15 веков, когда Мазендеран пользовался относительной независимостью
На мазандеранском языке создана богатая литература, в частности, Марзбан-наме (позднее этот труд переведен на персидский язык), поэма Амир Пазевари. Однако с 15 в. наметился упадок в использовании мазандеранского языка, поскольку местная администрация начала переходить и в 17 в. окончательно перешла на персидский язык.
Мазандеранский язык — ближайший родственник гилянского (гиляки), со значительным сходством в лексике и грамматике. Оба указанных языка, в отличие от персидского, не подпали под влияние соседних арабского и тюркских языков.
11) Памирские языки (шугнанский, рушанский, бартантский, сарыкбльский, хуфский, орошорский, язгулямский, ишкашймский, ваханский) — бесписьменные языки Памира.
Ареал распространения: в Памире, разделённом между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем, Афганистаном.
Ягнобский
Ариал распространения: Таджикистан
Общее число говорящих: 13,5 тыс. чел.
Письменность: на основе кириллицы
Мертвые:
13) Древнеперсидский — язык клинописных надписей эпохи Ахеменидов (Дария, Ксеркса и др.) VI — IV вв. до н. э.
14) Авестийский — другой древнеиранский язык, дошедший в среднеперсидских списках священной книги “Авес-та”, где собраны религиозные тексты культа зороастрийцев, последователей Заратуштры (по-гречески: Зороастра).
15) Пехлеви— среднеперсидский язык III — IX вв. н. э., сохранившийся в переводе “Авесты” (этот перевод называется “Зенд”, откуда долгое время сам авестийский язык неправильно называли зёндским).
16) Мидийский — род северо-западных иранских диалектов; письменных памятников не сохранилось.
17) Парфянский— один из среднеперсидских языков III в. до н. э. — III в. н. э., распространенный в Парфии на юго-восток от Каспийского моря.
18) Согдийский— язык Согдианы в долине Зеравшана, первое тысячелетие н. э.; предок ягнобского языка.
19) Хорезмййский — язык Хорезма по нижнему течению Аму-Дарьи; первое — начало второго тысячелетия н. э.
20) Скифский— язык скифов (аланов), живших в степях по северному берегу Черного моря и на восток до границ Китая в первом тысячелетии до н. э. и первом тысячелетии н. э.; сохранился в собственных именах в греческой передаче; предок осетинского языка.
21) Бактрййский (кушанский) — язык древней Бакт-РИИ по верхнему течению Аму-Дарьи, а также язык Кушанского Царства; начало первого тысячелетия н.э.
22) Сакскии (хотанский)—в Средней Азии и в Китайском Туркестане; от V — Х вв. н. э. остались тексты, написанные индийским письмом брахми.
Примечание. Большинство современных иранистов подразделяют живые и мертвые иранские языки на следующие группы:
А. Западные
1) Юго-западные: древне- и среднеперсидский, современный персид-ский, таджикский, татский и некоторые другие.
2) Северо-западные: мидийский, парфянский, белудж-ский (балучи), курдский, талышский и другие прикаспийские.