ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Наиболее важные понятия данной темы: лучистый поток, спектральное распределение лучистого потока, цветовая температура. Общая мощность Ф, переносимая электромагнитным излучением, называется лучистым потоком. Распределение общей мощности излучения Ф по длинам волн называется спектральным распределением лучистого потока. Понятие спектрального распределения применимо ко всем величинам, рассматриваемым в светотехнике. Цветовая температура является важной характеристикой излучения. Она характеризует цветность излучения, т. е. его спектральный состав. Нужно хорошо знать определение цветовой температуры и ее связь со спектральным составом и цветностью излучения.
Обратите внимание на энергетические величины, связанные с оптическим излучением:
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Дайте определение лучистого потока.
2.Что такое спектральное распределение лучистого потока?
3.Расскажите об энергетических величинах, связанных с лучистым потоком.
4.Напишите формулы энергетической силы света, освещенности, экспозиции, яркости. Расскажите о размерности величин.
5.Дайте определение цветовой температуры.
6.Какова связь между цветом излучения и его цветовой температурой?
ПРЕООБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Важнейшие понятия данной темы: эффективный поток, относительная спектральная световая эффективность (видность) глаза, световой поток, фотоактиничный поток, спектральная чувствительность.Лучистый поток, взаимодействуя с физическими телами, преобразуется в другие виды энергии. Та часть потока, которая’ производит какое-то действие на данный предмет, носит название эффективного потока (по отношению к данному предмету).
Величина, показывающая отношение эффективного потока ко всему потоку излучения, носит название чувствительности. В случае рассмотрения монохроматических потоков она называется спектральной чувствительностью.
Относительная спектральная чувствительность человеческого глаза называется спектральной световой эффективностью или видностью. Поток излучения, эффективный по отношению к глазу, называют световым потоком. Аналогично этому определению поток излучения, эффективный по отношению к фотоматериалу или электронному фотоприемнику, называется фотоактиничным потоком.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое эффективный поток?
2. Что такое спектральная чувствительность?
3. Как относительная видность глаза связана со спектральной чувствительностью?
4. С какими чувствительностями связаны световой и фотоактиничный потоки?
5. Перечислите световые величины, вскройте их физический смысл, назовите единицы измерения и их размерность.
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. Разд. 1.1 — 1.5 и с. 17 — 24.
1.3 ВЕЛИЧИНЫ И ЗАКОНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ИЗЛУЧЕНИЙ
Эта тема знакомит студентов с изменением светового потока при взаимодействии с телами. Важнейшие понятия: коэффициенты отражения, поглощения, пропускания света; оптическая плотность. Студенты должны знать формулу, связывающую плотность с коэффициентами поглощения, отражения, пропускания; определение оптической плотности, ее физический смысл, связь со световым потоком; количественную и качественную характеристики света — светлоту и цветность. Зависимость светлоты объекта от его яркости выражается законом Вебера — Фехнера. Необходимо знание математической и словесной формулировки закона, понимание сути и связи яркости с оптической плотностью объекта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие вы знаете коэффициенты? Дайте определение оптической плотности.
2. Как распределяются отраженный и пропущенный потоки света в пространстве?
3. Охарактеризуйте словесно и математически закон Бутера — Ламберта — Бера.
4. От каких характеристик тела зависит его оптическая плотность?
5. Как можно охарактеризовать спектральные свойства тел?
6. Что такое светлота? Как ее оценивают количественно?
7. Сформулируйте закон Вебера — Фехнера. В каком интервале яркостей он соблюдается?
8. Что такое контрастная чувствительность глаза?
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов. М.: Изд- во МГАП «Мир книги», 1993. Разд. 2.1 — 2.5; 3.3.
1.4 ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ФОТОГРАФИРОВАНИЯ
Изучая эту тему, студент должен твердо усвоить понятия: интервал яркости, интервал плотности, деталь яркости, деталь плотности. Кроме того, рассмотреть фотографические характеристики объектива и влияние объектива на градацию оптического изображения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что называют градацией объекта?
2. Как выражают общий контраст объекта?
3. Как выражают контраст смежных участков объекта?
4. Дайте определение основных характеристик объектива: фокусного расстояния, относительного отверстия и угла поля зрения.
5. Что такое светосила объектива и индекс диафрагмы и как они связаны с относительным отверстием объектива?
6. Как связан уровень освещенности оптического изображения с величиной относительного отверстия объектива?
7. Что представляет собой светорассеяние в объективе, какова его причина?
8. Как влияет светорассеяние на градационную кривую оптического изображения?
9. Что такое коэффициент потери контраста? Какие факторы, помимо светорассеяния в объективе, приводят к потере контраста оптическим изображением?
2 ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ СВЕТА
2.1 ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ
Фотографические материалы представляют собой эмульсионный слой, нанесенный на пленку, стекло или бумагу. Поведение материалов в фотографическом процессе определяется такими характеристиками эмульсионного слоя, как состав и размеры микрокристаллов галогенида серебра, плотность упаковки микрокристаллов, толщина эмульсионного слоя, наличие красителей-сенсибилизаторов (сенсибилизация). Все эти характеристики формируются в процессе изготовления эмульсии.
Светочувствительной частью эмульсии являются микрокристаллы (МК) галогенида серебра, имеющие на поверхности примесные дефекты, значительно повышающие их чувствительность к свету. Эти дефекты называют центрами светочувствительности. Именно на них образуются центры скрытого изображения. Большие центры светочувствительности являются причиной вуалирования фотографического материала при проявлении. Их называют центрами вуалирования.
Центры скрытого изображения и центры вуалирования являются центрами проявления (ЦП). Микрокристаллы, содержащие ЦП, легко восстанавливаются проявляющим веществом в серебряные зерна, составляющие видимое изображение.
Превращение скрытого изображения в видимое происходит при помощи проявителей, содержащих помимо проявляющего вещества компоненты, обеспечивающие активность проявителя и стабильность его свойств. Необходимо запомнить формулы типичных компонентов проявителя и уравнение реакции проявления (в присутствии щелочи и сульфата натрия).
Меняя природу и концентрацию компонентов, создают проявители: универсальные, контрастные, мягкие, выравнивающие, скоростные и т. д. Следует знать принципы составления проявителей различных типов.
После проявления из эмульсионного слоя удаляют остатки галогенида серебра (изображение фиксируют). При фиксировании нерастворимое в воде галоидное серебро переходит в водорастворимую комплексную соль. Необходимо уметь с помощью реакции фиксирования объяснить условия, обеспечивающие достаточно полное фиксирование тиосульфатом натрия, следует знать влияние добавок на свойства фиксажей и типы фиксажей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каково строение фотографической пленки для черно-белой фотографии? Каково назначение каждого из элементарных слоев?
2. Каково строение эмульсионного слоя? Дайте следующие определения: микрокристалл галогенида серебра, плотность упаковки эмульсионных микрокристаллов в слое, нанос серебра.
3. Из каких стадий состоит процесс изготовления эмульсии? Какие свойства эмульсии формируются на каждой из стадий?
4. В чем состоит принцип спектральной сенсибилизации? Дайте классификацию материалов по их спектральной сенсибилизации.
5. Каково строение микрокристаллов галогенида серебра? Что такое странствующий ион серебра? Примесные дефекты?
6. Что такое скрытое изображение? Из чего оно состоит?
7. Каким образом происходит образование центров скрытого изображения? Какова роль фотопроводимости микрокристалла центров светочувствительности и странствующих ионов серебра в образовании скрытого изображения?
8. В чем заключается химическая сущность процесса проявления? Напишите реакцию проявления гидрохиноном.
9. Что входит в состав проявителя помимо проявляющего вещества? Каково назначение составных частей проявителя?
10. Напишите структурные формулы гидрохинона и метола в исходной и активной форме. Поясните, почему эта форма является активной.
11. Почему проявляющее вещество переходит в активную форму в щелочной среде?
12. Почему в качестве щелочи чаще используют соду или поташ, а не едкие натр или калий?
13. Напишите реакцию окисления проявляющего вещества (гидрохинона) кислородом воздуха. Какую роль при этом играет сульфит натрия?
14. Какие вы знаете противовуалирующие вещества? Зачем они вводятся в проявитель?
15. Дайте классификацию проявителей. Укажите свойства, характерные для проявителей каждого типа (обыкновенного, выравнивающего, мелкозернистого и контрастного).
16. Укажите основные различия в составе проявителей, перечисленных в вопросе
17. В чем заключается химическая сущность процесса фиксирования?
18. Напишите уравнения реакций фиксирования. Почему фиксирование следует продолжить некоторое время после осветления негатива?
19. От чего зависят скорость и полнота фиксирования?
20. Зачем подкисляют фиксаж?
21. В чем состоят особенности быстрых и дубящих фиксажей?
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов.
М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. Раз д. 10, 11, 13, 14, 15,16.
2. 2 ВВЕДЕНИЕ В ИНТЕГРАЛЬНУЮ СЕНСИТОМЕТРИЮ
График зависимости плотностей почернений, полученных на фотографическом материале,
от логарифмов экспозиций, вызвавших эти почернения, называется характеристической кривой.
Характеристическая кривая описывает свойства фотографического материала при заданных условиях проявления изображения (например, рекомендуемых для пленок).
По характеристической кривой определяют важнейшие характеристики фотографических материалов: светочувствительность, коэффициент контрастности, оптическую плотность вуали, фотографическую и полезную фотографическую широту, называемые сенситометрическими величинами. Знание этих величин позволяет фотографу без затрат лишнего времени и средств правильно подбирать необходимые для данной работы фотоматериалы.
Необходимо представлять связь градации (контраста) фотографического изображения с формой той части характеристической кривой, которая использована при съемке.
Практическая часть этого раздела выносится на лабораторные занятия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что называют фотографической метрологией? Какие разделы входят в ее состав?
2. Какими вопросами занимается фотографическая сенситометрия?
3. Что называют характеристической кривой фотоматериала?
4. Какие области и особые точки можно выделить на характеристической кривой?
5. Какие параметры характеристической кривой называют сенситометрическими ветчинами? Как они определяются по характеристической кривой? Каково ял практическое значение?
6. Почему характеристическая кривая является градационной кривой фотографического материала?
7. Каково строение сенситометрического бланка?
8. Воспользовавшись кривой на сенситометрическом бланке, приведенной на рис, 1, проделайте следующую работу:
а) определите сенситометрические величины;
6) задав интервал экспозиций, лежащий в пределах полезной части кривой, определите интервал плотностей негатива.
9. Как влияет выдержка на градацию негатива?
10. Как можно рассчитать выдержку по характеристической кривой?
ЛИТЕРАТУРА
Шашяов Б, А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. Разд. 6.1 — 6.4.
2.3 УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЛЬНО-СЕНСИТОМЕТРИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ КРИВОЙ
В этой теме рассматривается получение характеристических кривых при сенситометрическом испытании фотографических материалов на прозрачной подложке (фотопленок). Форма и положение характеристической кривой относительно осей оптических плотностей и логарифмов экспозиций зависят от условий экспонирования и проявления, а также от способа измерения оптических плотностей. Поэтому техника ее получения нормируется. Нормируются (т.* е. устанавливаются нормы) цветность источника света, способ получения шкалы экспозиций, условия химико-фотографической обработки и способ измерения оптических плотностей полей сенситограммы. Для проведения сенситометрического испытания используется следующая аппаратура: сенситометр, денситометр и проявочный прибор. Следует иметь в виду, что с 1984 г. действует группа стандартов (10691.0 — 84— 10691.6 — 92) на сенситометрические испытания всех видов черно-белых фотоматериалов на прозрачной подложке. Фототехнические пленки испытываются по ГОСТ 10691.6 — 92. Согласно этому стандарту светочувствительность определяется по формуле S=1/Нкр, где в качестве критерия светочувствительности принята экспозиция, соответствующая оптической плотности, превышающей минимальную плотность (вуаль) на 0,2.Студент должен помнить, что в основу сенситометрических стандартов положен принцип приближения условий испытания материала к практическому использованию. Однако условия практического использования материала могут не совпадать с условиями сенситометрического испытания. Поэтому студент должен твердо знать; какие условия съемки и обработки фотоматериала влияют на форму и положение его характеристической кривой и, следовательно, на его градационные свойства. Он должен понимать, какие характеристики материала могут измениться при тех или иных отклонениях от стандартных условий и в каком направлении.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие приборы используются в современной сенситометрии для получения характеристических кривых фотографических материалов?
3. Как осуществляется нормирование цветности сенситометрического источника?
4. Как влияет цветовая температура съемочного источника на градационные свойства фотоматериала? Какова природа этой зависимости?
5. Расскажите о модулировании количества освещения с помощью оптических клиньев. Как рассчитать плотность клина в любом его участке и количество освещения, полученное фотографическим материалом за этим участком клина? v
6. Сформулируйте закон взаимозаместимости применительно к фотографическим материалам.
7. В чем состоит явление невзаимозаместимости? Нарисуйте типичную изоопаку фотографического материала.
8. Что называется оптимумом изоопаки и почему?
9. Как влияет уровень освещенности при экспонировании фотографического материала на положение его характеристической кривой и градационные свойства?
10. Какие требования предъявляются к сенситометрическому проявлению?
11. Какие условия проявления влияют на градацию полученного негатива?
12. Что такое кривые кинетики проявления? Как определить светочувствительность фотографического материала при проявлении до рекомендуемого коэффициента контрастности?
13. Что такое кроющая способность серебра?
14. Как влияет структура почернения и геометрия светового пучка на величину измеряемой оптической плотности? Какие типы оптических плотностей вы знаете?
15. Что такое эффективная оптическая плотность и как она связана с коэффициентом Каллье?
16. Дайте классификацию денситометров. Нарисуйте схему денситометра прямого отсчета и объясните принцип его работы.
17. Что называется сенситометрической системой? Какие факторы нормируются сенситометрическими стандартами?
18. Что такое критерий светочувствительности? Какой критерий светочувствительности применяют по стандарту для фототехнических планов?
19. Какие фотографические величины определяют при сенситометрическом испытании?
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов.
Методами спектральной сенситометрии определяются спектральные свойства фотографических материалов. Эти свойства необходимо знать в случае работы с цветными оригиналами или с цветными фотоматериалами, а также для расчета процесса цветовоспроизведения.
Принципиально методы спектральной сенситометрии не отличаются от методов интегральной сенситометрии. Спектрально-сенситометрические величины определяются по монохроматической характеристической кривой. Для ее построения по оси абсцисс откладываются логарифмы не световых (IgH), а энергетических (IgH^) монохроматических экспозиций.
Если необходимо знать спектральную область чувствительности фотоматериала, а также зональные коэффициенты контрастности, применяют режущие или зональные светофильтры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что представляет собой монохроматическая характеристическая кривая?
2. В чем состоит спектрально-сенситометрическое испытание фотографических материалов?
3. Как получают кривую спектральной чувствительности фотографического материала? Какова размерность экспозиции?
4. Как зависит спектральный коэффициент контрастности от длины волны?
5. В чем заключается правило аддитивности Ван — Крефельда?
6. Что такое фотоактиничный поток и фотоактиничная экспозиция?
7. Какие светофильтры используются для цветовых испытаний?
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. Разд. 7.1 — 7.6.
2.5 ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ГРАДАЦИИ ОБЪЕКТА
Фотографический процесс воспроизведения объектов или съемочных оригиналов можно разбить на несколько стадий, на которых образуются промежуточные изображения объекта. Это формирование оптического изображена объекта, негативного и позитивно видимых изображений. Если воспроизводится тоновой объект, то на каждой стадии получается та или иная градация изображения. Градацию оценивают интервалом яркостей (интервалом оптических плотностей), отражающими контраст изображения в целом, а также деталями яркости (деталями плотности) — контрастом соседних участков. Удобнее для оценки градации использовать не конкретные изображения, а модельные оригиналы-шкалы.
Имея оригинал шкалы и ее негатив или диапозитив, можно построить градационный график процесса — зависимость оптических плотностей негатива (позитива) от плотностей оригинала.
Градацию изображения на некоторых стадиях неудобно оценивать оптическими плотностями. Так, градация оптического изображения выражается в логарифмах освещенности.
В данной теме следует обратить особое внимание на графический анализ градационного процесса, который используется не только в фотографии, но и при изучении полиграфического воспроизведения в целом.
Студент должен уметь строить системы взаимосвязанных графиков разных типов, описанных в учебнике. Очень важно уметь использовать системы графиков для управления градационным процессом, например, для подбора характеристической кривой или определения выдержки.
Для оценки градации объектов используют не яркости объекта, а логарифмы яркостей, так как наше восприятие яркости — светлота, которая пропорциональна логарифмам яркости (закон Вебера —> Фехнера). Следует помнить, что закон Вебера — Фехнера не выполняется при больших и малых уровнях яркости. Для учета указанных отклонений от закона Вебера — Фехнера можно включить кривую восприятия в градационную цепь.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие графики называют градационными?
2. Назовите типы градационной передачи. Определите характер воспроизведения градации при каждом типе передачи.
3. На какие стадии можно разбить градационный процесс получения негатива? диапозитива?
4. В чем состоит метод построения системы градационных графиков, предложенный Джонсом?
5. Использовав метод Джонса, покажите, как формируется градация негатива.
6. Постройте систему графиков для негативно-позитивного процесса.
7. Сформулируйте правило Гольдберга.
8. Какие звенья градационной цепи называют управляемыми и неуправляемыми?
9. Как целесообразно управлять градационной передачей фотографического процесса?
10. В чем состоит закон Вебера — Фехнера и в каком диапазоне яркостей он соблюдается?
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберсгов В. И. Теория фотографических процессов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. Разд. 8.1 — 8.4.
Бабушкин Г. А.‘ Ложкин Б. Т., Нечаева Г. М. и др. Основы светотехники. Часть 1: Лабораторные работы. М.: Изд-bq МГАП «Мир книги», 1995.
Шашлов Б. А., Ложкин Б. Т., Уарова Р. М. и др. Основы светотехники. Часть 1: Задачи для практических занятий. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995.
2.6. ОСНОВЫ СТРУКТУРОМЕТРИИ
Характер воспроизведения мелких деталей отличается от воспроизведения крупных деталей. С уменьшением размера детали качество изображения, как правило, становится хуже. Это связано с неоднородностью структуры фотографического материала и фотографического почернения. Основными причинами искажения мелких деталей являются: рассеяние света в эмульсионном слое, зернистость структуры фотографической эмульсии, ореолообразование.
При рассмотрении рассеяния света в эмульсионном слое, зернистости структуры почернения и образования ореолов особое внимание следует обратить ва природу и причины возникновения этих явлений.
При изучении процессов, происходящих в эмульсионном слое при рассеянии света, необходимо разобраться в таких важных понятиях, как «пограничная кривая», «визуальная резкость изображения», «краевая функция».
Для оценки способности слоя воспроизводить мелкие детали применяют разрешающую способность и частотно-контрастную характеристику. Следует хорошо вникнуть в сущности этих понятий и представлять причины, ведущие к уменьшению разрешающей способности и коэффициента передачи контраста.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как искажаются мелкие детали при фотографическом воспроизведении?
2. Какие факторы влияют на передачу мелких деталей?
3. Что такое микрозернистость и макрозернистость фотографического почернения?
4. Почему возникают ореолы и как их можно устранить?
5. Что такое разрешающая способность? Какие факторы влияют на разрешающую способность?
6. Что такое мира? Ее, назначение? Характеристики миры?
7. Как измерить разрешающую способность системы?
8. Что такое частотно-контрастная характеристика?
9. Как измерить частотно-контрастную характеристику материала?
10. Что такое мира абсолютного контраста?
ЛИТЕРАТУРА
Шашлов Б. А., Шеберстов В. И. Теория фотографических процессов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993; Разд. 9.1 — 9.5.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольные работы являются документом, характеризующим работу заочника по овладению курсом. Студенты выполняют две контрольные работы, которые отсылаются на проверку в установленные сроки. При выполнении работы необходимо дать исчерпывающий ответ, обобщив материал, имеющийся по данной теме. После проверки работы необходимо ее тщательно исправить по замечаниям рецензента. Проверенная преподавателем и исправленная студентом контрольная работа представляется преподавателю на экзамене.
В контрольной работе обязательно указывается фамилия студента и номер его зачетной книжки.
Номер варианта задания определяется студентом по двум последним цифрам номера зачетной книжки. Если номер книжки 162, то следует взять вариант 62; если номер книжки 200, то вариант 100. Затем по номеру варианта студент находит номера вопросов и задач по соответствующим таблицам.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Контрольная работа состоит из двух частей. В первой части студент отвечает на теоретический вопрос и решает небольшую задачу. По табл: 1 необходимо определить номер вопроса и задачи. По списку определяется сам вопрос и задача. Вторая часть контрольной работы № 1 состоит из задания по построению характеристической кривой и определению по этой кривой сенситометрических величин.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Строение и свойства микрокристаллов галогенида серебра.
2. Центры светочувствительности и центры вуалирования. Их роль в формировании фотографического изображения.
3. Оптические свойства тел.
4. Факторы, определяющие светочувствительность и контрастность эмульсий.
5. Монохроматические характеристические кривые, их получение и использование в спектральной сенситометрии.
28. Сравнительная характеристика глаза и фотографического материала как приемников лучистой энергии.
29. Световой поток. Световые величины.
30. Фотоактиничный и световой потоки. Причины влияния спектрального состава излучения на положение характеристической кривой фотографического материала (его светочувствительность).
34. Связь величины оптической плотности фотографического почернения со структурой светового пучка и структурой чернения.
35. Поглощение света телами. Закон Бугера — Ламберта — Бера. Его приложимость к фотографическому почернению.
36. Спектральные кривые пропускания и поглощения. Практическое применение этих кривых для расчета спектрального состава света, прошедшего через светофильтр.
37. Зрительное восприятие яркостей. Закон Вебера — Фехнера.
38. Световые и энергетические величины.
39. Приборы, применяемые при сенситометрическом испытании фотографических материалов.
40. Оптические клинья. Их применение в качестве модуляторов освещенности.
41. Кроющая способность серебра.
42. Отклонение от закона взаимозаместимости в фотографическом процессе. Физическое обоснование этого явления.
43. Изоопака. Ее построение. Определение экспонента Шварцшильда по изоопаке.
44. Влияние цветовой температуры источника света на светочувствительность фотографических материалов.
45. Влияние условий проявления на сенситометрические характеристики фотографического материала и градацию фотографического изображения.
46. Факторы, влияющие на результаты сенситометрического испытания.
47. Кривые кинетики проявления и их практическое применение.
1. Поверхность стола освещается лампой накаливания, расположенной на расстоянии r= 1,5 м. Освещенность стола ~ 200 лк.
Какой будет освещенность Е2> если лампу опустить на 0,5 м ниже.
2. Стеклянный стол копировального станка освещается изнутри точечным источником света, расположенным на расстоянии r—90 см под центром стекла. Чему равна освещенность стекла на расстоянии 30 см от центра, если сила света лампы J— 100 кд?
3. Оптическая плотность D среды увеличилась на 0,7.Как изменился коэффициент пропускания τ?
4. Оптические плотности почернения возрастают скачкообразно на постоянную величину ∆D>=0,3.Определить изменение коэффициента пропускания т с изменением оптической плотности на ∆D.
5. Фотографическая пленка экспонировалась за ступенчатым оптическим клином с константой k=0,1.Определить отношение экспозиций Н3 : Н12, полученных пленкой за третьим и двенадцатым полями клина.
6. Отношение освещенностей за крайними точками непрерывного оптического клина E0 : E2=100 : 1. Длина клина равна 100 мм.
Определить константу клина k.
7. Какую длину должен иметь непрерывный оптический клин с константой к=0,1, чтобы интервал освещенностей, получаемый с его помощью, был равен 3,5?
8. Слой воды толщиной l= 1 м ослабляет световой поток в два раза.
Определить интегральный показатель поглощения воды к (мм-1).
9. Пластина, изготовленная из нейтрально-серого стекла, имеет коэффициент пропускания τ=0,6. Толщина пластинки l= 1 мм.
Какова оптическая плотность пластинки из того же стекла, но при толщине l= 4 мм?
10. Ступенчатый оптический клин имеет 11 полей. Константа клина к=0,1.
Каково отношение коэффициентов пропускания τ : τ крайних полей клина?
11. При включении нейтрально-серого светофильтра экспозиция за одиннадцатым полем клина сенситометра ФСР-4 изменилась с 0,11 до 0,022 лк с.Чему равна оптическая плотность этого светофильтра?
12. Какова фотографическая широта L материала, если известно, что приращение оптической плотности в пределах прямолинейного участка ∆D =1,2, а коэффициент контрастности у = 0,6?
13. Коэффициент контрастности материала y=2 Какой разностью оптических плотностей ∆D реагирует этот материал на экспозиции, находящиеся в пределах прямолинейного участка, если их отношение равно Н1 : Н2=1 : 8?
14. Вывести формулу, служащую для определения расстояния при юстировке сенситометра:
15. Определить расстояние между источником света и фотографическим материалом, если известно, что между ними находится среда, оптическая плотность которой D=1,8; сила света источника J=900 кд; экспозиция, которую должен получить материал, Н=2 лк с, выдержка f=2 с.
16. Фотографическая пленка экспонировалась за ступенчатым оптическим клином, оптическая плотность первого поля которого равна 0,15, константа k=0,2.
Определить отношение экспозиций Н5 : Н20, полученных пленкой
за пятым и двадцатым полями этого клина.
17. Экспозиция, полученная поверхностью ступенчатого оптического клина, обращенной к источнику света, Н0=200 лк с. Константа клина k=0,3.
Определить, за каким полем п находится участок фотографического материала, получивший экспозицию H=20 лк с, если оптическая плотность первого поля клина Dl = 0,1.
18. Экспозиция Н1= 0,32 лк с вызывает почернение, оптическая плотность которого D1 — 0,7. Экспозиция H=2,5 лк с вызывает на этом материале почернение с оптической плотностью D2 =1,5
Каков коэффициент контрастности материала, если известно, что обе указанные плотности соответствуют прямолинейному участку характеристической кривой?
19. Участок фотографического материала, находящийся за пластинкой из серого стекла с плотностью D=2,5, получил экспозицию H=0,2 лк с. Сила света источника J= 100 кд. Расстояние от источника света до материала r=50 см.
Какова продолжительность выдержки?
20. Между источником света силой J=200 кд и фотографическим материалом находится пластинка из нейтрально-серого стекла, оптическая плотность которого D=1,1.
Какую экспозицию Н получит материал, если он находится на расстоянии r=2 м от источника света, а время освещения t =100 с
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Задание состоит в построении характеристической кривой на стандартном сенситометрическом бланке и нахождении по этой кривой сенситометрических величин.
По характеристической кривой фотографического материала оцениваются его эксплуатационные свойства. Характеристическая кривая показывает, как зависят оптические плотности почернения от сообщенных участкам экспозиций. Она строится в координатах
D =f(lg H), где D — оптические плотности почернений; lgH — логарифмы экспозиций.
Для получения характеристической кривой в сенситометре фотоматериалу сообщается ряд экспозиций (см. рис. 2).
На рис. 2 показаны: источник света с силой света I (1); светофильтр искусственного солнечного света с коэффициентом пропускания τсв (2); серый светофильтр с оптической плотностью
Dсер.св. (3); оптический клин с оптической плотностью первого поля
Ig = Ig -k
Ig = Ig -k
Студент должен рассчитать экспозиции, полученные фотографическим материалом за полями оптического клина. Затем, пользуясь рассчитанными значениями логарифмов экспозиций и значениями оптических плотностей из табл. 3, построить на специальном сенситометрическом бланке (рис. 1) характеристическую кривую фотографического материала.
При отсутствии бланка следует положить на приведенный рисунок кальку и обвести на ней координатные оси. После этого, пользуясь видной через кальку сеткой бланка, произвести построение. Совместив кальку с бланком по обведенным студентом осям, преподаватель получит возможность проверить контрольную работу.
По характеристической кривой требуется определить:
1. Светочувствительность по ГОСТ 10691.6-92
При этом следует помнить, что светочувствительность — величина, обратная экспозиции, вызывающей на фотографическом материале почернение с оптической плотностью, которая превышает на 0,2 оптическую плотность вуали.
2. Фотографическую широту и отношение экспозиций, соответствующих крайним точкам прямолинейного участка — б и в. L=lgHB—lgH6 (см. учебник «Теория фотографических процессов»,с. 68).
3. Коэффициент контрастности, у.
4. Полезную фотографическую широту и отношение экспозиций, соответствующих минимальным полезным градиентам в верхней и нижней частях характеристической кривой, Lполн = lg Нn— lg Нm,
Минимальный полезный градиент равен 0,2. Точки т и л, соответствующие минимальным полезным градиентам, находят, проводя в нижней и верхней частях кривой касательные к ней, тангенс угла наклона которых к оси логарифмов экспозиций составляет 0,2.Данные для построения характеристической кривой: фотографический слой экспонировали в клиновом сенситометре, посгроенном по типу ФСР-4 при условиях, заданных в табл. 2.Оптические плотности полученных сенситограммы приведены в табл. 3