Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу «от общего к частному», соответствующие реальному процессу проектирования. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы:
- определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной композиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего пространства;
- определение соотношения объемов между собой. Здесь определяются и уточняются геометрические характеристики объемов, приводится к гармоническому единству их взаимодействие;
- пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы элементов, гармонизация элементов и деталей сооружения.
Сравнивая между собой три типа объемной композиции, легко заметить, что композиционное решение становится все более многослойным по мере увеличения активности межобъемного пространства. Если в композиции 1типа гармонизация осуществляется главным образом на уровне пластической разработки поверхностей объема, то в композициях 2 и 3 типа прежде всего уточняется соотношение массы объемов и межобъемного пространства, затем находится гармоничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически разрабатывается каждый объем в композиционной взаимосвязи с общим решени ем художественного образа. На каждом этапе построения композиции те или иные композиционные средства становятся наиболее активными. Так, при определении соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно используются «положение в пространстве» и «величина»; при организации архитектурных объемов «симметрия», «асимметрия», «тождество», «нюанс», «контраст» и «геометрический вид»; при пластической разработке поверхностей архитектурных объемов - «пропорции», «членения», «цвет», «фактура», «метр», «ритм». Однако все композиционные средства могут использоваться на каждом этапе построения архитектурной формы, к примеру, «пропорции» могут меняться при определении «величины» и при выборе «геометрического вида» объема.
СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ
Симметриеймы называем одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к наиболее сильным средствам организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие.
Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна, так же как вертикальна плоскость симметрии тела человека. В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположение частей здания и его деталей, по вертикали развивается свободное и разнообразное чередование элементов и их частей.
Симметрия сооружения связывается с организацией его функций. Проекция плоскости симметрии - ось здания - определяет обычно размещение главного входа и начало основных потоков движения. Симметрия не может быть оправданной, если построению плана насильственно подчиняется несимметричная по своей природе система жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрии и одинаковое по отношению к оси расположение неравноценных функций. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого.
. ■
Симметрия - многообразная закономерность организации формы здания,
эффективное средство приведения ее к единству. Однако применение симметрии в архитектуре должно быть поставлено в зависимость от целесообразной организации жизненных процессов и логики конструкций. Симметричные формы могут производить впечатление волевой организованности, величественности. Но вместе с тем симметрия сковывает, жестко регламентирует не только здание, но и самого пользующегося им человека.
Симметрия как средство организации формы не имеет смысла, если она не воспринимается хотя бы с одного направления.
Дисимметрия- явление, широко распространенное в живой природе. Она характерна и для человека. Человек дисимметричен, не смотря на то, что очертания его тела имеют плоскость симметрии. Дисимметрия сказывается в лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и многих других органов, в строении этих органов.
Дисимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симметрии в архитектуре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функций не укладывается в пределы жестких закономерностей симметрии. Иногда такие отклонения дают основу острого эмоционального эффекта.
Уничтожение даже мелкой детали в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклонение становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздействие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство.
АСИММЕТРИЯ
С точки зрения математических понятий асимметрия - лишь отсутствие симметрии. Однако обширная категория приемов композиции отнюдь не покрывается этим негативным определением. В архитектуре – симметрия и асимметрия – два противоположных метода закономерной организации пространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывается разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно другим путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием.
Асимметричные композиции в процессе развития архитектуры возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа.
Соподчиненность частей – основное средство объединения асимметричной
композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.
В асимметричной композиции здания как бы овеществляется сложное построение связанных с ним процессов. ЕЕ восприятие сложнее, чем симметричной системы. Понять закономерность построения возможно, лишь увидев сооружение в целом в то время как симметрия может стать очевидной и по фрагменту.
Асимметричная композиция не накладывает ограничений, продиктованных закономерностями формы, на организацию жизненных процессов. Она открывает более широкие возможности их координации, чем композиция симметричная. Ее гибкость позволяет органично включить сооружение или ансамбль в самые сложные условия окружающей среды - природной или искусственной, городской.