Авангардизм как категория культуры. Принципы «искусства будущего». Вагнеровская идея синтеза искусств. Проблема мифа в творчестве Вагнера. Вагнер и Ницше. Ницшеанская концепция «сверхчеловеческого» театра. Преодоление вагнеровской идеи «театр как синтез искусств» деятелями сцены ХХ века. Театральная теория Ницше. Работа Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства».
Сюрреализм во французском театре.
Появление термина «сюрреализм». Приемы сюрреалистического творчества: «автоматическое письмо», создание «ошеломляющего образа», использование логики сна в произведении. «Манифест сюрреализма» А. Бретона. Сюрреалистический период в деятельности А. Арто.
Эстетические принципы Жана Кокто («Петух и Арлекин»). Драматургическое творчество Кокто («Орфей»).
Раздел IX. Основные направления драматургии XX века
Эстетические принципы и драматургия Бернарда Шоу.
Эстетические принципы и драматургия Луиджи Пиранделло.
Эстетические принципы и драматургия Бертольда Брехта.
Эстетический принципы и драматургия Юджина О,Нила.
Эстетические принципы и драматургия Торнтона Уайлдера.
Театр абсурда: эстетически принципы и драматургия Эжена Ионеско, Сэмуэля Беккета.
Эстетические принципы и драматургия Теннеси Уильямся.
Эстетические принципы и драматургия Тома Стоппарда.
Эстетические принципы и драматургия Мартина Макдонаха.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список литературы
Учебники и учебные пособия
История зарубежного театра. Academia XXI. 2005.
Литература для чтения и конспектирования
1. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха Романтизма. М., 1980.
Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.
Аристотель. Поэтика. М., 1957.
6. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973.
7. Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967.
8. Брехт Б. Уличная сцена. – Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965.
Гете И.-В. Правила для актеров. О театре и литературе. - Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. М., 1980.
Золя Э. Натурализм в театре. - Собр. соч. В 26-ти тт. Т. 26. М., 1966.
11. История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.
Как всегда - об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. -- Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М., 1990.
14. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В *-ми т. М., 1954-1961.
Стрелер Дж. Театр для людей. Мысли записанные, высказанные и осуществленные. М., 1984.
16.Театральная энциклопедия в 5-ти тт. (статьи о национальных драматургиях и отдельных драматургах).
Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы.
19.Гвоздев А.А.. Из истории театра и драмы. Пг., 1923.
Дидро Д. Парадокс об актере. - В кн.: Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980
Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979.
Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия. М., 1935.
Метерлинк М. Сокровище смиренных.
24. Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.
Порядок проведения зачета (3 семестр) и экзамена (4 семестр)
Зачет в 3 семестре
Необходимо представить читательские дневники и конспект «Поэтики» Аристотеля.
Необходимо выполнить контрольные работы (в аудитории) на проверку знания текстов античной драматургии и драматургии эпохи Возрождения.
Экзамен в 4 семестре
Экзамен проводится по билетам: один общий вопрос и собеседование по текстам прочитанных произведений
К экзамену необходимо:
· представить читательские дневники и конспекты в соответствии со списком;
· выполнить две реферата в соответствии со списком тем.
При условии успешного выполнения заданий в течение семестра и своевременного их предоставления (до начала сессии) оценка за экзамен может быть выставлена «автоматом» или экзамен будет проходить по сокращенной программе. Не представленные в рамках семестра задания должны быть представлены на экзамене.