Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.
При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
ОБРАБОТКА
Ключ
1. Достоверность результатов:
· "не знаю": 3,9,11,13,28,36
· "да, всегда": 11,13,15,27
Шкала развитости эмпатийных тенденций
· сумма баллов с совпавшими вопросами:2,5,8,9,10,12,13,15,16,19,21,22,24,25,26,27,29,32
Соотнесите полученный результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
С помощью таблицы, на основании полученных балльных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Достоверными результатами тестирования являются результаты при 3 баллах по шкале «Достоверность», при 4-х баллах следует сомневаться в их достоверности, а при 5-ти и выше – не достоверны.
При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причину негативного отношения испытуемого к обследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушением развития некоторых психических функций, а также социальным инфантилизмом.
По шкале развитости эмпатийных тенденций
0..11 баллов. Очень низкий уровень эмпатийности. Затрудняется первым начать разговор, держится особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше его. В межличностных отношениях нередко оказывается в неловком положении. Во многом не находит взаимопонимания с окружающими. В деятельности слишком центрирован на себе. Может быть очень продуктивен в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядит в лучшем свете. С иронией относится к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносит критику в свой адрес, хотя может на нее бурно не реагировать.
12..36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствует себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся ему непонятными и лишенными смысла. Отдает предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у него мало друзей, а тех, кто есть, ценит больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят ему тем же. Бывает, когда чувствует свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют его своим вниманием.
37..62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать его "толстокожим", но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонен по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимателен, старается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряет терпение. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для него неожиданными.
63..81 баллов. Высокая эмпатийность. Чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, склонен многое прощать. С неподдельным интересом относится к людям. Нравится "читать" их лица и "заглядывать" в их будущее. Эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты и находит общий язык. Должно быть, и дети тянутся к нему. Окружающие ценят его за душевность. Старается не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах он не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести его из равновесия.
82..90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. Болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевающего сказать ни слова. Трудно от того, что окружающие используют его в качестве громоотвода, обрушивая на него свое эмоциональное состояние. Плохо чувствует себя в присутствии "тяжелых" людей. Взрослые и дети охотно доверяют ему свои тайны и идут за советом. Нередко испытывает комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боится задеть их. Беспокойство за родных и близких. В то же время сами очень ранимы. Может страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия своего шефа. Его впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни он близок к невротическим срывам.
Полученные результаты можно представить наглядно, если начертить 6 линий длиной по 15 см., где каждая линия символизирует одну из шкал, отложить на каждой линии полученную величину эмпатии в см. и выделить этот участок другим цветом.
Бланк ответов
ИНСТРУКЦИЯ: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:
· не знаю – 0
· нет никогда – 1
· иногда – 2
· часто – 3
· почти всегда – 4
· да, всегда – 5
Отвечать нужно на все пункты».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей»
Взрослых детей раздражает забота родителей
Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей
Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке
Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами
Больному человеку можно помочь даже словом
Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами
Старые люди, как правило, обидчивы без причин
Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы
Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение
Я равнодушен к критике в мой адрес
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами
Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы
Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать
Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной
Родители относятся к своим детям справедливо
Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь
Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей
Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела
Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей
В детстве я приводил домой кошек и собак
Все люди необоснованно озлобленны
Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь
В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам
При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь
Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы
Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей
Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение
Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев
Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно
Если ребенок плачет, на то есть свои причины
Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков
Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы
Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать
Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему