Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современная издательская система России



Формирование издательского сообщества нового типа началось еще в недрах системы советского книгоиздания, основное противоречие которого состояло в том, что несмотря на постоянное увеличение числа выпускаемых книг и колоссальный рост тиражей, страна постоянно испытывала жесточайший книжный дефицит, а наряду с функционированием официальной системы книжной торговли, параллельно ей, существовал практически легально "черный книжный рынок" с ценами, на порядок, а то и больше превышавшими официальный номинал издания, проставлявшийся на обложке или переплете книги.

Безусловно, книжный рынок России имеет свои особенности, связанные с предшествующими десятилетиями централизованной распределительной экономики, когда цена, стоимость, себестоимость, рентабельность и другие экономические категории формировались искусственно и не отражали истинное состояние отрасли по производству книг. Значительные изменения в отечественном книгоиздании в конце XX века связаны, прежде всего, с резким сокращением выпуска книг на 1 миллиард экземпляров в год. Очень трудно было перейти от "самой читающей страны в мире" в разряд средних. По числу названий издаваемых книг Россия (в конце 90-х годов XX века) занимает примерно 10-е место в мире, по тиражам – около 30-го! Снижение числа изданий и особенно тиражей произошло за счет художественной, образовательной и производственной литературы. И, тем не менее: в советское время издавалось 10 книг на душу населения, сейчас – 3–4.

На структуру и особенности функционирования новой издательской системы оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых было изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности.

Демократические преобразования в области массовой информации и книгоиздания проходили на фоне неизбежно связанных с этим экономических процессов, обеспечивших переход книжного дела на рельсы рыночной экономики, когда многочисленные издательские структуры, формировавшиеся в новых условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привел не только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способов и методов внутрииздательского менеджмента, к широкому использованию маркетинга и других механизмов рыночного хозяйствования. Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические аспекты книжного дела получили научнотехнологический фундамент, что позволило буквально за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия. Наконец, формированию новой издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике, активно развивать внешнеэкономические связи. Вступление в новое тысячелетие характеризуется в российском книгоиздании резким подъемом выпуска книг и брошюр, особенно числа их названий, которое в 2004 г. достигает рекордного уровня, перекрывающего максимальный показатель не только российского, но и советского книгоиздания (т. е. выпуска изданий во всех 15 республиках бывшего СССР – 86 771 название, отмеченное в 1974 г., см. табл. 5). При этом можно констатировать,

что наблюдается некая вековая цикличность в динамике рассматриваемого параметра: на рубеже XIX и XX веков Россия также занимала лидирующее (второе) место в мире по выпуску книг и брошюр, уступая только Германии – родине современного книгопечатания и опережая Англию, Францию, США и другие крупные книгоиздающие страны. Для современного состояния российского книгоиздания характерно и то, что рост выпускаемой издательской продукции идет чрезвычайно высокими темпами, что отчетливо просматривается в таблице 6. Как известно, в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века произошел резкий спад выпуска книг и брошюр, связанный, в первую очередь, со структурной перестройкой издательского репертуара в период перехода к рыночным отношениям. Как явствует из динамики, число выпущенных названий в 1992 г. было даже ниже дореволюционного уровня. Однако затем начался постоянный и все время ускоряющийся рост этого показателя, который к настоящему времени, несмотря на пагубные последствия дефолта 1998 г., превысил величину числа названий 1992 г. почти втрое. Этот феномен стал возможным только благодаря тем внутренним резервам, которыми располагает новая издательская система современной России, сложившаяся в стране в последнее десятилетие прошлого века.

Важнейшей правовой предпосылкой становления новой системы средств массовой информации, соответствующей реалиям демократического реформирования общества, стало принятие в июне 1990 г. Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации", который декларировал реальную свободу печати и информации и отмену цензуры. В нем предусматривалась также возможность учреждения СМИ не только различными государственными органами, политическими партиями и иными объединениями граждан (общественными организациями, массовыми движениями, кооперативными, религиозными и другими организациями), но и отдельными гражданами

СССР, достигшими 18 лет. Кроме того, Законом устанавливалось, что учреждение СМИ должно носить не разрешительный, а регистрационный, заявительный характер. Эти же основополагающие принципы были заложены и в Законе РФ "О средствах массовой информации", принятом уже после распада СССР, в декабре 1991 г., и ставшем одним из важнейших факторов формирования новой издательской системы России, коренным образом отличающейся от всех предшествовавших ей в историческом прошлом. В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Количество выданных лицензий на ведение издательской деятельности составило в 1991 г. – 1597, в 1992 г. – 2967, в 1993 г. – 1866, в 1994 г. – 813. По данным Министерства РФ по делам

печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15 апреля 2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч. К 2003 году количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в

силу того, что осуществление на протяжении столетий постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии – партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вело к стремлению иметь закрытую систему идеологических организаций, в том числе и книжного дела. Конечно, как и в других странах, не все зарегистрированные издательские структуры постоянно и целенаправленно участвуют в книгоиздательском бизнесе.

В Российской Книжной Палате за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона "Об обязательном экземпляре документов", в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных (и получивших лицензию). В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств

прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Серьезно изменилась картина размещения издательств по территории Российской Федерации. Они расположены почти в 300 городах России (стоит вспомнить, что в начале 90-х годов XX века не все областные центры – нынешние субъекты Федерации – имели у себя издательские структуры; напомним, что во всем бывшем СССР насчитывалось не более 250 государственных издательств), причем основу издательской системы страны составляют именно негосударственные структуры (табл. 8и 9). Во многих городах число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные годы их насчитывается более ста (см. табл. 10). Основные регионы-производители книг в России – Москва и Санкт-Петербург. За посленее время выросла доля выпуска книг почти во всех регионах России: по названиям – в Поволжском (Республика Татарстан, Саратовская, Самарская и Волгоградская области) и Уральском регионах (Республика Башкортостан, Челябинская и Свердловская области), в Западно-Сибирском регионе (Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Кемеровская области, Алтайский край), что отражено в таблице 10. Заметим, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, малые предприятия, это, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он близок к 30% (2004 г.), а по тиражу составляет более 67% (2004 г.) всей выпускаемой книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, – "АСТ", "Дрофа", "Олма-Пресс", "Просвещение" и "Эксмо-Пресс" – составляет около половины (49%) общего тиража по стране. Если добавить к ним еще несколько издательских домов ("Росмэн", "ИНФРА-М", "Фламинго", "Панорама", "Радуга", "Рипол Классик"), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг.

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2004 г. две трети по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр – 91%. (Общую тенденцию за прошлые годы можно проследить по таблице 12.) Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка и граничит с монополизацией книжного рынка России несколькими крупными издательскими группами, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России, особенно в восточных районах страны.

Статистика печати дает представление о количественных характеристиках издания книг, брошюр, газет и журналов. В течение десятков лет Книжная палата СССР регулярно издавала ежегодники "Печать СССР в... году", а также по пятилеткам и к юбилейным датам. Указанные статистические справочники следует использовать при анализе печати и книгоиздания как в историческом аспекте, так и при исследовании тенденций развития. В переходный период (конец 80-х – начало 90-х) статистические исследования были заторможены, по разным причинам справочники не выходили. В настоящее время статистическая работа вошла в прежнее русло, и весьма важные сведения о произведениях печати, выходящих в России, вновь доступны. Если рассматривать общие объемы издания книг с 1992 года, то можно отметить тенденцию роста числа названий и сокращения тиражей. Так, число названий выросло с 28 716 в 1992 г. до 89 066 в 2004 г. (см. табл. 6 и 13). Общий тираж издаваемых книг, напротив, снижался с 1313 млн экз. в 1992 г. до 686 млн в 2004 г. (см. табл. 6 и 13). При этом резкое падение тиражей наблюдалось до 1998 г. (408 млн экз.), после чего пошел рост. Основные характеристики выпуска книг в 2004 г. представлены в таблице 13. Средний тираж издаваемых книг уменьшается (см. табл. 14).

В начале 1990-х гг. у наших специалистов возникли опасения, что в связи с принятием законов о печати и средствах массовой информации, а также из-за отмены цензуры либерализация издательской деятельности в стране приведет к росту выпуска коммерческой литературы в ущерб социально значимым видам изданий. К счастью, этого не произошло – рынок востребовал те издания, на которые существует устойчивый потребительский спрос, а государственная поддержка СМИ и книгоиздания позволяет удовлетворить основные разделы этого спроса в щадящем режиме с точки зрения ценообразования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.