Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерии среднего класса



Социологи института комплексных социальных исследований РАН выделяют наиболее часто встречающиеся следующие критерии среднего класса: материальный доход, образование и профессионально-должностной статус, самоидентификация и мировоззренческие характеристики.

Материальное положение (доход) Представители среднего класса уже по базовому критерию выделения имеют доход больший на фоне средних слоев. Тем не менее, они не ощущают себя высокообеспеченными, хотя значительно чаще, сравнительно с другими группами средних слоев, относят себя к среднеобеспеченным, и реже - к низкообеспеченным. Сближает их со средними слоями практически однородное, с точки зрения уровня дохода, социальное окружение: так же как и представители средних слоев, представители среднего класса в них замечают вокруг себя подавляющее большинство бедных людей, и небольшие группы богатых. В то же время материальное положение у них улучшается значительно динамичнее.

За счет чего происходит выделение представителей среднего класса в средних слоях по росту материального положения, улучшения его различных составляющих? Один из «классических» путей поиска ответа ведет к выявлению специфики в структуре источников доходов и расходов. Их сравнение показывает, что совпадений здесь гораздо больше, чем различий, что наводит на мысль об общих «внешних» правилах поведения в сфере доходов и расходов. Так, структура источников дохода в средних слоях и группах среднего класса в них во многом совпадает (сходны также тенденции роста и уменьшения отдельных источников дохода по слоям и в среднем классе).

Направления усилий, которые предпринимают представители среднего класса для изменения своего материального положения, также в большой степени совпадают с таковыми у представителей средних слоев. Практически одинаков уровень прибегающих к переквалификации в целях смены работы, сдаче внаем недвижимости. Более того, не обнаруживается сколько-нибудь четко выраженных вариаций и по слоям. Правда, несколько чаще в средних слоях прибегали к деятельности по обеспечению себя продуктами питания, торговле собственноручно выращенными продуктами, разовым приработкам. Возможно, преобладающее совпадение - проявление определенных ограничений в развитии спектра форм и способов поведения по наращиванию материального уровня (при различии их содержания и эффективности).

Преимущественное сходство характеризует также структуру расходов. Удельный вес в них платного образования взрослых и детей, медицинских, оздоровительных услуг для взрослых и детей, строительства или покупки жилья у представителей средних слоев и среднего класса практически совпадают по всем слоям (и значительно отличаются от населения в целом).

Различие касается только расходов на туристические заграничные поездки, которые существенно выше в группах среднего класса и верхнем среднем слое. Заметны различия по удельному весу добытчиков в домохозяйствах: группы среднего класса в средних слоях, особенно в двух высших, более самостоятельны, т.е. удельный вес добытчиков в них выше. преимущества в его росте за последние годы, эта сфера - не самое основное, что заключает в себе главные динамические источники различий между средними слоями и группами среднего класса в них. Очевидно, источники этих расхождений несколько иные. Обратимся к комплексу характеристик, связанных с образовательными и профессиональными стратегиями.

Профессиональный статус, образование. Достижительная мотивация в сфере образования и профессиональной деятельности весьма заметно отличает представителей среднего класса в средних слоях. Есть очевидные сходства: объединяющая черта - ориентация на профессию, работу в целом. Различия касаются ориентации на реализацию себя в семье и деловой сфере. Представители среднего класса более амбициозны и меньше ориентированы на семью как сферу своих основных устремлений.

Содержание работы играет особую роль в формировании отличий среднего класса и средних слоев. Это и значимый мотиватор квалификационного роста, и желанная цель продвижения в своей сфере деятельности, и важная характеристика образа жизни профессионала. Представители среднего класса заметно чаще, чем в средних слоях, убеждены в том, что имеют престижную, любимую и интересную работу. Значительно чаще отмечали они интерес, который она вызывает, возможности для проявления инициативы и карьеры. При этом надо заметить, что по такому показателю, как карьерный рост и инициативность, средние слои практически не отличались от населения в целом.

Устремленность к продвижению, карьере формирует другой значимый отличительный признак - достаточно высокую руководящую позицию, концентрацию властных полномочий.

Представители среднего класса заметно чаще занимают властные позиции: предпринимателей, имеющих наемных работников, руководителей, заместителей руководителя предприятий или учреждений, руководителей среднего звена. В то же время по сферам деятельности различий нет (как, впрочем, и с населением в целом). И те, и другие предпочитают работать на государственных предприятиях и в учреждениях (около 40%), и в меньшей степени - на приватизированных и вновь созданных предприятиях частной сферы. Это свидетельствует о том, что форма собственности основного места работы на данном этапе не играет большой роли в формировании социальных преимуществ.

Образовательно-квалификационные стратегии. Хорошее образование - также критериальная черта среднего класса, несколько отличающая его от средних слоев в целом. Штрих к специфике придает несколько большая весомость семейного образовательного капитала - образование родителей чаще было более высоким именно у представителей среднего класса.

Анализ выявил основную отличительную черту, которая подтверждает востребованность непрерывного повышения уровня квалификации и знаний и становится во многом определяющей социальное положение в условиях динамизма современного общества. Это образовательно-квалификационная активность, различия в которой весьма существенны. Масштабы и контуры этой активности обозначают ответы на вопросы о навыках и их приобретении, а также о способах пополнения знаний.

Представители среднего класса более подготовлены относительно базовых навыков, соответствующих современному стилю и уровню профессиональной деятельности - они в большей степени владеют навыками работы на компьютере, применяют в ее рамках иностранный язык. Причем разрыв по этим показателям особенно велик в двух нижних средних слоях.

Таким образом, характер профессиональной деятельности концентрирует в себе главные источники отличий среднего класса и средних слоев. Это, прежде всего выраженная мотивация на содержание и карьеру в работе, более глубокая заинтересованность в своей профессиональной деятельности, а также динамичная образовательная активность, прежде всего самостоятельная, овладение необходимыми в современных условиях навыками «по ходу дела».

Самоидентификация. Проводимые социологами исследования показывают, что структуры самоотнесения к различным слоям российского общества в средних слоях и группах среднего класса достаточно сходны. Они совпадают по основным пропорциям и характеристикам, особенно в отношении предыдущего периода (до реформ 1990-х годов). Единодушие проявляется относительно приоритетности критериев, по которым люди относят себя к тем или иным слоям. В целом иерархия критериев совпадает с таковой среди населения в целом. На первое место ставится уровень материальной обеспеченности. Следующая по важности характеристика, определяющая положение в обществе - образ жизни (около половины тех и других). Значимы также уважение окружающих и уровень образования.

Мировоззренческие характеристики. Исследователи особо отмечают в качестве критерия принадлежности к среднему классу сформированность мировоззренческих позиций, ценностных установок.

Как правило, у всех представителей среднего класса общие установки в отношении воспитания детей. Структура этих установок также полностью совпадает не только со взглядами, распространенными в средних слоях, но и в населении в целом. Наиболее важным для своих детей родители считают дать хорошее образование, привить самодисциплину, трудолюбие и воспитать мужество, стойкость умение постоять за себя; наименее востребованные цели воспитания (что также равнозначно во всех анализируемых группах) - привить демократические ценности, воспитать искреннюю веру в Бога, терпимость, сформировать гражданскую позицию, убеждения. И чем выше статус, тем больше привлекательна центристская позиция - сочетания различных идей, но избегающих крайностей.

Возможно, это отражение известного идеологического вакуума, который пока еще ничем не заполнен. Наименее востребованными оказываются духовные, гражданские ориентиры в воспитании нового поколения. В обществе в большей степени распространены надежды на свои силы и способности, и это отражается в декларируемых приоритетах воспитания, которые равноценны во всех группах общества. Как бы то ни было, такое отражение единства в установках поведения в ситуациях требующих относительной активности, свидетельствует об определенном нормативно-поведенческом единстве в обществе (под поверхностью которого зреют новые поведенческие стратегии). Средний класс особой активности не проявляет, не выделяясь ничем и практически полностью солидаризируясь не только со средними слоями, но и с населением в целом.

Представители среднего класса больше полагаются на принцип следования сложившимся нормам в обществе, сосуществовать с ним «в одном среднем режиме» (который, возможно, они во многом и задают).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.