Цифрой 1 обозначается фонетический разбор данного слова.
Ударение подвижное.
Гласные разбираем по таблице «Гласные», согласные - «Согласные».
[о]– гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, сильная позиция (т.к. под ударением), позиционной мены и позиционного изменения нет, аллофон сильной фонемы <о>, произношение четкое, буква в основном значении «О»;
[г]– согласный, шумный, глухой, [к], заднеязычный, задненебный, взрывной, твердый, [г'], сильная позиция по звонкости-глухости (т.к. перед гласным), сильная позиция по твердости-мягкости (т.к. перед сильной гласной фонемой <о>), позиционной мены и позиционного изменения нет, аллофон сильной фонемы <г>, произношение четкое, буква в основном значении «гэ»;
[р] – согласный, сонорный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, твердый, [р'], сильная позиция по звонкости-глухости, сильная позиция по твердости-мягкости (т.к. сонорный), позиционной мены и позиционного изменения нет, аллофон сильной фонемы <р>, произношение четкое, буква в основном значении «эр»;
твердый, [т'], слабая позиция по звонкости-глухости (т. К. положение в конце слова), сильная позиция по твердости-мягкости (т. К. в конце слова), позиционная мена, аллофон слабой фонемы <т>, произношение нечеткое, буква «дэ».
Я всегда любил смотреть на тихое1 падение или опущение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
(С. Аксаков)
Задание № 2.
Через час я увидел новую, тоже не виданную мною картину1: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречался сильный упор, то поднималась одним краем вверх; иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду.
(С. Аксаков)
Задание № 3.
Жизнь - самая большая ценность, которой обладает человек. Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств, бесконечных празднеств, которые делают жизнь человека интереснее, торжественнее, значительнее.
(Д. Лихачев)
Задание № 4.
От общения с искусством человек становится1 нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Такой человек легче дружит с другими культурами, с другими национальностями, и ему самому легче жить. Подлинное искусство – это
источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе сопереживание и сочувствие к людям.
(Д. Лихачев)
Задание № 5.
Жара заставила нас наконец зайти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной березы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их зеленоватые тени скользили взад и вперед1 по его телу, по его лицу.
(И. Тургенев)
Задание № 6.
Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают1; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся клубами напротив заходящего солнца.
(И. Тургенев)
Задание № 7.
Пальма осталась. Ей теперь стало еще тяжелее1, хотя и до этого случая было очень тяжело. Она была совсем одна. На пять сажен возвышалась она над верхушками всех других растений, и эти другие растения не любили ее, завидовали ей и считали гордою. Этот рост доставлял ей только одно горе; кроме того, что все были вместе, а она была одна.
(В. Гаршин)
Задание № 8.
В этом человеке было много загадочного. Казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что вырвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя, и все, до чего ни коснутся. Я жестоко ошибаюсь, если1 в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва.
(И. Тургенев)
Задание№ 9.
Стелется1 бескрайняя равнина и, простираясь до самого горизонта, лежит свободно, просторно, открытая настежь всем ветрам. Издавна она славилась лугами, пастбищами. Весной тут наливались соком травы, полыхало такое разноцветие, что когда проходила косилка, то следом за ней расстилалась будто не трава, а ковер из цветов.
(А.П. Чехов)
Задание № 10.
На пригорке ранним июльским утром поднимался, как необыкновенное чудо, полевой мак, темно-красный, похожий на затерявшийся в пшеничном царстве одинокий огонек, или на древнем кургане подставляла1 в ветреную погоду свои развевающиеся кудри ковыль-трава. Цепко держалась полынь, не умирала, сизым дымком курилась то близ дороги, то на выгоне, примыкавшем к хутору.
(А.П. Чехов)
Задание№ 11.
Опускаясь1 за море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще более подчеркивает ничем не нарушаемую тишину.
Задание№ 12.
Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко1 встают свинцовые воды и клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется в их косматой поверхности, далеко разнося соленые брызги. Вдаль излучистого берега хребтом массивно поднимаются белые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти обломки.
Задание№ 13.
Маленькая рыбка1 порывисто металась вверх и вниз, и в стороны, спасаясь от длинного хищника. В смертельном страхе она выбрасывалась из воды, непрестанно пряталась под выступы скалы, а острые зубы везде ее нагоняли. Хищная рыбауже была готова схватить ее, как вдруг другая, подскочив сбоку, перехватила добычу: рыбка исчезла в ее пасти.
Задание № 14.
Сквозь густую темноту ночи, которую усиливали черные, быстро бегущие тучи,взгляд различал в отдалении мутно-беловатую полосу. То сверкала1 река, котораяпенилась и ревела, как дикий зверь, вырвавшийся на волю. Дул сильный западный ветер; могучие порывы его усиливали быстрину течения. Плеск воды смешивался с треском льдин.
Задание№ 15.
Вспоминая1 свое настоящее, думая о нем, вы заметите, что все события, факты, фактики, радости, огорчения, заботы, встречи, споры, размолвки, удачи, хорошие и дурные поступки - что все это, мельтешащее обычно в сознании человека - тотчас просеется через волшебное сито, и многое, что казалось в вашей лично жизни большим, важным и значительным, вдруг провалится в темноту.
Словарь терминов
Аллофон – конкретный звук, представляющий фонему речи; обобщенное название вариантов и вариаций фонемы.
Алфавит – совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков (букв), которыми пользуются при письме на том или ином языке.
Артикуляция(от лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) – движение произносительных органов в процессе речи.
Буква – минимальный графический знак, с помощью которого осуществляется письменная фиксация речи.
Гласные – звуки языка и речи, основной особенностью которых является их слогообразующая функция.
Глухие шумные согласные – это такие согласные, которые образуются целиком шумом.
Графика(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую):
1) совокупность начертательных средств того или иного письма (букв, знаков препинания, надстрочных знаков и др.);
2) раздел языкознания, исследующий соотношения между буквами и фонемами.
Закон восходящей звучности – построение неначальных слогов с обязательным нарастанием сонорности (звучности) от начала к концу. Закрытый слог – слог, оканчивающийся согласным звуком.
Звонкие шумные согласные – это согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом.
Звук речи – минимальная единица речевого потока, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и обладающая определенными акустическими свойствами.
Историческая фонетика – занимается изучением изменения звуковой системы на протяжении эпохи.
Историческое чередование – мена фонем в пределах одной морфемы, обусловленная фонетическими законами прошлых эпох развития языка.
Кириллица – одна из двух древнейших славянских азбук, название которой восходит к имени Кирилл.
Лабиализованные(от лат. labia - губа) – гласные звуки, при образовании которых губы округляются и выпячиваются.
Лингвистика(от лат. lingua - язык) – наука о языке.
Логическое ударение – подчеркнутое выделение голосом слова, наиболее важного для говорящего.
Неподвижное ударение – ударение, фиксированное на одном слоге во всех грамматических формах слова.
Общая фонетика –изучает способы и характер образования звуков в разных языках мира и на основе такого изучения вырабатывает понятия об общих законах звучащей человеческой речи.
Описательная фонетика – занимается установлением звуковой системы языка (диалекта) на определенном этапе его исторического развития.
Орфография(греч. orthographia, от orthos - правильный и grapho - пишу):
1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи;
2) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме;
3) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний.
Орфоэпия(от лат. orthoepia, от orthos - правильный и epos - речь):
1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений;
2) раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.
Открытый слог – слог, оканчивающийся гласным звуком.
Палатализация(от лат. palatum - нёбо) – приподнятое средней части спинки языка к твердому небу при произнесении мягких (палатализованных) согласных.
Подвижное ударение –ударение, перемещающееся с основы на окончание или с окончания на основу при словоизменении.
Позиция фонемы – положение фонемы в слове, учитывающее отношение к ударению, к началу или к концу слова или слога, к соседним фонемам. Правописание:
1) то же, что орфография;
2) система орфографических и пунктуационных правил.
Прикрытый слог – слог, начинающийся согласным звуком.
Проклитика(греч. proklitikon) – безударная лексическая единица (предлог, союз, частица), примыкающая к началу ударной и образующая с ней одно фонетическое слово.
Речевой поток – звуковая линейная последовательность высказываний, интонационно членящаяся на фразы и синтагмы.
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облегченное в звуковую или письменную форму.
Сильная позиция фонемы – положение, в котором фонема наилучшим образом выполняет свои функции.
Слабая позиция фонемы –положение, в котором возможности выполнения фонемой своих функций ограничены.
Слог – сочетание слогообразующего элемента (обычно гласного) с одним или несколькими неслоговыми элементами ~ согласными.
Сонорные согласные –это такие согласные, которые образуются при помощи голоса и незначительного шума.
Сопоставительная фонетика – устанавливает сходства и различия между разными языками.
Фонема(от греч. phonema - звук) –единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противопоставляясь другим фонемам в тождественной фонетической позиции совокупностью присущихкаждой из них постоянных признаков, и которая реально представлена в речи однимили несколькими звуками, являющимися ее аллофонами.
Фонемный ряд— множество позиционно чередующихся звуков, представляющих одну фонему.
Фонетика(от греч. phone - «звук») – это наука, изучающая звуки в потоке речи, их рольв функционировании языка как средства общения, их сочетаемость, способы образования звуков, а также ударение, интонацию, особенности звукового членения.
Фонетическая транскрипция –относительно точная передача на письме звучащей речи.
Фонетический принцип орфографии – принцип обозначения буквами на письме нефонем, а звуков.
Фонетическое слово – отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением.
Фонетическое чередование – регулярная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная фонетическими законами, действующими в языке. Фонология – это раздел языкознания, который изучает функциональную значимость звуковой стороны языка.
Фонология(от греч. phone - звук и logos - слово, учение):
1) раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка в его структурных и функциональных закономерностях;
2) языковой уровень, единицей которого является фонема.
Частная фонетика – связана с описанием звуковой системы конкретного языка. Онаможет быть описательной (синхронной) или исторической (диахронной). Шумные согласные –это согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом.
Экспериментальная фонетика – часть общей фонетики, которая осуществляет изучение звуковой стороны языка инструментальными методами. Энклитика(от греч. enklitikos - склоняющийся, тяготеющий) – безударная лексическая единица (частица), примыкающая к концу ударной и образующая с ней одно фонетическое слово.
Языковая норма (литературная) – принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. Языкознание – то же, что и лингвистика
Таблица №1
гласные
звук
в
слове
Артикуляционная
характеристика
Позиция
Синтагматические за-
коны
Фонологическая
характеристика
гласных
Произ-
ношение
Буква
ряд
подъем
лабиализация
сильная
слабая 1
слабая 2
позиционная мена
позиционные изменения
сильный аллофон
Слабый алофон
четкое
нечеткое
основное
второстепенное
Таблица №2
согласные
Звук в слове
Артикуляционная
характеристика
Позиция
Синтагматический
закон(процесс)
Фонологическая
характеристика
Произношение
Буква
По участию голоса
и шума
По месту образования
По способу образования
По дополнительной
артикуляции
Сильная по
Зв.-гл.
Слабая по
Зв.-гл.
Сильная по
Тв.-мяг.
Слабая по
Тв.-мяг.
Позиционная мена
Позиционное
изменение
Аллофон сильной фонемы
Аллофон слабой фонемы
четкое
нечеткое
В основном значении
Во второстепенном
α
α1
α2
α3
α - сильная позиция по звонкости/глухости и по твердости/мягкости;
α1 - сильная позиция по твердости/мягкости, слабая по звонкости/глухости;
α2 - сильная позиция по звонкости/глухости, слабая по твердости/мягкости;
α3 - абсолютно слабая позиция и по звонкости/глухости и по твердости/мягкости.
Рекомендуемая литература
1. Касаткин, Л.Л. Современный русский язык. Фонетика Текст: учебное пособие для вузов рек. УМО / Л.Л.Касаткин. – М.: Академия, 2006.
2. Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. Пос. для вузов рек УМО / Л.П.Крысин. – М.: Академия, 2007.
3. Николаенко, Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: учебное пособие. – М.: Академия, 2005.
4. Русский язык: Учебник для студентов высших пед. заведений / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
5. Русский язык / Под ред. Л.Ю.Максимова. В 2-х частях. – М., «Просвещение», 2007
6. Русский язык с основами языкознания (разделы Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия) Учебно-практическое пособие для студентов дневного и заочного отделений дефектологического факультета / Сост.: Л.Е. Писарева, Т.М. Малыхина, Т.В. Летапурс, В.И. Харитонов. – Курск: КГУ, 2006.
7. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.- 10 –е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
8. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: «Просвещение», 2006.
9. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х частях / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
10. Современный русский язык: Тексты: Учебное пособие / Е.М.Белкина, Л.И.Васильева, Ж.В. Ганиев и др. Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Современный русский язык
(Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография)
Учебно-практическое пособие для бакалавров дефектологического факультета
В авторской редакции
Лицензия ИД № 06248 от 12.11.2001 г.
Подписано в печать 31.10.2011 г. Формат 60x84/16.
Печать офсетная. Объем 4,5 усл. печ. л.
Тираж 100. Заказ № 1747.
Курский государственный университет
305000, г. Курск, ул. Радищева, 33
Отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ