осциллографирование — преобразование колебаний воздуха в акустический сигнал
спектрографирование
интонографирование.
2. Единицы исследования фонетики. Сегментные и сверхсегментные единицы.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношение с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура,такт) — часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука. Может быть синтагменным,фразовым и словесным.
Тон — изменение частоты звука.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
3. Артикуляционная фонетика. 1906 Суит Устройство речевого аппарата человека. Активные и пассивные органы речи. Артикуляционный жест и его фазы.
Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционные жесты — двигательные акты, с помощью которых реализуется в речи целевая артикуляция. Они являются комплексными и включают в себя координированное движение всех речевых органов, которые участвуют в артикуляции.
В артикуляционном жесте выделяется три временные фазы. Начальная фаза артикуляционного жеста (АЖ), называемая экскурсией, или приступом,начало движения органов речи.Далее следует выдержка, в течение которой работают речевых органов. Именно в фазе выдержки должна быть реализована целевая артикуляция. Конечная фаза АЖ — рекурсия — представляет собой переход к состоянию покоя.
Гла́сные — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий,
Согла́сные — звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.
Соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте
7 вопрос. Г л а с н ы е. С акустической точки зрения гласные представляют собой периодические колебания, вызванные действием голосовых связок и осложненные резонансными частотами речевого тракта. На осциллограмме гласные отображаются как последовательность более или менее одинаковых по рисунку участков, каждый из которых соответствует одному периоду основного тона. По общему виду осциллографической кривой можно судить об акустических особенностях гласных. Наиболее простой вид имеют кривые гласного [u], поскольку в его спектре содержатся преимущественно низкочастотные составляющие. С о н а н т ы. На осциллограммах сонанты обычно выглядят очень похожими на гласные — периодическая кривая осложнена довольно большим количеством частотных составляющих. Однако амплитуда сонантов, как правило, меньше, чем амплитуда гласных, хотя это наблюдается далеко не всегда. Сходство осциллограмм гласных и сонантов иногда так велико, что по осциллограмме трудно определить, где кончается гласный и начинается сонант.
З в о н к и е щ е л е в ы е. На осциллограммах фиксируется периодическая кривая основного тона, осложненная высокочастотными составляющими шумовых источников.
З в о н к и е в з р ы в н ы е. Эти согласные имеют рисунок, состоящий из двух частей: во время артикуляции звонкой смычки регистрируются периодические колебания голосовых связок, а при раскрытии смычки и высокочастотные составляющие шумового источника.
Г л у х и е щ е л е в ы е. На осциллограмме регистрируются только высокочастотные шумовые составляющие, отсутствие периода основного тона,
Г л у х и е в з р ы в н ы е. Фазе глухой смычки соответствует нулевая линия на осциллограмме (рис. 3.16), а взрыв характеризуется высокочастотным коротким шумом, самым слабым для [p], [p'] и самым сильным и длительным для [k], [k'].
4. Функциональная фонетика (фонология). Фонема и фон (звук). Функции фонемы. Критерии фонематичности. Морфонема.
Фоноло́гия — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Фонология, в частности, выделяет в структуре языка фонемы как единицы, способные выполнять дистинктивной (различительной), делимитативной (разграничительной) и кульминативной функций. В отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).
объект-звуки речи.
предмет-роль звуков в образовании смыслов.
Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле. Основное понятие фонологии — фонема, минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи — фон, конкретный отрезок звучащий речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами.
Фонемы выполняют следующие функции:
дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции
перцептивная функция - функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем
сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.
делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельствуют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.
Морфонема, морфофонема — единица языка, представляющая:
совокупность фонем, чередующихся в алломорфах одной морфемы, синоним морфонологического ряда (о / а в рост — взращивать; г / ж в город — горожанин, к / ч в рука — ручной); Термин придуман польским лингвистом Г. Улашиным в 1927 году для обозначения фонем, участвующих в различении морфем и в смыслоразличении. С 1929 года понятие применялось Н. С. Трубецким
9.Признаки фонемы
Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.).
Среди реализаций фонемы последователи МФШ различают её основной вариант (доминанту) и модификации. Существуют модификации двух типов: варианты и вариации фонем. Под вариантом фонемы понимается модификация, выступающая в позиции нейтрализации двух или более фонем (фонетически вариант может совпадать или не совпадать с основным представителем одной из нейтрализующихся фонем: так, в рус. вода в первом слоге выступает вариант [ʌ], не совпадающий с основными представителями <о> и <а>, в то время как в вод [t], выступающий в конечной позиции, совпадает с основным вариантом фонемы <т>). Вариации фонем представлены в позициях, где не происходит нейтрализация фонемных противопоставлений; примерами вариации могут служить изменение ряда (упереднение) задних гласных русского языка в положении между мягкими согласными, не приводящее к их совпадению с гласными переднего ряда: вёл [v''о'l], и озвончение непарных глухих согласных: дровец бы [ʣ].
Нейтрализация фонем - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.
Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.
Гиперфоне́ма — слабая позиция фонемы, которая не соотносится с сильной, из-за чего нельзя точно установить, какая именно фонема стоит в этой позиции. В теории Московской фонологической школы — сложная единица фонемного уровня, не имеющая сильной позиции, вследствие чего невозможна ее точная идентификация.
ФОНОТАКТИКА — правила, ограничивающие сочетаемость фонем в различных позициях в составе слова или морфемы.
Ударение - выделение из группы слогов одного слога.
Типы ударения:
по способу реализации:
динамическое (силовое, экспираторное) - реализуется силой или интенсивностью артикуляции
тоновое (мелодическое, музыкальное) - реализуется движением голосового тона на фоне нейтрального тона прочих слогов
структурные типы ударения:
свободное - может падать на любой слог
подвижное - в разных словоформах ударение падает то на основу, то на окончание
связанное - может падать только на определенные слоги
фиксированное - имеет единственное постоянное место
ограниченное - имеет определенную зону локализации
Функции ударения:
кульминативная функция - обеспечение цельности и отдельности слова путем просодической централизации его слого-звуковой структуры (выделение просодического центра слова)
сигнификативная функция - cвободное и ограниченное ударение способно различать кроме грамматических форм, также лексемы и лексико-семантические варианты слов (ср. рус. "за`мок - замо`к"
делимитативная функция - cвязанное (особенно фиксированное) ударение отмечает границы слов.
Ударение любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы.
Мелодика речи выполняет следующие функции[1]:
организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы и связывая её части;
различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание и другие). В ряде языков мира существуют лишь мелодические способы оформления некоторых типов при отсутствии грамматических: к примеру, так оформляются общий вопрос в испанском языке, импликация во французском);
выделяет наиболее важный отрезок высказывания (грамматически значимую часть фразы, к которой обычно относится зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами[2]) или подчёркивает его отдельные элементы (ср. рус. Вы были в театре, Вы были в театре, Вы были в театре)[2];
Существует три основных способа представления явлений мелодики речи[1]:
контурный — характерен для европейской лингвистической традиции (работы Г. Суита, Д. Джоунза, О. Эссена, М. Граммона); мелодика представляется в виде мелодических кривых;
ярусный — характерен для американских исследователей (К. Л. Пайк); мелодика фиксируется как прерывная последовательность мелодических ярусов, обозначенных цифрами. Ярусам приписывается значение завершённости, незавершённости, выражаемых эмоций;
комбинированный — представлен в работах Ф. Данеша, П. Делатра, Е. А. Брызгуновой, И. Г. Торсуевой; является совмещением контурного и ярусного способов, обусловленным тем, что мелодические ярусы не существуют вне контуров, а для контуров важна не только форма, но и распределение по уровням. Сочетания контуров и уровней можно рассматривать как мелодические модели.
Фоностилистика, ед. Раздел стилистики, изучающий реализацию потенциальных функционально-стилистических возможностей языка на фонетическом уровне в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, типа мышления и различных ситуативных возможностей общения в той или иной социальной сфере.