Учитель:снопы мы с вами повязали, а есть еще народная осенняя игра в снопья. Делимся в снопья по 2,3 человека, ведущий запевает песню и обходит пары, затем выбирает пару и встает вместо одного из участников, и тот становится ведущм.
Игра «Осень»
(4)Осень, осень, в гости просим,
Осень, осень погости недель восемь.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
Ксюша: Завершив работы, жнеи катались по ниве со словами:
Ученик 5: Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
Василя: Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:
Ученик 6:
«Слава Богу»
(5)Слава Богу до нового году,
Ниву отжали, страду отстрадали.
Слава Богу до нового году .
Татьянушка отжалась, Анатольевна отстрадалась.
(в желтом в сборнике)
Анна Б. Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязывали лентой – «завивали бороду» и приговаривали:
Все: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
Ксюша: Последний сжатый сноп – «нелепник». Его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчиной» или «братчиной».
Под песню «Уж вьем, вьем бороду украшаем готовые колосья лентами, надеваем сарафан и платок.
Песня:
«Уж мы вьем, вьем бороду»
(6)Уж мы вьем, вьем бороду, завиваем бороду,
Да нивы великие, да полосы широкие.
У Алексея на поле,
У Николаевича на широком.
Катя: Жали-пожали, три пряди нажали. Первую прядь – на еду, вторую прядь – на семена, третью прядь – про запас. Землю красит солнце, а человека – труд! Что посеешь, то и пожнешь!
Матвей: Что пожнешь, то и смолотишь! Что смолотишь, то и съешь! Будет хлеб – будет и песня.
Учитель:А мы эту песню хлебу поем. (все) Слава!
Хлебу поем, хлебу честь воздаем. (все) Слава!
(стук в дверь)
Учитель, Антон: Кто там?
Насекомые(злата, лена, руслан): Пустите в дом погреться, а то мы совсем околели.
самира: Заходите. Но кто вы?
Насекомые: Кто такие мы не скажем.
Кто такие мы подскажем.
Гости о себе загадывают загадки.
Муха: Кто над вами - вверх ногами
Ходит не страшиться,
Никого не боится.
Дети отгадывают
Комар: Лечу, пищу,
Носок долог,
Голос тонок.
Кто меня убьет –
Свою кровь прольет.
Дети отгадывают
Блоха: Мой черед!
Черенька-маленька
В платье вскочила
Царя разбудила.
Дети отгадывают
Таракан:(Дразнит блоху)
Как мухи справляли годовщину –
Поехали на даровщину,
Был пир у нас неплохой:
Там лакомились мы жареною блохой.
Блоха лезет драться
Таракан:Я тараканище! Я страшный Ерыкалище! Я страсть, какой опасный! Вон у меня какие усищи! Вон у меня какие ножищи! Бойтесь меня. У-у-у. (Пугает детей)
1-й:С 14 сентября хоронят мух. Вот мы и зароем вас всех в землю: и блох, и тараканов, и мух, чтобы не водились в избе!
Таракан:Думаете, что силачи? Ха-ха-ха! Это вы богатыри? Ха-ха-ха! Да Блоха вас закусает, Комар кровь выпьет, а я – затопчу!
1-й, 2-й:Хозяйка что делать?
Учитель:Ребята, о каком празднике напомнили эти насекомые?
Ответ: Первая встреча осени. Семенов день. *КАЛЕНДАРЬ.
Против насекомых у нас есть свое оружие – ум, смекалка и ловкость
Обращается к таракану
Мы предлагаем тебе сыграть в игру «Ерыкалище», посостязаться в ловкости. Выиграешь – так уж и быть, живи у нас в доме, проиграешь – пойдешь на улицу.
Проводится русская народная игра «Ерыкалище». Ребята водят вокруг Таракана хоровод и поют песню (мелодия свободная, по пентатонике). Таракан стоит в центре круга с закрытыми глазами, на одной ноге. По окончании песни, ребята разбегаются, Таракан их догоняет. Тот, кого поймали, становится в круг.
Эко диво, чудо-юдо,
Морская губа –
Ерыкалище!
Эко диво чудо-юдо,
С Горынова дуба,
Морское поганище!
(Таракан проигрывает)
Таракан:Какой позор, какой позор! Предлагали же мне друзья – тараканы ходить в тренажерный зал, а я?.. Я отказался. Придется вплотную заняться своим здоровьем. Я ухожу, но наследующий год посмотрим кто кого.(Уходит)
Учитель:(обращается к ребятам ) Ловко мы справились с тараканом, а для комара мы споем песню.(обращаясь к комару) Поможешь нам ее инсценировать? Мы тебе выделим главную роль. (Комар соглашается)
Класс поёт: «Комара женить мы будем».
Учитель, Комар и Муха обыгрывают текст песни. На предпоследнем куплете комара выводят под руки из кабинета.
Учитель: Вот и с комаром мы справились. Остались муха и блоха.(обращается к ведущим) Дайте-ка мне «рукотёрник».
Ученик 14:Убить муху до Семена дня - народится семь мух; убить после Семена дня - умрёт семь мух. (выгоняет полотенцем муху из «избы» и приговаривает) Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь…( муха мечется по «избе» и улетает восвояси )
Блоха: А меня вы не выгоните, ведь я маленькая, удаленькая и смышленая.
Учитель:И смышленая говоришь. Тогда мы устроим с тобой состязание.
Блоха:И если я выиграю, то здесь жить буду?!
Учитель:По рукам.
Блоха:По рукам.
Учитель: И в чем состязаться будем?
Блоха: (Задумалась, и вдруг увидев стол с угощениями, говорит) Какой щедрый стол, сразувидно богатый собран урожай, а скольких трудов он стоил.Уж больно я уважаю трудолюбивых людей и много знаю пословиц о труде.
Учитель:Больше чем мы?
Блоха:Несомненно.
Проводится состязание пословиц и поговорок о труде между Блохой и ребятами.
Перечень пословиц и поговорок о труде.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Кончил дело – гуляй смело.
Умелые руки не знают скуки.
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Под лежачий камень и вода не течет.
Поспешишь – людей насмешишь.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.
Семь раз отмерь, один – отрежь.
Не спеши языком, спеши делом.
Мал муравей, да горы копает.
Без дела жить – только небо коптить.
Какие труды, такие и плоды.
По одежде не суди, а по делам гляди.
Час упустишь – годом не наверстаешь.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
На печи заседать – хлеба не видать.
Красна птица пеньем, а человек – уменьем.
Делу время – потехе час.
Дело мастера боится.
Блоха проигрывает и, уходя, говорит:
Блоха:Я не прощаюсь, поговорки подучу и на следующий год приду.
Учитель: Приходи. На следующий год мы еще умнее станем…А нам пора календарь перевернуть. (переворачивают лист календаря, где написано: Вторая встреча осени.) *КАЛЕНДАРЬ.
Как он называется?
Ученики(хором): Осенины.
Ведущий 1:Этот праздник в народе еще называется Оспожинки, Госпожинки.
Учитель: (обращаясь к ребятам) Госпожинки? Похоже, это слово происходит от слова Госпожа. Кого народ называл госпожой?
Ответ: 21 сентября родилась мама Иисуса. Церковь в этот день отмечает Рождество Пресвятой Богородицы.
Ведущий 2.Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. К этому дню обычно все было убрано с полей.
Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник.
А какие игры связанные с овощами, фруктами вы, ребята, знаете ( Кабачок, Груша)
Ведущий 1. В осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Играли, тешились, шутками отличались, танцами забавлялись.
Песня «Ехал Ванька» (3 класс), «Как у Дуни, Дунюшки» (1 класс), «Где ты был мой черный баран» (2 класс)
Ведущая 1:После второй встречи осени наступала и третья
(Дети хором: сдвиженье) *КАЛЕНДАРЬ.
Ученик19:На Воздвиженье начинали рубить капусту. С этого дня устраивали капустные вечеринки с песнями, плясками, играми.
Учитель: Я предлагаю сыграть в игру «Вейся, ты, вейся, капуста». Ведущие мне помогут выбрать участников игры. Кто отгадает загадку, тот станет ее участником.
ЗАГАДКИ
Меня бьют, колотят, режут,
А я все терплю,
Людям добром плачу.
(Хлеб.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб.)
Над землей трава,
Под землей алая голова.
(Свекла)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят
(Помидоры)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Учитель: Как называется последний осенний праздник?
( ответ: Покров) *КАЛЕНДАРЬ.
Ученик20:Покров первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зима.
Ученик21:Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.
Ученик22:Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера – к холодной.
Ученик23:Покров – конец холодам, начало посиделкам. Весело Покров проведешь – дружка найдешь.
Ученик24:Придет покров, девушке голову покроет.
1-й:Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.
2-й:Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.
1-й:А девицы-красавицы просятся, не напросятся: «Покров – батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».
2-й:В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Ходили, сватали девушек да приговаривали: «Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девушку венец да молодец»
Учитель: Взрослые парни и девушки женились, а дети вашего возраста подражали им в играх. Одну игру и мы знаем.
Игра «Маша, Яша».
Учитель:Молодцы ребята, на этом календарь осенних праздников закончился. Но посмотрите какой у нас щедрый и богатый стол, хватит до следующего урожая, а значит празднику нашему не будет конца. А сейчас нам пора расходится, спасибо всем внимание, активное участие, до новых встреч!