горячего, колючего, свежего, растение колюче, произношение певуче
3) у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных
голышом, нагишом
Э – буква молодая
В русский алфавит буква э была введена в XVIII веке. Большое количество заимствований в Петровскую эпоху и позже обусловило необходимость в букве э, которая обозначала звук [э], стоящий после твердых согласных и в начале слова. Таким образом, для обозначения одного звука [э] в языке появились две буквы - е и э. 1. Буква э пишется: 1) в начале слов иноязычного происхождения: эволюция, эгоизм, экватор; Эдуард, Экзюпери; 2) в середине и в конце иноязычных слов после гласных а, о, у: маэстро, фаэтон, алоэ; 3) в русских словах в основном разговорного характера:эва, эвон, эге, эдак, эдакий, эка (прост.), экий, этак, этакий, эхмаи в слове это. Примечания: 1. гласная эсохраняется при словообразовании: двухэтажный, полиэтилен; 2. слово проект и производные от него пишутся черезе: проектный, проектировать.
2. Буква е пишется: 1) в иноязычных словах после твердых согласных (как в середине, так и в конце слова): анестезия, кафе, модель, пюре, шоссе. Исключения:мэр, пэр, сэр, пленэр, удэ, удэгеи производные от них пишутся вопреки правилу через э; а также некоторые имена собственные: Бэкон, Бэлла, Улан-Удэ; 2) в иноязычных словах после гласной и: гигиена, пациент, реквием; 3) в иноязычных собственных именах, фамилиях и географических названиях: Вагнер, Верди, Ромен Роллан(но: театр «Ромэн»); 4) в частицах де, дель, ден, дери т. п., а также в словах сен, тер,входящих в состав иноязычных имен и фамилий: Ги де Мопассан, Дель Монако, Сен-Симон.Примечания:Выражение тет-а-тет(фр.) пишется через е.
Я - э, буква молодая, мне всего-то двести лет. До меня звук [э] другая, за согласными вставая, означала - буква е. Нет сомнения, к примеру: лето, вера и химера - букве е под силу, а в заимствованном эра я смотрюсь премило.
Экземпляр, экран, экватор - это не брехня - эпопея, эскалатор в наш язык пришли когда-то, вместе с ними - я
Не подумайте плохого, лезет, мол, вперёд, не всегда в начале слова, и внутри народ меня пишет после гласных у, а или о: силуэт, поэт. Согласна встать в конце, коль он дома вырастил алоэ, был в Улан-Удэ, плыл со мною на каноэ, любит каратэ.
Мэр, сэр, пэр, пленэр - всё это исключения. Не стреляем с е дуплетом, место далее в куплетах уступлю ей я.
Буква е в иноязычных следует за и (пациент). В словах различных е как э звучит после твёрдых всех согласных: галифе, пюре, денди, стенд, кашне - ужасно, как похожи с э. Даже после о в проекте смело е встаёт. Почему мирюсь я с этим? Кто нас разберёт.
О себе успела вкратце, рассказать вам я. Обращайтесь-ка вы, братцы, лучше к словарям.
ОГО
Переделанная песня "Галоши" - муз. А.И.Островский
В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в), например: доброго, синего, его, того, всего, моего.
Все порядковые числительные и количественное числительное один склоняются как прилагательные и в род. пад. ед. ч. имеют окончание -ого: первого, восьмого, двенадцатого.
С утра я помнил вроде,
в мужском и среднем роде, всегда падеж родительный
сигналит мне: "Будь бдительным, у прилагательного
в конце ставь -его, -ого".
После звонка второго
я это вспомнил снова. В диктанте, тем не менее,
я три местоимения (ево, тово, любово)
списал у Корякова.
В числительном "шестого"
я окончанье -ова поставил бессознательно,
ведь я учил старательно совсем другую тему,
и получил проблему.
В словах прямого, злого,
людского и дверного я г, как и положено,
вписал и обнадёженный учителю хвастливо
сказал: "Мне пять должны Вы!"
Но получил я двойку,
а к ней головомойку. Рассержены родители,
ругают выразительно, но я не понимаю,
за что меня ругают.
Афера
Переделанная песня "Ровесники" - муз. Островский А.
Не "упрощённый" я сказал "упро́щенный", за это я первый минус схлопотал. Остались без ответа: белесый - белёсый оседлый - осёдлый, поди разберись, ёиль е. Нет точек над е, кто-то подлый отправил их в небытие.
В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё, так как для их обозначения употребляется только один графический символ – е. Такое положение приводит к искажению фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Нужно запомнить:
Когда аферу я назвал афёрой по привычке, влепили тут же мне в журнал как спичку единичку. Опёка - опека, манёвры - маневры - поди разберись, ё иль е. Нет точек. За эти "шедевры" мы платим по высшей цене.
Обле́гченный, а может быть, он всё же облечённый, есть вариант е с ё раскрыть в словах, в контекст включённых. Истёкший - истекший, почтённый - почтенный - в контексте понятно, где е, но целый ряд слов непременно нам надо держать в голове.
Если звук оказался вдруг
В русском языке (как и в любом другом) действуют фонетические законы, по которым произносятся слова: - ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в[о]ду – в[а]да, т[о]чит – т[а]чить); - после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м[я]со – м[и]сной, в[ё]л – в[и]ла, л[е]з – вл[и]зать); - в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы – ду[п], моро[з]ы – моро[с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру[б]ить – ру[п]ка, скользить – сколь[с]ко), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко[с]ить – ко[з]ьба, моло[т]ить – моло[д]ьба). В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода согласный [г] заменяется на [в]: у черного [ч’˙о´рнъвъ] камня. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге в этой позиции вместо а иногда употребляется звук [ыэ]: жалеть – [жыэл’]еть, жасмин – [жыэс]мин, лошадей – ло[шыэ]дей, жакет – [ыэ]кет, двадцати – двад[цыэ]ти. Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж: брюзжать – брю[ж]ать, вожжи – во[ж]и, езжу – е[ж]у, позже – по[ж]е. Произношение суффиксов –ся и –сь в возвратных глаголах с твердым [с], когда перед суффиксом стоит звук [с]: нёсся – нес[съ], трясся – тряс[съ], скисся – скис[съ], разросся – разрос[съ]. Дополнительные трудности возникают из-за местных говоров: вместо хочу есть – хочу ись, вместо так - дак или дык; для юга России характерно "аканье" и “яканье” (н[я]су), для севера - "оканье" и "ёканье" (н [ё]су).
Переделанная "Песня о друге" - муз. В. Высоцкий
Если звук оказался вдруг и не звук и не пук, а так, не понятно когда самой звонкий или глухой, слово ты измени, сравни с тем, которому чтоб сродни было слово то, и оно зазвучит всё равно.
Помни, в слове ж[ыэ]кет ы нет, нет и э, там лишь а одна. Если будешь брю[жж]ать, дрожать и все звуки писать, значит планов не строй, усвой: грамотеев таких-сяких не берут в институт и тут про таких не поют.
Можешь "якать": н[я]су, в [л'а]су, говорить не одна - онна, повернулся язык - ну дык - словом, так, как привык. Говор говором, но пером ты в тетради пиши потом так, чтоб твой педагог предлог не нашёл для тревог.
Ударяй правильно
Переделанная песня "Мои цыплята" - муз. Г. Гусейнли
Ударение, устанавливаемое в словарном порядке, - одно из самых больших трудностей русского языка. Говорящий, как правило, не сомневается в правильности произношения и в словарь не заглядывает.
Запомни: откУпорить, принУдить, исчЕрпать, освЕдомиться, опошлЯть, опОшлить, опломбировАть, озлОбить, клЕить одолжИт, сверлИт, закалИт, запалИт, заселИт, звонИт, наделИт, отбелИт, рулИт, рыхлИт, шевелИт, накренИт, закрепИт, убыстрИт, подарИт, засорИт, поместИт, мутИт, включИт, исключИт, вручИт, облегчИт но: плодоноси́ть, -но́сит, -но́сят; -носи́л, -носи́ла, -носи́ло, -носи́ли навралА, нарвалА, гналА, налилА, ободралА, назвалАсь, отозвалАсь завИдно, дОверху, донЕльзя обеспЕчение, диспансЕр, бАнты, кремЕнь, крАны, жалюзИ балОванный, кУхонный, оптОвый, сОгнутый, зАгнутый, отключЁнный, приручЁнный.
Хор: ДОверху, до отказа заселИшь мозги все сразу, правильное ударенье закрепИт куплетов пенье. Соло: Станет сразу приручЁнным слог ударный, в ритм включЁнный. Хор: ЗАгнуты Соло: десять пальцев, Хор: скОльким Соло: еще страдальцам Хор: подарИшь успокоенье?
Хор: Пишем диктант словарный, выделяем слог ударный: облегчИт, вручИт, включИтся, шевелИтся, поместИтся. Соло: Хором все заголосили: "Яблони плодоносИли!" Хор: Всех слов Соло: не исчЕрпать, Хор: чтоб их Соло: не коверкать, Хор: надо нам в них усомниться.
Хор: ДОверху, до отказа заселИшь мозги все сразу, правильное ударенье закрепИт куплетов пенье.