Видение перспектив организации и путей их достижения
Общая характеристика организационной культуры
1.1. Название организации
МАГНИТ – сеть супермаркетов
Структура и история
Структура:
Организационная структура магазина достаточно гибкая и постоянно совершенствуется с учётом изменения конъюнктуры рынка. Такие четкие рамки подчинения в ОАО «Магнит» прослеживаются во всей организационной структуре, от этого работа предприятия становится более слаженной и эффективной. Данная организационная структура наилучшим образом позволяет магазину гибко взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Супермаркет представляет собой объект нового для каждого города формата: современная функциональная архитектура, просторная планировка, большая и удобная парковка, продажа полного набора товарного ассортимента для всей семьи в одном месте, организация зоны общественного питания - всё это сегодня остро востребовано на рынке услуг каждого города, где работают наши супермаркеты или идет их строительство.
История:
1994 – 1998: Начало: оптовая торговля
· Принято решение о выходе на рынок розничной торговли продуктами питания
1998 – 2001: Выход на розничный рынок продуктов питания
· Открытие первого продуктового магазина в Краснодаре
· Эксперименты с форматом
· Магазины объединены в розничную сеть «Магнит»
2001 – 2005: Интенсивное развитие c целью занять твердую позицию на рынке
· Стремительное региональное развитие: 1 500 магазинов на конец 2005 года
· Строгий финансовый контроль
· Мотивационная система оплаты труда
2006 – 2009: Дальнейшее развитие традиционного формата.
· Начало строительства гипермаркетов
· Разработан и введен свод правил корпоративного поведения
· 24 гипермаркета открыто в 2007-2009 годах
· 636 магазинов у дома открыто в 2009 году
2010-2012: Твердая позиция в секторе
· Открытие первого магазина «Магнит Косметик» 20 декабря 2010 года
· Начат проект по освоению нового направления деятельности – выращиванию овощей. В 2011 году был собран и реализован первый урожай огурцов и помидоров, выращенных в собственном тепличном комплексе компании
· Ускорение темпов роста: в 2011 году открыто 1004 магазина «у дома», 42 гипермаркета и 208 магазинов косметики, в 2012 году — 1040 магазинов «у дома», 36 гипермаркетов, 17 магазинов «Магнит Семейный» и 482 магазина косметики
· Расширение географии сети — открытие торговых точек в Сибири и на Урале
· Успешное размещение акций в декабре 2011 года, совокупные поступления составили 475 млн. долл.
· Поставлен внутренний рекорд по капитализации бизнеса, стоимость акций компании на Лондонской бирже в конце 2012 года превысила 21 млрд. долл.
Миссия и цель
Миссия компании:
Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Цель компании:
Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей
Видение перспектив организации и путей их достижения
· Дальнейший органический рост сети: развитие существующей бизнес-модели на действующих рынках и целевое расширение географического присутствия
· Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах с численностью от 5000 человек и около 50 гипермаркетов в населенных пунктах с численностью от 50 000 человек;
· Развитие мультиформатной бизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов (Магазины “У дома”, Гипермаркеты, Магазины “Магнит семейный”, Магазины косметики);
· Развитие собственного импорта: увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов для минимизации издержек.
1.6. К какому типу культуры относится (по одной из типологий).
Организационная культура Розничной сети Магнит весьма развита. Тип организационной культуры (по С. Ханди) - культура задачи. Этот тип организационной культуры характеризуется высоким профессионализмом сотрудников, следовательно, скорость выполнения работы такими сотрудниками достаточно высока. Большое внимание уделяется прежде всего групповому эффекту, а не индивидуальным потребностям руководителя, следовательно, каждый сотрудник имеет право на собственное мнение, что способствует благоприятной рабочей атмосфере в коллективе и даёт стимул к труду. Сотрудникам предоставляется значительная свобода в принятии ими каких-либо решений, а также высоко ценится их инициативность, поэтому практически каждый сотрудник осознаёт себя неотъемлемой частью этой организации, понимает свою важность в деле ее функционирования. Сотрудники фирмы постоянно (по мере возможности) стараются повышать свой культурный и образовательный уровень. Это выражается в непрерывном повышении своего профессионализма и развитии личных культурных предпочтений. Культура обслуживания, четкость, быстрота, внешний вид сотрудников - все это формирует положительный образ фирмы. Внутри организации происходит активное общение между различными отделами. Раз в неделю проходят плановые заседания, где любой сотрудник может задать интересующий его вопрос своему руководству. Руководство же в свою очередь по мере возможности старается ответить на максимум заданных вопросов. Руководство разрабатывает программу по формированию корпоративной лояльности. Например, совместное празднование различных дат, праздников и Дней рождений. Необходимо отметить, что абсолютно все торговые точки компании оформлены идентично. Это служит не только для узнаваемости бренда, но и для поддержания корпоративного духа, а соответственно и культуры.
1.7. Как проявляются национальные и региональные особенности в культуре организации (личные наблюдения: по измерениям Г. Хофстеде)
В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток определить национальные особенности поведения в России. На основе классификации Хофстеде они были охарактеризованы следующим образом:
Преобладает коллективистские особенности организации:
· тесная взаимосвязь между персоналом предприятия
· персонал заботится об удовлетворении потребностей всех членов организации
· обеспечивает им поддержку и безопасность взамен на их преданность
· сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел
· сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы