Цель: настроить студентов на восприятие иноязычной речи.
Здравствуйте! Сегодня (учитель называет дату, день недели и пишет их на доске). Отметить присутствующих.
Фонетическая зарядка.
Прочитайте стишки и скороговорки, обращая внимание на разницу в артикуляции Ш и Щ:
Туго в роще с овощами,
Угощу борщом и щами,
Кушай борщ, кушай щи,
Чем богаты – не взыщи.
- Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я мышка-мышка-мышка. (А.Шибаев)
Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща, же, че, ша, ща.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Введение нового материала
При артикуляции [l] кончик языка поднят и прижат к верхним зубам и альвеолам, задняя часть спинки языка приподнята к мягкому нёбу и отодвинута назад, язык напряжён и имеет ложкообразную форму. При артикуляции [l’] кончик языка направлен к нижним зубам, а средняя часть спинки языка поднята к твёрдому нёбу.
Сравните произношение:
угол – уголь
лом – лёд
полка – полька
ласка – Аляска
лупа – Люба
Упражнение 1. Читайте и повторяйте. Следите за правильным укладом языка при произнесении.
звук [l] 1) в ударном слоге; 2) в безударном слоге; 3) на конце; 4) с согласным.
Упражнение 8. Прочитайте и повторите словосочетания.
Легендарный лабиринт, ленивый лакей, левая ладонь, английский словарь, лагерь в лесу, летать на самолёте, лиловое платье, лишние люди, Летучий Голландец, любимая лошадь лейтенанта, причал для лодок, логово людоеда, белый лебедь, топлёное молоко, логопед из Ленинграда.
Упражнение 9. Прочитайте стишки.
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Улитка открыла калитку.
Манят просторы улитку.
Упражнение 10. Прочитайте четверостишие.
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.
(Сергей Есенин)
Игра: Вспомните как можно больше прилагательных, в которых есть буква «л». Следите за правильностью их произношения.
Упражнение 11. Прочтите слова и предложения, следите за различием слогов типа [lа- l’а- l’ja].
Лак – ляг – Илья, лук – люк – льют, пилот – самолёт – сама льёт, Лэсси – лес – лье, лото – полёт – бельё.
Илья купил тёплое бельё. Дождь льёт, а пилот сел в самолёт. Люди льют воду на пол. Лук из пакета выпал в открытый люк. Лэсси убежала в лес.
Упражнение 12.
Используя прилагательные из упражнения 8 и глаголы в прошедшем времени из упражнения 7 составьте небольшой рассказ про девочку Лесю.
Упражнение 13. Прочтите скороговорки, обращая внимание на [l] и [l’].
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Не жалела мама мыло, мама мылом Милу мыла.
Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.
Клала Клава лук на полку, кликнула к полке Николку.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Домашнее задание. Выучите наизусть три скороговорки на выбор.
Литература:
1. Мы говорим по-русски: Материалы для практикума по обучению речевой коммуникации учащихся с неродным русским языком. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
2. Розова О.Г. Методические рекомендации и система корректировочных упражнений по фонетике русского языка для англоговорящих учащихся. - СПб: Сударыня, 1999.