Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера
Разработанные американским психодиагностом Д . Векслером Шка-
лы измерения интеллекта (Wechsler Intelligence Scales) находят ши-
рокое применение на Западе, в основном в англоязычных странах. Об
интересе к ним свидетельствуют посвященные им несколько тысяч
публикаций, появившихся к настоящему времени как в журналах и мо-
нографиях, так и в Ежегодных обзорах по тестам США. Их популяр-
ность объясняется рядом причин.
Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон — от 3
до 74 лет, при этом на всех возрастных уровнях используются в основ-
ном одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение
одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении по-
чти всей жизни человека.
Во-вторых, шкалы Д. Векслера используются не только для изме-
рения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное
средство психиатрического диагноза. Д. Векслер и другие психологи-
клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных
субтестов, а также паттернов и профилей из показателей помогает рас-
крыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмо-
циональные нарушения и пр.) [14].
В-третьих, в шкалах Д. Векслера присутствуют как вербальные,
так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные сторо-
ны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление,
а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную коор-
динацию, внимание, память.
Будучи индивидуальными тестами, шкалы Д. Векслера отличают-
ся от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них
не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтес-
ты и расположены в порядке возрастающей трудности.
Шкалы Д. Векслера были стандартизированы и проверены на надеж-
ность на репрезентативных выборках, подобранных на основе послед-
них (по отношению к году разработки методик) переписей населения
США с учетом места жительства, принадлежности к городским или
сельским жителям, расы, профессии (для детских шкал учитывалась
профессия главы семьи). К настоящему времени каждая из шкал
Д. Векслера была подвергнута нескольким переработкам.
Векслеровские методики были разработаны для трех возрастных
диапазонов: для взрослых, начиная с 16 лет, детей 6-16 лет и дошколь-
ников (последний вариант от 3 лет до 7 лет 3 месяцев).
Первая форма шкал Д. Векслера, известная как шкала интеллекта
Векслера-Белльвью (Wechsler-Bellevue Scale) была опубликована
в 1939г. [12, т. 1]. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся
в основном величины и репрезентативности нормативной выборки,
а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устране-
ны в следующем варианте, опубликованном в 1955 г. и предназначенном
для индивидов в возрасте от 16 до 64 лет (Wechsler Adult Intelligence
Scale — WAIS). В 1981 г. появилась пересмотренная редакция этой мето-
дики (WAIS-R) для возрастного диапазона от 16 до 74 лет; в 1997 г. под-
готовлена ее третья редакция (для тех же возрастов).
В 1949 г. появилась первая форма шкал Д. Векслера для детей в воз-
расте 6-16 лет (Wechsler Intelligence Scale for Children — WISC). Ее пере-
работанное издание вышло в 1974 г. (WISC-R). Третья редакция опубли-
кована в 1991 г. (WISC-III).
Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школь-
ников впервые появилась в 1967 г. (Wechsler Preschool and Primary Scale
of Intelligence — WPPSI). Она предназначалась для детей в возрасте
4-6,5 лет. Ее пересмотренный вариант 1989 г. (WPPS1-R) рассчитан на
детей от 3 лет до 7 лет 3 месяцев.
Как уже было отмечено, все методики Д. Векслера имеют много об-
щего. Они включают вербальную и невербальную шкалы, каждая из
которых состоит из идентичных субтестов. В тестах для взрослых
и дошкольников содержатся по 11 субтестов, 6 из них относятся к вер-
бальной шкале, 5 — к невербальной шкале. Предъявление субтестов
из вербальной и невербальной шкал в методиках для детей и для до-
школьников чередуется, а в методике для взрослых сначала следуют
субтесты вербальной шкалы, затем невербальной.
В каждой методике первичные показатели каждого субтеста пере-
водятся в стандартные показатели с М = 10 и σ = 3. Затем раздельно
вычисляются коэффициенты интеллектуальности для вербальной
и невербальной шкал, а также полный IQ. Нормы для них имеют гра-
ницы 85-115 IQ.
По всем векслеровским шкалам имеется полная информация о на-
дежности, касающейся как отдельных субтестов — и раздельно вер-
бальной и невербальной частей, — так и полной шкалы. Гомогенность
по всем методикам для вербальных шкал от 0,86 до 0,97; для невер-
бальных шкал — от 0,85 до 0,94; для полных шкал — от 0,9 до 0,98. Го-
могенность отдельных субтестов несколько ниже.
Данные о ретестовой надежности удовлетворительные, выше 0,8;
коэффициенты ретестовой надежности выше для взрослых.
Для последних редакций векслеровских шкал имеются неплохие
показатели валидности разных видов. Корреляции с показателями те-
стов Стэнфорд-Бине общих IQ от 0,73 до 0,8. Примерно в том же диа-
пазоне находятся корреляции с IQ вербальных шкал; несколько ниже
они для невербальных шкал — около 0,6. Имеются сведения о конст-
руктной валидности и валидности по содержанию.
Прагматическая валидность WAIS-R и WISC-R оценивалась по-
средством вычисления корреляций их показателей с результатами те-
стовых учебных достижений и с оценками в школах, колледжах, ин-
ститутах. Эти корреляции варьируют в диапазоне от 0,4 до 0,6. Для
методики WPPSI-R этот вид валидности устанавливается посред-
ством сопоставления ее показателей у особых групп детей (умственно
отсталых, одаренных, испытывающих трудности в обучении и др.).
Рассмотрим, что представляют собой субтесты векслеровских шкал на
примере последней редакции WISC-III.
Вербальная шкала.
Осведомленность: 30 вопросов, ответы на которые требуют разно-
образных знаний, приобретаемых индивидом по мере приобщения
к культуре.
Пример: ≪Что нужно сделать, чтобы вскипятить воду?≫
Сходство: 19 заданий, в которых испытуемый должен объяснить, в чем
сходство двух объектов.
Пример: ≪Чем похожи локоть и колено?≫
Арифметика: 24задачи, решаемые устно, аналогичные тем, что встре-
чались в курсе арифметики для начальной школы.
Пример: ≪Сколько будет, если к 2 карандашам прибавить 3?≫
Словарный запас: 30 заданий, в которых испытуемый должен объяс-
нить значения слов.
Пример: ≪Что такое ВЕЛОСИПЕД?≫
Понимание: 18 заданий, в которых испытуемого просят объяснить, как
надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то
правилам, обычаям. Требуется проявить здравый смысл, понимание об-
щественных норм, способность к практическим суждениям.
Пример: ≪Почему фамилии в телефонной книге расположены в алфа-
витном порядке?≫
Повторение цифр: диагностирует оперативную память; состоит из
двух частей — запоминания и воспроизведения цифровых рядов, содер-
жащих от 3 до 9 цифр, в порядке, в каком они произносились психоло-
гом, а потом запоминания и воспроизведения рядов, содержащих от 2
до 8 цифр, в обратном порядке.
Невербальная шкала.
Завершение картинок: испытуемому предъявляют 30 карточек, на
каждой из которых изображены объекты или ситуации, в которых недо-
стает какой-то части. Испытуемый должен сказать или показать, чего
недостает в каждой картинке.
Пример: изображена рука, на которой не хватает ногтя на одном из
пальцев.
Кодирование: испытуемый должен копировать простые символы, со-
отнесенные с простыми геометрическими фигурами (кодированиеуров-
ня А) или с цифрами (кодирование В); для выполнения задания исполь-
зуется ключ.
Упорядочивание картинок: 14 заданий, каждое из которых состоит
из набора картинок, изображающих какую-то ситуацию или историю;
их нужно расположить в последовательности, уловив объединяющий
сюжет.
Композиция из кубиков: 12 заданий, в которых по образцу или рисун-
ку следует сложить из кубиков тот же рисунок; бывают композиции из
двух, четырех и девяти кубиков.
Сборка объекта: 5 заданий, в каждом из которых испытуемый должен
сложить определенную фигуру из предъявляемых ему частей.
Пример: дается бчастей, из которых можно сложить изображение
мяча.
Лабиринты: 10 изображенных линиями на листах бумаги лабиринтов
возрастающей трудности, в которых следует начертить путь выхода из
центра изображенной там фигурки человека.
В методике для дошкольников и младших школьников (WPPSI)
восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные
варианты заданий WISC, а остальные три были разработаны заново
для замены непригодных по разным причинам субтестов из WISC.
Один из них — субтест ≪Предложения≫ — заменяет субтест ≪Повто-
рение цифр≫. От ребенка требуется вслед за психологом повторять
каждое произносимое им предложение. Субтест ≪Дом животного≫
сходен с субтестом ≪Кодирование≫: в нем ребенку предъявляется карта
с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части
карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного
цвета цилиндриками (домиками животных). От ребенка требуется рас-
ставить домики по соответствующим изображениям животных. В суб-
тесте ≪Геометрические схемы≫ от ребенка требуется с помощью цветно-
го карандаша скопировать десять простых чертежей. Он, как и субтест
≪Сборка объекта≫, диагностирует сенсомоторную координацию, вни-
мание, особенности зрительного восприятия. Со времени выхода в свет первых векслеровских шкал было пред- ложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. Самый простой способ
их создания — изъять некоторые субтесты, а также сократить число
заданий в субтестах. Были сделаны попытки объединения от двух до
пяти субтестов как в методике для взрослых, так и в методике для
детей. Корреляции показателей сокращенных шкал с IQ полных вари-
антов были высокими (от 0,8 для детской методики, от 0,9 для взрос-
лого теста).
Однако, несмотря на высокую валидность, а также на то, что для их
получения было затрачено много усилий, психодиагносты не рекомен-
дуют использовать краткие формы, за исключением тех случаев, когда
необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это свя-
зано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается
много существенной информации, касающейся отдельных интеллек-
туальных умений, обедняются результаты качественного наблюдения
за выполнением. Векслеровские шкалы измерения интеллекта довольно широко ис-
пользуются в отечественных исследованиях. Методика для взрослых
была переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологи-
ческом институте им. В. М. Бехтерева и неоднократно использова-
лась для исследовательских целей [27]. Отсутствие стандартизации,
а также проверок на надежность и валидность, выполненных на рос-
сийских выборках, делают невозможным ее применение в практиче-
ских целях.
Шкала для детей была адаптирована и стандартизирована на оте-
чественных выборках (А. И. Панасюк) и широко применялась в прак-
тической школьной психологии, а также психологами-клиницис-
тами [114]. Однако следует признать, что в настоящее время этот
вариант методики устарел и на практике использоваться не может.
Последний вариант WISC-III сейчас проходит проверку в Психоло-
гическом институте РАО.__
Поиск по сайту: