Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера

Разработанные американским психодиагностом Д. Векслером Шка-

лы измерения интеллекта(Wechsler Intelligence Scales) находят ши-

рокое применение на Западе, в основном в англоязычных странах. Об

интересе к ним свидетельствуют посвященные им несколько тысяч

публикаций, появившихся к настоящему времени как в журналах и мо-

нографиях, так и в Ежегодных обзорах по тестам США. Их популяр-

ность объясняется рядом причин.

Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон — от 3

до 74 лет, при этом на всех возрастных уровнях используются в основ-

ном одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение

одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении по-

чти всей жизни человека.

Во-вторых, шкалы Д. Векслера используются не только для изме-

рения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное

средство психиатрического диагноза. Д. Векслер и другие психологи-

клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных

субтестов, а также паттернов и профилей из показателей помогает рас-

крыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмо-

циональные нарушения и пр.) [14].

В-третьих, в шкалах Д. Векслера присутствуют как вербальные,

так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные сторо-

ны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление,

а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную коор-

динацию, внимание, память.

Будучи индивидуальными тестами, шкалы Д. Векслера отличают-

ся от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них

не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтес-

ты и расположены в порядке возрастающей трудности.

Шкалы Д. Векслера были стандартизированы и проверены на надеж-

ность на репрезентативных выборках, подобранных на основе послед-

них (по отношению к году разработки методик) переписей населения

США с учетом места жительства, принадлежности к городским или

сельским жителям, расы, профессии (для детских шкал учитывалась

профессия главы семьи). К настоящему времени каждая из шкал

Д. Векслера была подвергнута нескольким переработкам.

Векслеровские методики были разработаны для трех возрастных

диапазонов: для взрослых, начиная с 16 лет, детей 6-16 лет и дошколь-

ников (последний вариант от 3 лет до 7 лет 3 месяцев).

Первая форма шкал Д. Векслера, известная как шкала интеллекта

Векслера-Белльвью(Wechsler-Bellevue Scale) была опубликована

в 1939г. [12, т. 1]. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся

в основном величины и репрезентативности нормативной выборки,

а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устране-

ны в следующем варианте, опубликованном в 1955 г. и предназначенном

для индивидов в возрасте от 16 до 64 лет (Wechsler Adult Intelligence

Scale — WAIS). В 1981 г. появилась пересмотренная редакция этой мето-

дики (WAIS-R) для возрастного диапазона от 16 до 74 лет; в 1997 г. под-

готовлена ее третья редакция (для тех же возрастов).

В 1949 г. появилась первая форма шкал Д. Векслера для детей в воз-

расте 6-16 лет (Wechsler Intelligence Scale for Children — WISC). Ее пере-

работанное издание вышло в 1974 г. (WISC-R). Третья редакция опубли-

кована в 1991 г. (WISC-III).

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школь-

ников впервые появилась в 1967 г. (Wechsler Preschool and Primary Scale

of Intelligence — WPPSI). Она предназначалась для детей в возрасте

4-6,5 лет. Ее пересмотренный вариант 1989 г. (WPPS1-R) рассчитан на

детей от 3 лет до 7 лет 3 месяцев.

Как уже было отмечено, все методики Д. Векслера имеют много об-

щего. Они включают вербальную и невербальную шкалы, каждая из

которых состоит из идентичных субтестов. В тестах для взрослых

и дошкольников содержатся по 11 субтестов, 6 из них относятся к вер-

бальной шкале, 5 — к невербальной шкале. Предъявление субтестов

из вербальной и невербальной шкал в методиках для детей и для до-

школьников чередуется, а в методике для взрослых сначала следуют

субтесты вербальной шкалы, затем невербальной.

В каждой методике первичные показатели каждого субтеста пере-

водятся в стандартные показатели с М = 10 и σ = 3. Затем раздельно

вычисляются коэффициенты интеллектуальности для вербальной

и невербальной шкал, а также полный IQ. Нормы для них имеют гра-

ницы 85-115 IQ.

По всем векслеровским шкалам имеется полная информация о на-

дежности, касающейся как отдельных субтестов — и раздельно вер-

бальной и невербальной частей, — так и полной шкалы. Гомогенность

по всем методикам для вербальных шкал от 0,86 до 0,97; для невер-

бальных шкал — от 0,85 до 0,94; для полных шкал — от 0,9 до 0,98. Го-

могенность отдельных субтестов несколько ниже.

Данные о ретестовой надежности удовлетворительные, выше 0,8;

коэффициенты ретестовой надежности выше для взрослых.

Для последних редакций векслеровских шкал имеются неплохие

показатели валидности разных видов. Корреляции с показателями те-

стов Стэнфорд-Бине общих IQ от 0,73 до 0,8. Примерно в том же диа-

пазоне находятся корреляции с IQ вербальных шкал; несколько ниже

они для невербальных шкал — около 0,6. Имеются сведения о конст-

руктной валидности и валидности по содержанию.

Прагматическая валидность WAIS-R и WISC-R оценивалась по-

средством вычисления корреляций их показателей с результатами те-

стовых учебных достижений и с оценками в школах, колледжах, ин-

ститутах. Эти корреляции варьируют в диапазоне от 0,4 до 0,6. Для

методики WPPSI-R этот вид валидности устанавливается посред-

ством сопоставления ее показателей у особых групп детей (умственно

отсталых, одаренных, испытывающих трудности в обучении и др.).

Рассмотрим, что представляют собой субтесты векслеровских шкал на

примере последней редакции WISC-III.

Вербальная шкала.

Осведомленность: 30 вопросов, ответы на которые требуют разно-

образных знаний, приобретаемых индивидом по мере приобщения

к культуре.

Пример: ≪Что нужно сделать, чтобы вскипятить воду?≫

Сходство: 19 заданий, в которых испытуемый должен объяснить, в чем

сходство двух объектов.

Пример: ≪Чем похожи локоть и колено?≫

Арифметика: 24задачи, решаемые устно, аналогичные тем, что встре-

чались в курсе арифметики для начальной школы.

Пример: ≪Сколько будет, если к 2 карандашам прибавить 3?≫

Словарный запас: 30 заданий, в которых испытуемый должен объяс-

нить значения слов.

Пример: ≪Что такое ВЕЛОСИПЕД?≫

Понимание: 18 заданий, в которых испытуемого просят объяснить, как

надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то

правилам, обычаям. Требуется проявить здравый смысл, понимание об-

щественных норм, способность к практическим суждениям.

Пример: ≪Почему фамилии в телефонной книге расположены в алфа-

витном порядке?≫

Повторение цифр: диагностирует оперативную память; состоит из

двух частей — запоминания и воспроизведения цифровых рядов, содер-

жащих от 3 до 9 цифр, в порядке, в каком они произносились психоло-

гом, а потом запоминания и воспроизведения рядов, содержащих от 2

до 8 цифр, в обратном порядке.

Невербальная шкала.

Завершение картинок: испытуемому предъявляют 30 карточек, на

каждой из которых изображены объекты или ситуации, в которых недо-

стает какой-то части. Испытуемый должен сказать или показать, чего

недостает в каждой картинке.

Пример: изображена рука, на которой не хватает ногтя на одном из

пальцев.

Кодирование: испытуемый должен копировать простые символы, со-

отнесенные с простыми геометрическими фигурами (кодированиеуров-

ня А) или с цифрами (кодирование В); для выполнения задания исполь-

зуется ключ.

Упорядочивание картинок: 14 заданий, каждое из которых состоит

из набора картинок, изображающих какую-то ситуацию или историю;

их нужно расположить в последовательности, уловив объединяющий

сюжет.

Композиция из кубиков: 12 заданий, в которых по образцу или рисун-

ку следует сложить из кубиков тот же рисунок; бывают композиции из

двух, четырех и девяти кубиков.

Сборка объекта: 5 заданий, в каждом из которых испытуемый должен

сложить определенную фигуру из предъявляемых ему частей.

Пример: дается бчастей, из которых можно сложить изображение

мяча.

Лабиринты: 10 изображенных линиями на листах бумаги лабиринтов

возрастающей трудности, в которых следует начертить путь выхода из

центра изображенной там фигурки человека.

В методике для дошкольников и младших школьников (WPPSI)

восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные

варианты заданий WISC, а остальные три были разработаны заново

для замены непригодных по разным причинам субтестов из WISC.

Один из них — субтест ≪Предложения≫ — заменяет субтест ≪Повто-

рение цифр≫. От ребенка требуется вслед за психологом повторять

каждое произносимое им предложение. Субтест ≪Дом животного≫

сходен с субтестом ≪Кодирование≫: в нем ребенку предъявляется карта

с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части

карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного

цвета цилиндриками (домиками животных). От ребенка требуется рас-

ставить домики по соответствующим изображениям животных. В суб-

тесте ≪Геометрические схемы≫ от ребенка требуется с помощью цветно-

го карандаша скопировать десять простых чертежей. Он, как и субтест

≪Сборка объекта≫, диагностирует сенсомоторную координацию, вни-

мание, особенности зрительного восприятия. Со времени выхода в свет первых векслеровских шкал было пред- ложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. Самый простой способ

их создания — изъять некоторые субтесты, а также сократить число

заданий в субтестах. Были сделаны попытки объединения от двух до

пяти субтестов как в методике для взрослых, так и в методике для

детей. Корреляции показателей сокращенных шкал с IQ полных вари-

антов были высокими (от 0,8 для детской методики, от 0,9 для взрос-

лого теста).

Однако, несмотря на высокую валидность, а также на то, что для их

получения было затрачено много усилий, психодиагносты не рекомен-

дуют использовать краткие формы, за исключением тех случаев, когда

необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это свя-

зано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается

много существенной информации, касающейся отдельных интеллек-

туальных умений, обедняются результаты качественного наблюдения

за выполнением. Векслеровские шкалы измерения интеллекта довольно широко ис-

пользуются в отечественных исследованиях. Методика для взрослых

была переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологи-

ческом институте им. В. М. Бехтерева и неоднократно использова-

лась для исследовательских целей [27]. Отсутствие стандартизации,

а также проверок на надежность и валидность, выполненных на рос-

сийских выборках, делают невозможным ее применение в практиче-

ских целях.

Шкала для детей была адаптирована и стандартизирована на оте-

чественных выборках (А. И. Панасюк) и широко применялась в прак-

тической школьной психологии, а также психологами-клиницис-

тами [114]. Однако следует признать, что в настоящее время этот

вариант методики устарел и на практике использоваться не может.

Последний вариант WISC-III сейчас проходит проверку в Психоло-

гическом институте РАО.__

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.