Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 11 февраля 1923г

НЕВИДИМЫЙ ЧЕЛОВЕК В НАС: ЛЕЖАЩЕЕ В ОСНОВЕ ТЕРАПИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ.

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 11 февраля 1923г.

В стоящем перед нами человеке отчетливо различимы два существа. В различных рассмотрениях последнего времени я изложил, как физическая организация человека духовно подготавливается в предземной жизни, как она затем посылается в какой-то мере как духовная организация, прежде чем сам человек войдет своим Я в земное бытие. Эта духовная организация продолжает действовать также во время всей телесной земной жизни, только в телесной земной жизни она не выражается в чем-то внешне видимом. Внешне видимое при рождении отторгается, так как это покровы, в которые укутан человеческий зародыш в течение эмбрионального развития: мешки хориона и амниона, аллантоис, все то, что отторгается как физическая организация, когда человек из лона матери переходит в свободное телесное бытие. Но эта предземная организация остается действующей в человеке в течение всей его жизни. Только ее природа – несколько иная, чем телесно-душевно-духовная деятельность человека во время его телесной земной жизни. И я сегодня хотел бы об этом кое-что сказать.

В нас в какой-то мере существует невидимый человек, который содержится в наших силах роста, а также в тех скрытых силах, которыми осуществляется питание, который действует во всем том, на что сознательная деятельность человека не распространяется. Но и в эту бессознательную деятельность, вплоть до деятельности роста, вплоть до ежедневного восстановления сил питанием, вступает его деятельность. И эта деятельность является именно последействием предземного бытия, которое в земном бытии становится силовым телом, действующим в нас, не приходя к сознательному проявлению. Этого невидимого человека, которого все мы несем в себе, который находится в силах нашего роста, нашего пищеварения, который находится также и в силах воспроизведения, этого невидимого человека с его свойствами я хотел бы вам изобразить.

Мы можем сделать это схематично, говоря себе: в этом невидимом человеке также содержатся Я, астральная организация, эфирная организация, т.е. тело формирующих сил, и физическая организация. Конечно, физическая организация находится у рожденного человека внутри другой телесной организации, но в ходе сегодняшних рассмотрений вы сможете понять вмешательство невидимого человека в физическую организацию.

Схематически я изображу это так:

В этом невидимом человеке мы имеем прежде всего организацию Я (желтое), затем – астральную организацию (красное), эфирную организацию (голубое), и затем – физическую организацию (белое). Эта физическая организация, как она рассматривается в невидимом человеке, вмешивается только в процессы пищеварения и роста, действуя в человеческой организации во всем том, что осуществляется нижним человеком, как мы его часто изображали – человеком конечностей и обмена веществ. Все потоки, все действия сил в этом невидимом человеке сами по себе идут таким образом, что они, исходя из организации Я, идут затем в астральную, эфирную и физическую организацию, и затем распространяются в физической организации (см. стрелку на рис.). В человеческом зародыше то, что называется здесь физической организацией, находится в кожных покровах, в оболочках эмбриона, в хорионе, аллантоисе, в мешке амниона и так далее. У рожденного человека все то, что называется здесь физической организацией, содержится в тех процессах, которые являются процессами питания и восстановления во всем человеке. Так что в направлении изнутри наружу эта физическая организация не отделена (см. рис. справа) от другой физической организации человека, но объединена с нею.

 

 

Мы имеем затем, в какой-то степени, рядом с этим невидимым человеком – видимого человека, стоящего перед нами, если человек уже рожден. Я хочу изобразить этого видимого человека рядом с ним, так как во время земной жизни имеет место взаимное пронизывание физического и сверхфизического человека. Итак, во время земной жизни постоянно существует этот поток (стрелка): от Я – к астральному телу, к эфирному телу, к физическому телу. Этот поток протекает у рожденного человека в организации конечностей и обмена веществ, во всем том, чем являются силы движения, и чем являются внутренние движущие силы, которые несут усвоенные питательные вещества по всему организму, вплоть до мозга.

И напротив, имеет место также непосредственное вмешательство, действие сил, которое входит непосредственно – во всего человека (см. цветной рисунок 1). Таким образом, мы имеем вмешательство деятельности, определенного потока, который от Я входит непосредственно в нервно-чувственную организацию, который не проходит через астральное и эфирное тела, но непосредственно вторгается в физическое тело человека. Естественно, это вмешательство наиболее сильно в голове, где сконцентрировано большинство органов чувств. Но я должен был бы изобразить этот поток, собственно, так, что он распространяется, например, через кожную чувствительность по всему человеку, как я должен был бы изобразить поток принятия пищи через рот. Но схематически рисунок является совершенно верным. Мы имеем в человеческой голове такую организацию, которая струится снизу вверх, исходя от Я, проходит через астральное, эфирное и физическое и затем струится наверх к Я. Мы имеем другой поток, который непосредственно входит в физическое и струится вниз.

Исследуя человеческий организм, мы видим, что этот прямой поток исходит непосредственно от Я к физическому, затем разветвляется в теле и протекает вдоль нервных путей. Таким образом, распространение нервов человека в организме и внешний видимый нервный ствол – являются внешними видимыми указателями распространения потока, идущего непосредственно от Я в весь организм и входящего прямо из Я – в физическую организацию. Так что вдоль нервных путей протекает, прежде всего, Я-организация. Для организма это разрушительно, ибо дух здесь входит прямо в физическую материю. И везде, где дух непосредственно входит в физическую материю, происходит процесс разрушения. Таким образом, вдоль нервных путей, исходящих от органов чувств, в организме человека распространяется тонкий процесс смерти.

Тот же поток, который в невидимом человеке сначала идет к астральному, эфирному и физическому телам мы можем в человеке обнаружить, прослеживая путь крови вплоть до органов чувств. Так что, исследуя стоящего перед нами человека, мы можем сказать: в его крови струится Я. Но оно струится, сначала одушевив свои силы работой астральной, эфирной и физической организаций. Захватив с собой астральную и эфирную организации, Я в крови струится снизу вверх сквозь физическую организацию. Таким образом, весь невидимый человек в целом струится в крови, как процесс строящий, процесс роста, т.е. процесс, постоянно заново создающий человека путем преобразования питательных веществ. И этот поток, протекающий в человеке снизу вверх, – скажем несколько схематично, – изливается затем в органы чувств, т.е. также и в кожу, и идет навстречу тому потоку, который вторгается в физическую организацию непосредственно от Я. Конечно, в действительности ситуация намного сложнее. В действительности мы должны принять во внимание также процесс дыхания.

Процесс дыхания таков, что Я струится вплоть до астрального тела, а затем, с воздухом, – непосредственно в легкие. Так что в основе процесса дыхания также лежит нечто от сверхчувственного человека, но это происходит не так, как в нервно-чувственных процессах, где Я непосредственно охватывает физическую организацию, но Я пропитывается еще астральными силами, захватывая кислород, и только лишь затем, теперь уже не как чистая Я-организация, но как Я-астральная организация внедряется в организм с помощью дыхательного процесса. Так что можно сказать, что процесс дыхания – это ослабленный разрушающий процесс, ослабленный процесс смерти. Собственно процесс смерти – нервно-чувственный процесс, ослабленный же процесс разрушения – дыхательный процесс.

Ему противостоит процесс, в котором Я укрепляется тем, что его поток идет вплоть до эфирного тела, и лишь тогда воспринимается (см. цв. рис 1, четвертая стрелка). Этот процесс протекает уже в большей степени в сверхчувственном, так что обычная физиология не в состоянии его проследить, хотя он еще воспринимается внешне в биении пульса. Это восстановительный процесс, который хотя и не столь сильный, как процесс обмена веществ и роста, но все-таки это – ослабленный восстановительный процесс. И затем он встречается с процессом дыхания.

Процесс дыхания в какой-то мере – процесс разрушения. Принимая больше кислорода, мы укорачиваем себе жизнь. И наша жизнь удлиняется в той степени, в которой над процессом приема кислорода в крови, происходящем при дыхании, преобладает процесс образования углекислоты.

Так в нашем организме все взаимодействует, понять происходящее в нем можно, лишь призвав на помощь этому пониманию человека сверхчувственного, так как то, что в нем внешне видимо – отбрасывается в рожденном человеке вместе с эмбриональными оболочками, и который еще действует только через невидимые силы, которые мы все же можем точно очертить, если исходим из антропософского познания человека.

 
 

Если мы, например, при помощи антропософского познания человека рассматриваем глаз, мы видим в глазу, как процесс крови, протекающий в тонких разветвлениях (см. рис., красное), охватывается затем нервным процессом (см. рис., желтое), идущим в другом направлении. Процессы крови в человеке всегда протекают в направлении к периферии, центробежно. Нервный же процесс, процесс разрушительный, – всегда протекает центростремительно, устремляясь к внутреннему человеку. Все процессы, происходящие в человеке, являются метаморфозой этих двух процессов.

Если процесс, разыгрывающийся между пульсом и дыханием, протекает нормально, тогда нижний человек правильно соединен с верхним человеком, и тогда человек, по меньшей мере – внутренне, если нет явных внешних повреждений, в принципе здоров. Только когда преобладает распад, в организме разыгрываются процессы разрушения. Человек болен, поскольку в его организме накапливается чужеродное, которое не переработано правильным образом, содержит в себе слишком много сил распада, содержит избыток того, что родственно внешней физической природе, являющейся на Земле окружением человека.

Прямое вмешательство духовного в обход Я вызывает в человеке все те болезнетворные явления, которые являются чужеродными; чужеродные образования, которые могут и не выглядеть как видимые физические накопления, но могут существовать в жидком и даже в воздушном человеке, будучи, все же, чужеродными образованиями. Они формируются, но им навстречу снизу не приходит оздоравливающий процесс, протекающий путями крови, так, что эти чужеродные образования, имеющие прежде всего тенденцию строить в организме опухолевидные скопления и затем внутренне их дробить, эти чужеродные образования не способны растворяться. Если бы навстречу им правильным образом притекал восстановительный процесс крови, чужеродные образования могли бы растворяться и затем снова переходить в процессы общей телесной жизни. Но если возникает застой из-за того, что распространяется идущий сверху вниз слишком сильный процесс разложения, тогда этот процесс охватывает тот или иной орган. В результате образуется чужеродное тело, сначала экссудативного, опухолевидного характера, а затем возникает тенденция процесса к дроблению, как протекают внешние процессы земной природы. Следует уяснить, что здесь имеет место явно недостаточное принятие человеком сверхчувственного человека, которого я изобразил рядом с человеком физическим.

Собственно об исцелении благодаря лишь одному искусству целителя говорить нельзя, т.к. дело в том, что в тот момент, когда развертывается слишком активная деятельность нервно-чувственной организации в центростремительном направлении, из-за которой в человека вносится слишком многое от процессов внешнего окружения, так что кое-где возникают эти опухолевидные, далее дробящиеся образования, в этот же момент другая система, действующая на путях крови, начинает бунтовать, стремится к противодействию, стремится принести исцеление. Она стремится пронизать организм благотворными астральными и эфирными силами, действуя снизу вверх, и она желает помешать Я или астральному телу вместе с Я действовать лишь ради самих себя. Так что целитель должен идти навстречу этому революционному принципу в человеческом организме. Целение заключается именно в том, чтобы поддержать внешними средствами то, что уже имеется в организме как исконные силы исцеления.

Так что можно сказать, что возникновение опухолевидного образования есть симптом того, что деятельность Я со стороны эфирного тела вмешивается неправильным образом. Она проявляется, но иногда не может достигнуть опухоли. Необходимо поддержать эфирное тело, чтобы оно стало действовать эффективнее. Ибо, если эфирное тело действует правильным образом, т.е. действует после пронизания его Я и астральным телом, если оно может приблизиться к приходящему сверху, которое, однако – не восприняло эфирную деятельность, но восприняло, в лучшем случае, лишь деятельность Я и астрального, которые вмешиваются в организм, отравляя его, то навстречу этой деятельности Я и астрального можно послать эфирную деятельность, усиливая исцеляющий процесс, который сам по себе здесь осуществляется в силу человеческой организации. Только следует знать, посредством чего в подобном случае эфирная организация, пронизанная правильным образом астральной и Я-организацией, должна входить в тело. Т.е. необходимо знать, какое средство в подобном случае сделает эфирную организацию сильной, чтобы она могла свою восстанавливающую силу противопоставить слишком активной силе распада. Что, как патология, лежит в основе терапии – невозможно полностью понять, не прибегая к помощи невидимого человека.

Но может быть и так, что Я и астральное родившегося человека, т.е. его душевно-духовная организация, неправильно соединена с физической организацией, так что душевно-духовная организация недостаточно внедрена в физическую организацию. Тогда во всем человеке будет постоянно преобладать то, что действует снизу вверх как сила роста, но при этом не получает достаточного веса путем включения физической организации. Человек может родиться таким, что его физическое тело недостаточно охвачено невидимым человеком, так что указанный здесь невидимый человек определенным образом отказывается надлежащим образом внедряться в процесс крови. Тогда дух человека может не достигать процесса крови, вследствие чего уже с детских лет такой человек – бледен, худ или быстро вытягивается в высоту из-за преобладания сил роста. Далее обнаруживается, что его душевно-духовное не может правильно войти в организм. И если тело отказывается принимать духовно-душевное, мы должны действовать так, чтобы ослабить слишком сильную деятельность в эфирном теле. Итак, в случае с такими бледными, тощими и высокими детьми мы должны действовать так, чтобы гипертрофированные, чрезмерные силы в эфирном теле вернуть на надлежащий уровень, чтобы человек обрел в своем теле тяжесть, чтобы обрела соответствующую тяжесть кровь, например – путем принятия необходимого количества железа, чтобы эфирное тело меньше действовало вверх, чтобы в своем воздействии вверх оно было ослабленным.

Такое состояние проявляется также в том, что у таких людей сильнее выступает нечто такое, что я назвал бы, в противоположность дневным процессам, ночными процессами. Ибо можно сказать, что по ночам физически-эфирная организация любого нормального человека отказывается принимать духовно-душевное. Эта ночная организация человека, лежащего в постели (не невидимого человека, который находится вовне), эта ночная организация особенно сильна у тех, кто несет в себе некий род врожденного туберкулеза, как я вам его описал. В этом случае необходимо поддержать дневную организацию, т. е. придать ей определенный вес, способствуя тем самым процессам распада. Так как, когда мы стимулируем процессы распада, и внутри возникает отвердение и, в конце концов, распад (естественно, при лечении это должно осуществляться в весьма незначительной мере), тогда бьющая ключом сила эфирного тела оттесняется назад; тем самым мы сдерживаем наступление туберкулеза.

Так благодаря познанию целостного человека становится прозрачным и это примечательное взаимодействие здоровья и болезни, которое всегда имеет место: оно гармонизируется тем, что разыгрывается между пульсом и дыханием. И если мы исследуем, каким внешним средством можно стимулировать то или иное, то мы обретаем возможность поддержать этот процесс естественного исцеления.

Нельзя вносить в человеческий организм совершенно чужеродный процесс. В организме человека всегда происходит так, что когда в организм вносят какой-то чужеродный процесс, то во внутреннем он тотчас же превращается в противоположный. Если вы что-то едите, то продукты сами по себе обладают определенными химическими силами. Усваивая их, организм тотчас же преобразует их в противоположные. И это должно быть возможным. Если же продукт после его принятия слишком долго сохраняет свои внешние свойства, он сближается именно с процессом распада, и это вызовет в человеке внешние, разрушающие, приносящие смерть процессы распада. То, что вошло в человека с пищевыми продуктами, должно быть тотчас принято внутренними процессами и преобразовано в свою противоположность.

Эти процессы, которые я показал вам сейчас на примере целостного человека, вы можете проследить в подробностях. Например, вы укололись каким-либо инородным телом, скажем, занозой (см. цв. рис. 3, желтое). Ваше тело может отреагировать на эту занозу двояко. Предположим, вы не смогли удалить занозу, и она осталась внутри. Тогда может происходить двоякое. Вокруг инородного тела действует восстанавливающая сила в текущей крови (красное). Она собирается вокруг инородного тела, будучи при этом смещенной со своего места. Это приводит к тому, что тотчас же начинает преобладать нервная деятельность. Вокруг инородного тела обособляется экссудативное образование (голубое). Инородное тело инкапсулируется. Из-за того, что это происходит, в этом месте тела образуется следующее: обычно там, где нет никакого инородного тела, эфирное тело определенным образом захватывает физическое тело, в случае же с инородным телом – эфирное тело не может охватить инородное, но здесь внутри возникает своего рода пузырек, заполненный исключительно эфирным (красные штрихи). В нашем теле появляется частица тела, содержащая инородное тело, в которой часть эфирного тела не организована физическим. Все сводится к тому, чтобы сделать внутри нее астральное тело настолько сильным, чтобы оно могло действовать на эту частицу эфирного тела без помощи физического тела. И с помощью этого инкапсулирования наше тело обращается к разлагающим силам, чтобы обособить эти разлагающие силы в данной частице тела и ввести туда исцеляющее эфирное тело, которое при правильном лечении должно быть укреплено астральным и Я.

Так что мы должны определенно сказать, что в подобных случаях то, что находится в человеке над физическим, должно стать настолько сильным, чтобы действовать в этой частице человеческой организации без физического. Это происходит всегда, когда в смысле так называемого исцеления в человеке инкапсулируется какое-либо инородное тело, например – попавшая в тело заноза. Тогда в этом месте человек со всей своей организацией как бы сдвигается вверх по отношению к этой части своего тела. Естественно так же, исключительно из организации, образуется инородное. Оно должно рассматриваться аналогичным образом.

В случае с занозой может разыгрываться совсем другой процесс. Например, после того как вонзилась заноза (см. цв. рис. 4, желтый), нервная деятельность вокруг нее начинает усиливаться и преобладать над деятельностью крови. Тогда нервная деятельность, внутри которой действует Я, или же Я, усиленное астральным телом, эта нервно-чувственная деятельность, проходящая через все тело, возбуждает деятельность крови, не позволяет экссудату свернуться, но стимулирует то, что отделяется, что ведет к образованию гноя (белое). Так как нервы толкают наружу (стрелка), то гной, благодаря этому толчку, идущему по нервным путям в своей разлагающей деятельности, благодаря этому толчку – также изгоняется вовне тела к периферии, заноза выходит вместе с гноем, и впоследствии все зарубцовывается.

На примере процессов инкапсулирования, происходящих в тех случаях, когда заноза находится очень глубоко внутри организма, можно непосредственно наблюдать, когда выталкивающей силы системы распада, нервно-чувственной системы, недостаточно, чтобы вывести занозу наружу, тогда восстанавливающее на путях крови становится сильнее и ведет к инкапсулированию.

Когда заноза расположена ближе к поверхности, то сила нервного выталкивания, сила распада возрастает, она стимулирует то, что стремится стать экссудатом, – используются также всегда существующие пути распада, ведущие вовне, и тогда происходит нагноение целого. Так что мы можем сказать: изначально, в известной мере – в момент возникновения, in statu nascendi, мы всегда несем в себе скрытую тенденцию нашего организма уплотняться центростремительно, вовнутрь, и опять-таки – растворяться по направлению наружу, центробежно. Но действующая вовнутрь сила опухолеобразования и действующая наружу, приводящая к нагноению, сила воспаления – в нормальных процессах человеческого тела пребывают в равновесии. Мы всегда воспаляемся ровно настолько, чтобы преодолевать ведущую к распаду опухолеобразующую силу. И только в тех случаях, когда одно становится сильнее другого, образуются – либо настоящая опухоль, либо настоящее воспаление.

Но вы не должны верить тому, что в действительности все происходит так просто, как это представляется в схематическом описании. В действительности процессы полностью захватывают друг друга. Вы можете наблюдать, что при усилении в человеке воспалительных сил выступают лихорадочные явления. В сущности, это – слишком сильные, преобладающие восстановительные процессы, заключенные в крови. Тем, что при повышенной температуре человек часто развивает как свою собственную силу, можно было бы, во всяком случае, обеспечить еще изрядную часть второго человека, если уметь правильным образом отводить эти силы.

С другой стороны, там, где сильно действуют силы распада, возникают простудные явления, которые, однако, констатируются не так легко, как лихорадочные явления. Столь же часто выступает смена одних явлений другими, так что мы в действительности всегда имеем дело с тем, что в действительности переплетено друг с другом, и если мы хотим правильно прозревать вещи, мы должны их четко различать.

Когда мы встречаемся в природе с ядами, например, с ядом белладонны, тогда возникает вопрос, чем же являются яды по сравнению с обычными веществами, которые мы находим в нашем окружении и которые не являются ядами, так что мы можем их есть?

Когда мы съедаем пищу, в наш организм попадает то, что вовне в природе образовалось подобным же образом, как наш невидимый человек. Мы принимаем в себя то, что исходит от определенной духовной деятельности (см. цв. рис. 5, желтое), затем переходит в астральную деятельность (красное), далее – в эфирную деятельность (синее) и затем входит в физическую (белое). Такая деятельность, которая в природе идет сверху вниз, которая определенно действует из окружения в направлении к Земле, родственна нашей внутренней деятельности Я, являющейся частью духовной. Когда она, схематически обозначенная здесь желтым, стекает вниз, преобразуясь, однако, по пути астральным, далее преобразуется по пути эфирным, и, наконец, входит в физическое, тогда растение, как правило, принимает в себя подобную деятельность. Растение растет навстречу этой деятельности, снизу вверх, и принимает эту эфирную деятельность, которая, однако, уже несет в себе истинную астральную деятельность и деятельность Я, т.е. душевную и духовную деятельность.

Но может происходить то, что мы имеем в случае с ядом. Ядовитые вещества обладают той особенностью, что они обращаются не к эфирному, как обычные зеленые вещества растений, а обращаются прямо к астральному, так что астральное, которое я обозначил красным, входит в это вещество (см. цв. рис. 5, нижнее красное в белом). В случае с белладонной дело в том, что ее плод – чрезвычайно жаден, и в силу своей жадности он не удовлетворяется принятием эфирного, но воспринимает в себя астральное прежде, чем это астральное приняло в себя жизненные силы через эфирное при своем нисхождении вниз. Я бы сказал, что, вместо того, чтобы нисходить в эфирное из мирового окружения, астральное также постоянно капает вниз, на Землю. И такие капли астральных сущностей, которые не прошли правильным образом эфирную атмосферу Земли, мы и находим, например, в яде красавки (белладонны). Также и в ядах дурмана, в гиосциамине (яде белены) и им подобных мы находим упавшие в растение капли космически-астрального.

Но поэтому то, что живет в этих растительных веществах, например то, что живет в белладонне, в красавке родственно той деятельности, которая прямо из Я или астрального тела входит в человеческие нервы и в круговорот кислорода в человеке. Таким образом, принимая в себя яд из красавки, мы существенно усиливаем в нас процессы распада, те процессы, которые иначе переходят прямо из Я в физическое тело. Человеческое Я не настолько сильно, чтобы быть в состоянии перенести такое усиление. Когда действующее во встречном направлении снизу вверх воздействие, проходящее по кровеносным путям, становится слишком велико, тогда этому можно противопоставить такой разрушающий процесс, и тогда малые дозировки атропина, яда красавки, могут стать средством, противодействующим слишком сильному процессу роста. Но в тот момент, когда яда попадает слишком много, уже невозможно говорить о равновесии. Тогда, после начального оттеснения процессов роста, человек полностью опьяняется той духовной деятельностью, которую он еще не способен переносить в своем Я, которую сможет переносить, возможно, лишь в будущих состояниях, в состояниях Венеры и Вулкана. Именно поэтому возникают такие своеобразные явления отравления. Сначала подтачивается начало действующей в крови деятельности. Затем выступают желудочные проявления, которые в случае принятия внутрь яда красавки образуют начало. Далее интенсивно сдерживаются силы в их нормальном действии снизу вверх, и наступает полная потеря сознания и разрушение человека, вследствие процессов распада.

Так мы всегда можем проследить, если мы знаем, что за духовное содержится в какой-либо субстанции, которую мы принимаем (лучше всего это изучать на растении), как после приема ее в организм человека действует эта субстанция. Это должно быть объединено с истинным познанием внешней природы. Мы должны знать, что живет в отдельном растении, тогда мы также будем знать, как, например, действуют на человека отдельные растения, назначенные в его диету, и мы этим действительно чего-то добьемся только тогда, если к этому добавим еще такие социальные условия, при которых дело может идти правильным образом. Сегодня чаще всего происходит то, что если мы даже что-то знаем, то это все равно невозможно осуществить, потому что наши социальные условия для познания природы совершенно не подходят. Познание природы осуществляется ныне на основании внешних наблюдений, абстрактным образом. В связи с этим невозможно постичь истинное положение человека во всем универсуме, и обычно дело не доходит до того, чтобы можно было сказать: итак, здесь находится человек, для которого необходимо, чтобы ему давали то или иное растительное вещество, в том или ином ритме. Для того же, чтобы это происходило действительно полноценным образом, необходимо, чтобы наша научная медицина приняла другой характер. Необходимо соединить внешнее устройство нашей социальной жизни с тем, что мы можем знать об отношениях человека к окружающей природе.

Конечно, в частностях можно добиться многого, можно отварить корень для человека, о котором известно, что у него процессы распада, исходящие из головы, слишком сильны. Отвариваются определенные корни, о которых известно, что в них содержатся вещества, которые благодаря тому, что мы имеем дело именно с корнем, правильным образом стягивают вниз духовное, душевное, эфирное вплоть до физического образования корня. Тем самым из веществ корневого образования в организм человека поступает то, что, когда оно начинает действовать в организме вплоть до самой внешней периферии кровеносных путей, вплоть до головы – вызывает противодействие слишком сильному процессу распада нервной системы. Но при этом необходимо иметь четкие представления об изменениях, которые проделывает то, что находится в растительном корне после его принятия, к примеру, перорально, и после дальнейшей его переработки, чтобы дойти вплоть до внешней периферии организации головы, а также до кожной организации. В другом случае мы должны знать, например, какие вещества мы можем получить из цветков растений, у которых отношение к эфирному уже не столь очевидно, и которые уже сильно восприняли в себя астральное, а в определенном отношении, хотя и слегка, уже начинают приближаться к ядовитому, мы должны знать, как мы должны эти вещества применить для ванн, и тем самым, введя их в организм совсем другим путем, тем самым можем возбудить слишком слабую организацию восстановления, находящуюся в кровеносных путях, для того, чтобы совсем с другой стороны противодействовать тому, что как деятельность распада действует в направлении вовне.

Так же обстоит дело, когда мы хотим проследить действие того, что инъецируется. В сущности, мы этим самым усиливаем процессы восстановления, чтобы правильным образом уравновесить процессы распада, и в случаях с инъекциями можно особенно отчетливо видеть, как должны были бы реагировать процессы распада. Инъекции оказывают правильное действие, когда мы видим, как процессы распада сначала сопротивляются и лишь постепенно правильным образом вливаются в процессы восстановления. Инъецируя что-либо, мы обнаруживаем, что наступают незначительные нарушения зрения и звон в ушах, что связано с начальным сопротивлением процессов распада приходу правильным образом к равновесию с усиленными процессами восстановления. Подобный симптом, если он действительно возникает, есть гарантия того, что происходит внедрение в процесс.

Из этого видно, что в Антропософии речь идет вовсе не о том, чтобы предоставить для сектантских собраний теток и дядек схемы, по которым они могли бы разложить все по полочкам: человек состоит из физического тела, эфирного, астрального и Я... Речь идет о серьезном целостном понимании человека и его взаимоотношений с миром, о внесении духовного в материальное. И то, что Антропософия может проследить духовное в материальном, и есть то, с чем должна считаться Антропософия, если она хочет завоевать свою позицию в мире. Так как пока мы будем просто работать для собраний теток и дядек в сектантских кругах, в которых они в устной форме передают из поколения в поколение свои классификации человека, мы будем иметь дело только с тем, что будет приводить к ссорам, ругани со всевозможными сектантскими кругами. Но, когда действительно проявляется то, как все другие земные знания освещаются тем, что было понято в Антропософии, и это понимание охватывает все остальные знания, как я это вчера показал, как прежде астрология освещала все события Земли, тогда с помощью Антропософии мы приобретаем то, с чем мы сможем снова войти в процесс современной цивилизации для того, чтобы в процессе человеческого цивилизационного процесса смогло завоевать себе место действительное восстановление в противовес идущим из древних времен процессам распада.

Такую же серьезность необходимо иметь, когда называют себя сторонником Антропософии. Естественно, невозможно одному всегда действовать так, чтобы самому, например, дойти до понимания, как белладонна, с одной стороны, а хлор, с другой стороны, действуют на организм человека. Речь вовсе не о том, чтобы кто-нибудь один это нашел, но о том, чтобы в широких кругах было понимание, общее ощущение и чувствование понимания того, как благодаря антропософскому познанию мира и человека можно найти исцеляющее. В педагогике вальдорфских школ вовсе не требуется, чтобы был воспитан каждый человек, или, по крайней мере, чтобы можно было воспитать детей школьного возраста. Но требуется, чтобы существовало общее понимание того, как построена педагогика на основе знаний о мире и человеке. В чем нуждается Антропософия – так это в идущем навстречу ей понимании. Было бы абсолютно неправильным, если бы верили в то, что каждый должен все знать. Но деятельность антропософской общины должна состоять в том, чтобы найти общее, основанное на здравом человеческом рассудке, понимание того, что в смысле человеческого блага и человеческого будущего пытается добиться и осуществиться именно через Антропософию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.