Цель: создание условий для формирования представлений детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
· формировать представления о трудном детстве детей военных лет;
· формировать чувство гордости за свой народ;
· воспитывать у детей чувство сострадания к детям военных лет.
Предварительная работа:
беседа о Великой Отечественной войне;
рассматривание иллюстраций и картин о защитниках Отечества;
чтение художественной литературы;
заучивание стихов о войне;
прослушивание песен;
изготовление цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: В этом году наша страна отмечала большой праздник – 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия напала на нашу Родину. В это время все люди спали, так как было раннее утро. Проснулись они от гула самолётов и взрывов.(Презентация «Дети войны». Слайд№1). Через границу с боями наступали фашисты, передвигаясь на грузовиках, мотоциклах и танках. (Слайд №2). Немцы хотели лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Наши люди, как один, поднялись на защиту своей Родины и свободы. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт. (Слайд №3). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. (Слайд№4). Не зная отдыха, солдаты рыли окопы, тащили на себе тяжёлые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну. Тяжёлая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.
Дети, как вы думаете, кого брали на фронт?
Дети: На фронт брали взрослых мужчин.
Воспитатель: Да на фронт уходили взрослые мужчины. А как вы думаете, кто остался дома?
Дети: Дома остались только женщины и дети.
Воспитатель: Да, дома остались женщины, дети и старики. На их плечи лёг нелёгкий труд – ежедневный, тяжёлый, долгий – без выходных и часто без сна. (Слайд №5).
Сегодня у нас в гостях Селиванова Лидия Афанасьевна. Её детство пришлось на годы войны. И сейчас Лидия Афанасьевна расскажет нам о своём детстве в военные годы.
Гостья: Когда началась война, мне было 6 лет. Я жила с мамой и папой в деревне. Ещё у меня был 3-х летний брат. Рано утром в окно постучал председатель сельсовета дядя Ваня и сказал, что началась война, и моему папе надо срочно ехать в Осу в военкомат. Папу на лошади увёз дедушка, а мы остались одни.
В это время детских садов не было, мы с братом сидели дома одни, а мама работала в колхозе день и ночь, отдыхать было некогда. Ходили мы в лаптях, кушать было нечего: собирали пиканы, крапиву, картофельную ботву.(Слайд №6). Всё это варили и ели. Хлеба не было, была только одна картошка. Иногда в колхозе выдавали муку по 200-300 граммов на человека, но этого было очень мало, чтобы испечь хлеб, поэтому из муки варили похлёбку.
В 1943 году я пошла в школу. (Слайд №7). В школе было очень холодно, так как дров не было и заготовить их было некому, потому что все мужчины были на войне, а в деревне остались одни женщины, старики и дети. В то время все продукты отправляли на фронт: молоко, яйца, мясо, картофель.
Для бойцов наши мамы вязали варежки и носки, а мы – дети- шили кисеты для табака. (Слайд №8). Даже картофель нарезали тонкими ломтиками, сушили и отправляли на фронт.
Летом я со своей бабушкой ходила на прополку зерновых и овощей. (Слайд №9). А ещё мы с ней рвали лён, и бабушка вязала его в снопы. (Слайд № 10). Потом этот лён перерабатывали и ткали из него мешки и даже шили одежду: юбки, рубахи, штаны. Я помню, что у моей бабушки вся одежда была льняная. Во время уборки зерновых все дети деревни ходили на поля собирать колоски. (Слайд № 11). Каждому из нас давали норму сбора колосков.
Когда закончилась война, я училась во втором классе. Все люди очень радовались. (Слайд № 12).После победы наступили тяжёлые послевоенные годы. Было очень голодно. Из всех мужчин, ушедших на фронт, домой пришло меньше половины. Было очень трудно жить и вспоминать об этом очень тяжело.
Воспитатель: В очень трудное время пришлось вам жить. Но сейчас нет войны, все дети хорошо одеты, не голодают. Мы хотим поднять вам настроение и прочитать для вас стихи.
Дети (читают стихи):
Нужен мир
(А. Терновский)
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
«Мальчик из села Поповки»
(С. Я. Маршак)
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Мужчина
(В. Берестов)
Отца на фронт призвали. И по такой причине Я должен жить отныне, Как следует мужчине. Мать вечно на работе. Квартира опустела. Но в доме для мужчины Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра. Подметена квартира. Посуду мыть несложно - На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны Стригут мне в гастрономе. Кормилец и добытчик. Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен, Что стал отцу заменой. Но в жизни той далёкой, Блаженной, довоенной, Отец не занимался Подобными делами. Мать заменила папу. Я помогаю маме.
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Воспитатель: Лидия Афанасьевна, мы ещё раз поздравляем Вас с победой и дарим Вам свои подарки.
(Дети дарят гвоздики, изготовленные своими руками.)