! сопровождение клиента может реализовываться дистанционно (формат «на расстоянии»);
! в зависимости от задач может принимать вид навыкового коучинга;
! часто позиционируется как «лайф-коучинг» и «коактивный коучинг»[2]
Прочтите слова, произнесенные клиентом.
«Я окончательно понял, что дело, которым я занимаюсь, - не моё. Это какое-то бессмысленное существование. Хочется всё бросить. Я начал ненавидеть людей, которые у меня работают. Вчера ехал по Кутузовскому домой, вышел из машины... Мимо проносились другие машины – как стаи псов, и у меня возникло жгучее желание броситься им наперерез. Я сделал лишь несколько шагов, и тут водитель другой машины обдал меня грязью... Это привело меня в чувство. Потом я поехал к матери, у которой не был уже пару месяцев. Увидев меня, она сказала: “Ты выглядишь точно как твой отец”»
Какой будет ваша первая реплика как коуча?
ТЕХНОЛОГИЯ
ЭМОЦИЯ
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Определение темы
= _________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Любой комментарий коуча необходим для структурирования темы.
Уточнять тему нужно до тех пор, пока мы не придем к единому мнению, что это и есть самое главное
· коуч боится вклиниться в словесный поток клиента (по принципу: «главное слушать»);
· коуч может выделить не ту тему;
· коуч настаивает на том, что именно эта тема важнее всего
Вход в контакт
= _________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Чувства клиента: беспокойство, сопротивление
Клиент пытается обезопасить себя, он как бы «просто зашел»
«Я не слишком верю в эти психологические штучки, но послушав знакомых, решил тоже попробовать»
Именно в этот момент клиент задаёт вопросы о квалификации, об опыте, о других клиентах и т.п.
Со стороны коуча: «Что побудило вас обратиться к коучингу?», «Каким образом узнали обо мне?»
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Рабочая фаза
= _________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Формулирование цели
Заявленная цель часто отличается от того, чего действительно хочет добиться клиент.
Истинная цель бывает спрятана за социальными нормами, установками и стереотипами.
Неясно представляемая цель недостаточно мотивирует и не несет необходимого потенциала для её достижения.
Анализ реальности предусматривает максимально четкую картину настоящего.
· оставить за границами эмоционально значимые для клиента факторы;
· застрять на анализе, учитывая слишком большое количество разных факторов
Альтернативы всегда связаны с ресурсами клиента. Главная задача консультанта – активно слушать. Это своеобразный мозговой штурм, клиент свободно высказывает свои самые смелые идеи, а коуч лишь делает акцент и выступает модератором процесса.
Выборвсегда связан именно с пониманием неизбежности потери. Поэтому полезно проанализировать свою жизнь «после», представив не только приобретения, но и потери.
«Давайте помечтаем. Представьте себе, что никаких ограничений нет. Всё необходимое у вас есть. Что вы выберете?»План– это выработка программы действий, (что нужно сделать, чтобы добиться желаемого), описываем конкретные действия и намечаем конкретные сроки, т.е. отвечаем на вопросы «что?» и «когда?».
Консультативный контакт
= _________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Основной навык эмоционального сопровожденияСЛУШАНИЕ — талант, которым в той или иной мере наделены все, но более других он необходим коучу.
В обычной жизни главное внимание уделяется словам. Мы думаем в основном об аргументах, которые пришли в голову уже после критического момента, о точном значении слов, которые были использованы. Мы оказываемся в ловушке своих собственных чувств, принимаем все на свой счет, слушая лишь на поверхностном уровне, но оцениваем и судим то, что слышим.
В коучинге есть два аспекта слушания:
· первый аспект — внимание, т.е. получение информации с помощью всех органов чувств и интуиции.
· второй аспект — это воздействие на окружающих (то, что мы делаем, слушая). Коуч должен быть уверен не только в том, что он умеет слушать, но и в воздействии своего умения на клиента.
1. Вмешательство
2. Вызов
3. Метафора
4. Мета-формат
5. «Мозговой штурм»
6. Подотчетность
7. Признание
8. Просьба
9. Рефрейминг
10. Структурирующие элементы
11. Эффективные вопросы
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Реализация
= _________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
План, который был составлен находится в постоянном движении:
· анализируется всё, что мешает достижению цели;
· отмечаются «победы»;
· корректируются отдельные действия и сроки.
Коуч помогает клиенту увидеть в каждом действии шаг к реализации его мечты.
Коуч всегда должен понимать на каком этапе работы с клиентом он находится:
· проясняем тему,
· формулируем цель,
· анализируем реальность,
· делаем выбор,
· составляем план,
· реализуем намеченное,
· анализируем трудности,
· корректируем план.
Выход из контакта
= _________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
При завершении успешного совместного дела люди испытывают не только удовлетворение, но и чувство сожаления и потери.
После каждой коуч сессии: подводится итог, клиент обобщает проделанную работу, коуч фиксирует результат.
Затем обсуждается соответствие этого результата тому, что планировалось вначале.
И наконец, проясняются ожидания клиента, дальнейшие шаги. – назначается следующая встреча
«Сегодня нам удалось обсудить...», «В ходе вашей рабочей недели вы достигли...»,«Не упустили ли мы чего-нибудь существенного?», «Что вам хотелось бы добавить?»
ВВОДНАЯ КОУЧ-СЕССИЯ
— основа, фундамент для развития полноценных отношений коучинга, она позволяет клиенту понять, что, несмотря на поддержку коуча и его стремление помочь ему в решении существующих проблем, ответственность за те изменения, которые он готов внести в свою жизнь, несет только он сам.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ(вопросы, которые необходимо затронуть):
Вводное приветствие
Партнёрство
Прояснение темы
Организация
Завершение
Простые, эффективные вопросы, например:
«Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?»,
«Что Вы больше всего цените в ваших отношениях с другими людьми?»,
«Когда Вам удается что-то менять в своей жизни, что помогает Вам добиваться успеха?»,
«Где Вы обычно застреваете?»,
«Что побуждает Вас двигаться дальше, когда Вы застреваете?»,
«Как бы Вы хотели, чтобы я в качестве коуча вел себя, если Вы застрянете?»,
«Как Вы справляетесь с разочарованием, когда Вам что-нибудь не удается? »,
«Как Вы относитесь к выполнению и невыполнению собственных обещаний?»