Звуки в речевом потоке взаимодействуют и определяют качество звучания друг друга по причине артикуляционной связности. Чаще всего взаимодействуют звуки, находящиеся в непосредственном соседстве, когда на звук влияет стоящий за ним следом, например, в слове отдых. Звуки могут влиять друг на друга и на расстоянии, например: просторечное колидор.
Такие фонетические процессы называют комбинаторными – процессы, обусловленные комбинацией рядом стоящих звуков.
Аккомодация– (от лат. аccommodation – «приспособление, приноровление») – это частичное изменение артикуляции смежных звуков, приспособление гласного к согласному. В русском языке гласные после мягких согласных произносятся по-другому (рад – ряд, лук – люк, лот – лед).
Ассимиляция– (от лат. аssimilatio – «уподобление») – уподобление. В отличие от аккомодации проходит между звуками одного типа – согласными. Для СРЛЯ характерна регрессивная ассимиляция по двум характеристикам:
- по мягкости/ твердости: косточка – кос'т'яной, мор'е – морской;
но, допустим, Ван'к'а – смягчение не обусловлено нормами РЛЯ, это просторечие.
- по глухости/ звонкости: книжечка – книжка, сдать, отбой, анекдот
Другие случаи ассимиляции не характерны для литературного языка: омман (обман), комфорка (конфорка)
Диссимиляция– (от лат. dissimilatio – «расподобление») – изменение одного из двух похожих звуков. В современном языке такие примеры найти непросто, но в истории языка они есть: лат. februarius – рус. феврарь – февраль. В просторечии наблюдается расподобление звуков колидор, секлетарь и др.
Диереза(от франц. из греч. diairesis – «разрыв», «разделение») – выпадение звука или слога (праздник, лестница, солнце), как правило, является нормативным для русского языка. Противоположный процесс – эпентеза, вставка звуков – свойственен только разговорному стилю и просторечию. Н: вскипятите, рубель, жизинь.
Существуют и другие фонетические процессы – позиционные,обусловленные позицией звука в слове, например, в конце слова или в безударном слоге.
Редукция гласных(от лат. reduction – «отведение назад») – ослабление звучания. Различаются количественная редукция – сокращение длительности звука без изменения его качественных параметров, которой подвергаются [и], [ы], [у], и качественная редукция – изменение артикуляции звука, ей подвергаются все другие гласные звуки [о], [а], [э].
вода [вΛда], желтеть [жЫэлт'ет'], осоклок [^ско́лък], береза [б'Иер'озъ], хлебороб [хл'ьбΛроп].
Оглушение согласныхзвуков на конце слова: бред, дог, гриб.
Позиционные процессы являются нормативными для русского языка, и их нарушение будет ошибкой.
Сегментные и суперсегментные единицы
Речевой поток членится на сегментные единицы речи: фразы, фонетические синтагмы, фонетические слова, слоги и звуки.
1. Минимальная единицы РП – это звук.
2. Следующая единица РП – слог – сочетание нескольких звуков, один из которых гласный.
Для нас не составит труда поделить слово на слоги: ма-ши-на, по-бе-да. Это пример идеального слога: гл. + согл. зв. Но гораздо чаще встречаются стечения либо гласных, либо согласных звуков.
Всегда при слогоделении руководствуемся законом восходящей звучности (М. Панов): слог начинается с наименее звучного звука и заканчивается наиболее звучным:
тай-га, чай-ник, вон-верт – звонкий отходит к предыдущему слогу
но на-рвать [р] под воздействием [в] снизился до уровня шумного.
Как правило, слогообразующими являются гласные звуки, но иногда слогообразующими могут быть и сонорные согласные при их скоплении в конце слова: те-а-тр, ру-бль. Для русского языка это не характерно, поэтому в просторечии между шумным и сонорным может появляться вставной гласный (эпентеза): рубЕль, жизИнь. Или наоборот диэреза жись, рупь
Хотя и глухой согласный может стать слогообразующим: кс-кс-кс, кш!, тс!
Слогораздел и правила переноса могут не совпадать. Правила переноса строятся по нескольким принципам, и слогораздел – только 1 из них.
[с´и-стра], но се-стра, сес-тра, сест-ра, [ра-зб´ит´], но раз-бить.
Слогораздел – потенциальная граница между слогами, то место, где в слове можно поставить паузу при скандировании, при выступлении на сцене, с трибуны.
3. Фонетическое слово –самостоятельные ударные слова с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Понятие «слово» в письменной графике и в речи – не одно и то же. В письменной графике предлог в – тоже слово и пишется отдельно, в речи же фонетическое слово может состоять из нескольких слов, которые не имеют своего ударения и объединяются одним организующим центром – ударным слогом.
В ту же ночь… в ту́ же – 1 фонет. слово.
4.Фонетические синтагмы (речевые такты) отделяются друг от друга короткими паузами и разнообразными интонациями, кроме интонации законченности.
Часто деление на синтагмы совпадает с синтаксической структурой предложения. Например, синтагмами являются причастные и деепричастные обороты, все виды обособлений.
Бурлящая и клокочущая по порогам, / река живет своей жизнью.
5. Самой крупной единицей РП является фраза. Фраза характеризуется интонацией законченности и длительной паузой.
Фонетической фразе часто соответствует грамматическая единица – предложение. Зеленеет лес //
Но не обязательно. Фраза может состоять из одного или нескольких предложений:
Вот вы сели,/ лошади тронулись, / колокольчик зазвенел // (1 фраза – 3 предложения)
«А зачем это нужно?» // - спросите вы // (Предложение 1, а фразы 2).
Каким образом мы выделяем эти отрезки в речевом потоке?
В русском языке используется два основных средства деления РП на участки: интонация и ударение. Это суперсегментные единицы, они стоят как бы над сегментными, накладываются на них. Служат для членения РП на сегменты.
Для русского языка интонация– чрезвычайно важное средство оформления высказывания. С ее помощью передается эмоциональная окраска (восклицание), различаются типы высказываний (побуждение, вопрос, повествование), от интонации нередко зависит смысл: Казнить нельзя помиловать.
Интонация складывается из многих элементов: мелодика речи, ритм, темп, тембр, интенсивность. Интонация – это ритмико-мелодический рисунок речи.
Русский язык в интонационном плане очень разнообразен. Тем не менее Е.А. Брызгунова выделила 6 типов интонационных конструкций: ИК-1, ИК-2... Наступила осень. Куда ты идешь? Да здравствует солнце!
Вторым основным средством деления РП на сегментные единицы является ударение– выделение единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единиц более высокого порядка.
Словеснымударением называется выделение одного из слогов в слове.
Тактовоеударение – выделение более важного в смысловом отношении слова в пределах фонетической синтагмы.
Брожу́ ли я / вдоль у́лиц шумных, / вхожу́ ль / во многолюдный хра́м, / сижу́ ль / меж ю́ношей безумных, / я предаю́сь / моим мечта́м. //
Фразовоеударение – выделение наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы). В приведенном примере ФУ падает на слово мечтам. ТУ и ФУ называют также логическим.
Ударение может осуществляться разными способами:
а) выделение ударного слога происходит силой голоса – силовое (динамическое), тюрк., чешск. языки;
б) высотой тона – тоновое (музыкальное), китайский язык;
в) долготой звука – долготное (количественное), индонезийский язык.
В русском языке силовое (динамическое) ударение, но в то же время ударный гласный всегда является более долгим.