Экспертные методы рассматриваются в образовании не как способ выявления общественного мнения о субъектах, а как один из возможных подходов к всестороннему изучению сложных педагогических проблем, в которых окончательное решение должен принять исследователь. Экспертные методы используют эвристические возможности человека, позволяя на основе знания, опыта и интуиции специалистов, работающих в данной области, получить оценку исследуемых явлений.
Потребности в экспертах при реализации стратегических направлений развития российского образования резко возросли. Работники образования даже на уровне высшего управленческого звена не в состоянии решить возникающие проблемы. Научные работники, обладающие необходимыми знаниями и способные осуществить экспертные функции, как правило, сосредоточены в крупных городах, имеющих научные школы, но даже в этих городах потребности в экспертах удовлетворены не полностью.
Экспертиза в традиционном ее понимании тесно связана с идеей специализации и с высоким статусом специалиста в современном обществе. Экспертиза – это не просто формирование, отбор и обработка мнений экспертов. Она определяется, в первую очередь, работой экспертов по обеспечению аргументации мнений, их мотивации и демонстрации предпочтительности по выдвинутым основаниям. Решение таких вопросов предполагает уже не просто эффективную методику и технику экспертизы, но и разработку способов отбора экспертов для экспертирования проектов в сфере образования.
Эксперт – специалист, привлекаемый к экспертизе, оценке какого-либо продукта или деятельности. Например, Ю.В. Сидельников [12] экспертом называет человека, являющегося специалистом и имеющего практический опыт, который:
– имеет объективные и полные сведения об особенностях и свойствах внешнего объекта и дает рекомендации относительно предпочтительных вариантов управляющих решений, касающихся данного объекта;
– обладает правами и обязанностями и несет ответственность за свое экспертное заключение, определенное нормативными документами;
– выполняет специальную ролевую функцию, включен в процесс принятия решений и поставлен перед задачей их научного обоснования;
– высказывает суждения по вопросам из области его специальных знаний и практического опыта, поставленным перед ним некоторым лицом, независимо от внешних влияний и собственной выгоды.
Таким образом, эксперт – это прежде всего специалист, обладающий необходимыми знаниями и опытом в области его профессиональной деятельности, включенный в процесс принятия решений. Он высказывает суждения по поставленному перед ним вопросу, обладает правами, обязанностями и принимает на себя ответственность за сделанные им экспертные заключения.
Оценивая, эксперт опирается на свое мнение о качестве исследуемого объекта или явления, при этом предполагается, что его ответ – гарантия правильной оценки.
Основные понятия
Экспертный опрос – разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты – специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования [7, с. 130].
Эксперт – сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы [6].
Экспертиза – исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний [6].
Эксперт [< лат. expertus опытный] – специалист в какой-либо области, производящий экспертизу, например судебный эксперт [8, с. 704].
Экспертиза [< лат.] исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения, например врачебно-трудовая экспертиза, бухгалтерская экспертиза, судебная экспертиза [8, с. 704].
Эксперт (от лат. «опытный», «искушенный») – компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами [2].
Эксперт – компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Пригодность к участию в экспертизе должна быть подтверждена специальной оценкой компетентности, осуществляемой на этапе подбора экспертов [7, с. 131].
Экспертиза – процедура получения информации от экспертов в ходе самостоятельного решения поставленных перед ними задач [7, с. 131].
Педагогическая экспертиза – совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе) [11].
Экспертная оценка – результат научно-педагогической экспертизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы [6].
Экспертные оценки – суждения экспертов, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям [7, с. 131].
Экспертное заключение – документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы [11].
Экспертный метод – комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения [6].
Суть метода – в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок [6].
Метод экспертных оценок – вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных [7, с. 131].
Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.
Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы образования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на развитие и функционирование педагогической системы [6].
Основные требования к применению экспертного опроса:
1) Четкое обоснование необходимости применения соответствующей методики экспертного опроса.
2) Тщательность подбора экспертов: обязательная оценка их компетентности.
3) Учет факторов, влияющих на суждения эксперта (оценка аргументированности эксперта).
4) Создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования (работа организатора – монитора – не должно быть провала).
5) Сохранение полученной от экспертов информации без искажения на всех этапах исследования.
Ограничения в применении выводов для разных методик экспертных опросов.
При использовании некоторых методик экспертных оценок полезно помнить, что заключения по их экспертизам имеют тенденцию к усреднению мнений, а потому могут оказаться непригодными для оценки нестандартных явлений, например новаторских произведений искусства [7, с. 130–131].
Не следует также забывать, что данные экспертного опроса носят субъективный характер, а потому желательно их сопоставление с объективной информацией об объекте, полученной другими методами (хотя часто применение экспертного опроса вызвано как раз трудностью получения информации другим способом) [7, с. 130–131].
При подборе и оценке числа экспертов нужно учитывать еще одно ограничение, касающееся соответствия целей экспертов целям экспертизы. Желательно, что группа не состояла из представителей одной узкой специальности, так как в этом случае их мнение будет в определенной степени тенденциозным. При отборе экспертов необходимо также принимать во внимание характер экспертизы: степень сложности и остроты обсуждаемой проблемы, квалификацию и опытность экспертов, иногда даже их личные отношения [1, с. 98–99].