Цель состоит в том, чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка и заложить основы для сознательного овладения нормами правописания и произношения.
Раздел «Фонетика» изучается в 5 классе. Полученные знания повторяются в последних классах, а в 10-11 классах - и на факультативных занятиях. Чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка, в раздел «Фонетика» включают ряд понятий: звуки речи, гласные, звонкие/глухие, слог, ударение и ряд других. Все понятия отражают существенные признаки звуковой системы русского языка. Усвоение их поможет учащимся овладеть сознательно орфографическими и орфоэпическими нормами.
2. Принципы изучения фонетики:
необходимо стремиться, чтобы учащиеся определяли звуки речи при восприятии слова на слух, а затем уже знакомились с их обозначением на письме. В школе фонетический разбор изучается во взаимосвязи с графикой.
Должно осуществляться систематическое целенаправленное сопоставление звуков и букв. В результате реализации этих двух принципов у учащихся развивается речевой слух.
Важно, чтобы изучение фонетики было связно с обучением нормам произношения звуков в словах, сочетаний звуков в различных частях слова, с нормами ударения в словах. В результате реализации этого принципа практической направленности в изучении фонетики у учащихся формируются орфоэпические умения и навыки.
Успешно формировать у учащихся базовые для усвоения орфографии фонетические понятия: гласные - ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие согласные, оглушенные и озвонченные согласные. В результате также будет осуществляться практическая направленность в изучении фонетики, то есть учащиеся будут подготовлены к изучению орфографии.
Трудности в изучении фонетики
основная трудность в том, что учащиеся смешивают звуки и буквы. Эффективными являются упражнения в определении звукового состава слова, например: «произнесите звуки в данном слове (на слух), запишите произнесенное слово, какими буквами обозначены указанные звуки». Подобные упражнения должны выполняться систематически, пока не выработается навык.
Затруднение в выявлении двойной роли букв «е,ё,ю,я»
В делении слова на слоги
Графические обозначения некоторых букв при фонетической транскрипции (щ -ш'- , cc - c- , я - йа)
В диалектических произношениях
4. Методы обучения фонетике
Сведения по фонетике постоянно привлекаются для изучения других разделов русского языка, особенно словообразования (при изучении чередований). При изучении остальных разделов систематически проводится фонетический разбор. К теоретико-практическим методам обучения фонетике относят фонетические и фонетико-графические упражнения. Фонетические упражнения формируют: различение звуков в словах, определение смыслоразличительной роли звуков (лук-люк), деление слов на слоги, постановку ударения в словах. Фонетико-графические упражнения способствуют тому, что учащиеся учатся различать звуки и буквы: укажите звуки, напишите звуки, укажите буквы. Все упражнения дополняет фонетический разбор ,который сопровождается графическим разбором. Именно фонетический разбор является основным методом изучения фонетики и графики в школе.
Порядок фонетического разбора:
произнести слово, передать звучание в транскрипции
обозначить ударный слог, разделить слово на слоги, указать ,сколько в слове слогов
охарактеризовать согласные звуки (по твердости-мягкости, звонкости-глухости)
указать количество букв и звуков
отметить и объяснить несовпадение количества букв и звуков
Не каждое слово может быть дано для фонетического разбора. Примеры слов, допустимых для разбора: вкусный, семья, надпись, рассвет, купаться и им подобные.
При изучении фонетики выполняются такие упражнения:
1) подчеркните в тексте слова, в которых количество букв соответствует количеству звуков; больше, чем звуков; меньше, чем звуков (с «е,ё,ю,я»).
2) Запишите слова с сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы лов, где согласные будут находится перед гласными или сонорными.
3) Вписать буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы в словах первого ряда согласные читались мягко, а второго ряда - твердо:
Р...в, м...л (ё,я)
Р...в, м...л (о, а)
4) задания с элементами занимательности, игры, занимательные рассказы
Литература в помощь: Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к урокам русского языка». М., 1989