ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОКАЗАНИЯ
(в ред. Законов Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З,
от 12.07.2013 N 57-З)
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Поддержка малого и среднего предпринимательства - реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 2. Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства
Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.
Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства
К субъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.
Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства
Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.
Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОКАЗАНИЯ
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства
Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 7. Особенности правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства
В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:
особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях - освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;
меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;
упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;
особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 8. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:
определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;
осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)
организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;
реализация предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 9. Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми местными исполнительными и распорядительными органами.
Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы - решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней.
Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы - также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.
Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям:
совершенствование правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства;
развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
материально-техническое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;
содействие осуществлению и развитию международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;
содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)
Финансовое обеспечение республиканской, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. При этом финансирование мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, не относящихся к финансовой поддержке, указанной в частях второй - пятой статьи 10 настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).
К разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства могут привлекаться субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, советы по развитию предпринимательства.
Статья 10. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - государственная финансовая поддержка), оказывается субъектам малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:
финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем предоставления областными и Минским городским исполнительными комитетами субсидий для:
приобретения необходимого имущества, реконструкции, ремонта здания (части здания) в целях реализации задач по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства;
возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
компенсации расходов на проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, маркетинговые исследования), обучающих курсов.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)
Государственная финансовая поддержка также оказывается путем финансирования мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на популяризацию и стимулирование развития предпринимательской деятельности (проведение конкурсов, издание методических пособий, развитие информационных ресурсов и другие мероприятия) и не относящихся к государственной финансовой поддержке, указанной в частях второй - пятой настоящей статьи.
Статья 11. Условия оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства
Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Если законодательными актами не установлено иное, государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства:
средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные абзацами третьим и четвертым части первой статьи 3 настоящего Закона;
объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает предельные значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
в уставном фонде которых доля участия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства);
являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;
осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:
данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
ранее в отношении этого субъекта было принято решение об оказании аналогичного вида государственной финансовой поддержки и срок ее оказания не истек;
со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;
у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
у этого субъекта имеются убытки по итогам прошедшего календарного года.
Предусмотренные абзацем третьим части второй настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) устанавливаются для субъектов малого предпринимательства ежегодно.
Субъекты малого предпринимательства при обращении за оказанием государственной финансовой поддержки представляют соответствующим государственным органам и иным организациям, оказывающим такую поддержку, сведения о средней численности работников (для юридических лиц) и объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии.
Статья 12. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут быть предусмотрены меры имущественной поддержки в виде:
передачи в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
отчуждения находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций законодательством дополнительно могут предусматриваться меры имущественной поддержки в виде:
продажи имущества, находящегося в государственной собственности, с оплатой в рассрочку со сроком действия рассрочки не более трех лет;
установления возможности допуска при продаже находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений на аукционах к участию на стороне покупателя двух и более субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций;
применения для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей.
Законодательством могут быть предусмотрены и другие меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 13. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.
Государственные органы и иные организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 14. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)
Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:
информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);
консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
В целях обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) законодательством могут предусматриваться:
резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).
Статья 15. Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности.
Приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.
Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;
создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.
Статья 16. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)
Государственные органы и иные государственные организации содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется в виде:
содействия подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
проведения обучающих курсов, конференций по вопросам предпринимательства;
профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучающих курсов безработных, профессиональной ориентации незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.
Статья 17. Советы по развитию предпринимательства
Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет выработку рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.
Порядок деятельности Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь.
При местных исполнительных и распорядительных органах также могут создаваться советы по развитию предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Статья 18. Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы)
Субъекты малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства могут создавать объединения (ассоциации и союзы) в порядке, предусмотренном законодательством.
Деятельность объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) может предусматривать:
организационное, методическое, консультационное, информационное содействие своим членам в совершенствовании производственной деятельности, систем управления производством и контроля качества, во внедрении и освоении новой техники и технологий, в осуществлении маркетинга и рекламы продукции;
содействие в совершенствовании подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)
содействие в организации и развитии делового сотрудничества с белорусскими и иностранными организациями, а также оказание помощи в решении других задач, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства.
Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы) могут участвовать в:
проведении государственными органами и иными организациями опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по выявлению проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности, выяснению позиции субъектов малого и среднего предпринимательства относительно целесообразности принятия вырабатываемых мер государственной политики в сфере предпринимательства;
разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.