3. Артикуляционный аспект и его характеристики. Артикуляционная база и уклад.
Артикуляционный аспект: устройство речевого аспекта, роль органов речи в порождении звука
Артикуляционная база – артикуляционные тенденции, которые определяют положение и движение артикуляторов в языке. В каждом языке они свои и уникальны.
Части арт.базы(аспекты):
· Статический – рабочая поза основных органов артикуляции(артикуляционный уклад) – привычное для носителей языка и постоянно поддерживаемое положение артикуляторов как в момент речи, так и в состояние покоя. Вырабатывается в языке в результате многократного повторения, привычных для носителей языка
· Динамический – проявляется в особом переходе от звука к звуку. Например, различия сцепления между согласными и последующими гласными
4. Основная проблема функционального аспекта. Фонема. Различные взгляды на фонему.
Проблема – каждый звук имеетнесколько вариантов произношения
Фонема - минимальная единица звукового строя языка, способная различать часть смысловых единиц: отдельные слова или грамматические формы.
Взгляды
· Психологический подход
· Функциональный
· Абстрактный
· Физический
5. Дефиниция фонемы. Признаки, функции фонемы.
Фонема - минимальная единица звукового строя языка, способная различать часть смысловых единиц: отдельные слова или грамматические формы.
Функция фонемы
· Смыслоразличительная
· перцептивная - функция доведения звуков речи до восприятия
· делимитативная - обозначения границы между двумя последовательными единицами
признаки - релевантные(различение слов по смслу) и нет
· дифференциальные (различительные) - только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой, например глухость-звонкость
· интегральные (неразличительные) - эти признаки лишь "наполняют" состав фонемы, так как в языке нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку, например признак взрывности у русского <г>, т.к. в русском нет щелевого <γ>.
6. Фонема и аллофоны. Типы транскрипции.
Аллофон – реализация фонемы в речи
Транскрипция – особый способ записи речи в соответствии с её звучанием при помощи специальных стандартных символов
Типы
· Фонологический(широкий)-фиксирует лишь фонемный состав слов
· Фонетический(узкий) – используя специальные символы(диакритики), отображает все нюансы реализации фонемы
7. Принципы классификации звуков речи
Артикуляционно-ориентированная – по положению органов речи в момент воспроизведения звуков.
Акустическая – учитывает физические свойства звуков
8. Принципы классификации английских согласных
· описание места артикуляции (губно-губной, губно-зубной, зубной, альвеолярные, заальв., палатальные, велярные глоттальные глоттал стоп
· тип преград (полная, неполная, измена формы голосового трактата) и способ производства шума (при полной - смычные, взрывные носовые)
Аппроксиманты – звуки, занимающие промежуточное положение между гласными и согласными. При их артикуляции органы речи сближаются на расстояние более значимое, чем у гласных, но недостаточное для шума.
Аффриката – согласные, представляющие собой слитное сочетание смычного согласного с фрикативным, обычно того же места образования
Артикуляция нек-рых согл. звуков предполагает совмещение 2ч способов образования шума: т.е. сначала обр-ся полная преграда, которая затем переходит в неполную. Так артикулируется аффриката, когда взрывной переходит во фрикативный того же места образования.
10. Принципы классификации английских гласных.
По способу артикуляции все гласные однотипны. Различаются только своим качеством
Качества:
· Объем и форма резонирующих полостей, изменяется главным образом из-за изменений положения и конфигурации языка
· в зависимости от кол-ва скольжений (монофтонги, дифтонги, трифтонги)
· по положению губ
· по положению мягкого неба
· по долготе (чем длиннее слово тем кратче гласный звук)
· по напряженности (долгие - напряж., краткие - ненапряж.)
11. Составляющие понятия “качество звука”
объём и форма резонирующих полостей, стабильность и нестабильность артикуляции, положение в слове
12. монофтонги. Проблема дифтонгов.
Монофтонг - гласный звук, не распадающийся на два элемента. Во время произношения звука монофтонга артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания. 12 шт
Дифтонги – сложный звук, характеризующийся скользящей артикуляцией от одного гласного к другому, это движение изменяет качество гласных. Произносятся одним артикуляторным усилием, один элемент плавно перетекает в другой.
13. Дифтонгоиды, трифтонги и звук шва
Дифтонгоиды [i]\[i:] – выделяются в отдельную группу, т.к. при их артикуляции проявляются черты как монофтонгов так и дифтонгов.
Трифтонги –сложные образования, при произнесении которых происходит скольжение от одного элемента к другому, а затем к третьему. Произносятся быстро и слитно. В английском – 5 шт. не являются отдельными фонемами, а представляют сочетание дифтонга и звука шва
Звук шва [ə] – занимает в системе английских гласных особое положение: он никогда не встречается в ударном положение, его качество определяется позицией в слове. По этой причине данный звук не внесен в систему гласных.
14. Коартикуляция, причины возникновения. Три этапа произнесения звука.
коартикуляция - это влияние фонетического контекста на артикуляцию звуков речи. Под ней понимается процесс совмещения артикуляционных жестов соседних звуков.
Причины возникновения
• стремление говорящего быстро и эффективно передать информацию в максимально сжатые сроки приложив минимум усилий
• мобильность произносительных органов
Этапы артикуляции:
· Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
· Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;
· Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют свое расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.
15. Типы коартикуляции. Результаты коартикуляции.
Типы коартикуляции – может затронуть работу голосовых связок, место артикуляции, способ артикуляции, скорость
· По направлению: упреждающая(п-л), инерционная(л-п), взаимная
· По результату: частичная и полная
Результаты коартикуляции - изменения, нарушения, искажения речи вплоть до ее неразличимости.
16. Ассимиляция. Виды ассимиляции согласных.
Ассимиляция – термин, обозначающий, уподобление одного звука другому(чаще всего согласного на согласный)
· полная. Ассимиляция, в результате которой один звук отождествляется с другим и два различных звука становятся одинаковыми.
· неполная. Ассимиляция, в результате которой один звук уподобляется другому частично (по звонкости-глухостн, твердости-мягкости и т. д.).
· прогрессивная. Уподобление в результате влияния предшествующего звука на последующий
· регрессивная. Уподобление в результате влияния последующего звука на предшествующий
аккомодация - это влияние гласного звука на согласный
элизия согласных - отпадение звука с целью облегчения произношения для говорящего.
· В сложных сочетаниях 3х или 4х согласных звук t или d выпадает next day [neks dei]
· выпадение l all right [o:rait]
· выпадение h hotel [outel]
Эпентеза - фонетическое явление, добавление одного или более звуков в слово
18. Элизия гласных. Редукция гласных. Количество звука.
элизия гласных - отпадение звука с целью облегчения произношения для говорящего. Выпадение безударных гласных и начального i
редукция – изменение качества гласного
· Количественное – потеря качества в связи с увеличением скорости артикуляции
· Качественная – звук утрачивает четкость и переходит в шву
Количество звука – долгота
19. Проблема слога. Дефиниция слога. Теории слога.
Слог – фонологическая ед-а, минимальная группа фонем, с гласным составляющим едро слога, окруженном согласными в сочетаниях, допускаемыми структурой данного языка.
Границы слога как фонемной ед. определяются неоднозначно.
Теории слога.
· экспираторная (стэтсон связывает слог с дыханием, с толчком межреберных мышц, полагая, что кол-во выдохов соответствует кол-ву слогов в слове)
· теория сонорности Есперсена. Считал что гласные - самые звучные сегменты речи
· теория мускульного напряжения. щерба рассматривает слог как дугу мускольного напряжения гласной на вершине этой дуги
· Слог с т.з. восприятия как дуга громкости (Жинкин). Дуга силы звука создается за счет сжатия стенок фаринкса (глотки/зева). Т.о. сужение фаринкса увеличивает мышечное напряжение и усиливает громкость гласной
20. Слоговая граница. Типы слога. Слогообразование и слогоделение.
Слоговая граница – четко не определена
Типы слога
· Тяжелый слог – слог содержит долгий гласный или дифтонг, а так же краткий гласный с последующим одним или несколькими согласными.
· Легкий слог – гласный не имеет согласного в коде, как правило безударен
Специфика слогоделения
то что она состоит в том, сколько согл допускается в начале и в конце слова, может ли слог начинаться с гласн. и возможны ли открытые и закрытые слоги
21. Ударение. Дефиниция ударения. Типы и степени ударения.
Ударение – выделение каким-либо акустическим методом одного из компонентов речи.
22. Ударение с 3-х аспектов. Три типа гласных в безударных слогах. Морфологический фактор в ударении
Аспекты
· Артикуляторный
· Физический
· Перцептивный
морф. фактор заключается в зависимости положения ударения от хар-ра словообразовательного суффикса
23. Семантическая функция ударения. нестабильность английской акцентной структуры. – тенденции
сем. ф . ударения является средством формирования слов:
1) отличает сущ. от глаг. (an overflow - to overflow)
2) отличает слож. сущ. от свободного словосочет. ( a bluebottle - a blue bottle)
3) отлич. слож. сущ. от фразового глагола (a walkout - to walk out)
24. Просодия. Сверхсегментные средства. Просодические базы русского и английского языка.
Просодия - это целый комплекс фонетических сверхсегментных средств , реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов и выполняющих функцию организации и сегментации потока речи. просодические средства характеризуют не отдельные звуки речи, а звуковую последовательность!
Просодия - учение об ударении, тоне, интонации, то есть о супрасегментных единицах звучания
Базы –
· рус. и англ. отличаются формами основных мелодич. Контуров
· англ. нисходящ. тоны заканч. круче и на более низком мелодич. Уровне, а восходящие тоны начин. на более низком уровне чем в русском языке и имеют более плавную форму
25. Отличие интонации от просодии.компоненты интонации.
интонация - система единиц, обладающих планом содержания => смыслоразличительной функцией
просодия - это целый комплекс фонетических сверхсегментных , реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов и выполняющих функцию организации и сегментации потока речи
компоненты:
· основной тон голоса - чем чаще колебания голосовых связок, тем выше основной тон
· интенсивности звучания - чем больше напряженность и амплитуда колебаний голосовых связок, тем больше интенсивность
· длительность звучания - чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи
· качества звуков - чем напряженнее артикуляция, тем отчетливее тембр и его изменения, зависящие от эмоционального состояния говорящего
26. ритм английского и русского языков.виды примыкания
ритм – универсальное явление, одна из форм движения.
сущ. 2 типа ритма - слогосчитывающий (любые слоги повторяются так как нет редукции безуд. гласных) - французский, исп., фин., хинди языки и тактосчитывающий - повторение ударных слогов а безуд. примык. к ним (англ. и рус языки)
сущ. 2 основных способа примыкания безуд. слогов в уд.
1) энклитика/проклитика
2) семантический
27. Различие между фразовым и словесным ударением. Состовляющие английской синтагмы. Интонационные типы по оконару и арнольдсу.
Синтагма – минимальное интонационно- смысловое единство. в мелодич. контуре выделяют горизонтальные и вертикальные компоненты
под словесным понимается бОльшая степень выделенности одного или нескольких слов в слове по сравнению с остальными слогами
а фразовое - то же самое только не в слове а во фразе
28. Национальный стандарт языка. Региональный стандарт.местные диалекты
Нац.стандарт: uk – rp, usa – general American, Canada – general Canadian, Australia – gen.aus.
Региональный стандарт – соответствие речи образованных людей, проживающих в регионах, который частично проникает в нац.язык
29. Территориальные варианты английского произношения. British English
· Южный
· Северный
· Шотландский
· Северо-ирландский
Северный.
отсутствует звук (^) , ( а кароч), там где он должен быть звучит (u) bluud - blood luv - love
чтобы различать слова типа book buck северяне удлиняют звук.
r появляется там где его не должно быть
-очень сильно придыхаемые согласные p t
-t может переходить в r
-удлинение конечной i
-ing- окончание звучит как en
-j - chopping (tjune) (не знаю что это)
звук r становится "lap" rive (river)
30. Южный диалект(виды рп). Северный диалект.шотландский английский
· Консервативный
· Общепринятый
· Авангардный
· Near rp
Шотландский
-система гласных другая в отличие от RP-системы
-гласные не имеют различия по долготе
-не произошла вокализация
- отсутствует звук (шва)
31. Разновидности южного диалекта британии. Cockney, estuary English
эстчуари это региональный тип измененный в сторону лондонского кокни
замена твердого l на u, h в начале пропадает, глоттализация t перед согл. или паузой
дифтонги ei ai произносятся как в кокни, тш дж произносятся как аффрикаты, j исчезает после n
Кокни
[^] – [бабочка]
[бабочка]-[e]\[ei]
[i] в конце становится долгой
[o] на конце становится трифтонгом [o:ə]
[ei]- [ai]\[бабочка i]
[бабочка y] – [əy]
32. American English-фонетичческие особенности.особенностипроизнесения согласных.
На 5 фонем меньше.нет вокализации [r], нет чистого звука[o], вместо него гласные заднего ряда, в американских словорях отсутствую пометы долготы, но в ряде слов краткий[o] отражается как долгий, любят рычать, на юге же вокализация произошла
Монофтонгизация [ai], [i] вместо [e] перед [n]
Звук [t]=>[t],[td],[tr] после [n] исчезает вообще, [l] имеет только темную окраску, во всех позициях фаринголизованный,
33. Особенности ударения в American English. Диалективные разновидности
В словах, заимствованных из французского сохранилось ударение на последний слог. В сша нет строкой кодификации как в британии. Ударение не привязанно как в рп. В суффиксах–ary,-ory, -ery – два ударения, первое на первом слоге
34. Australian English. Canadian English
· Cultivated aue(ближе к рп)2%
· General aue
Обе нормы распространены повсеместно. В австралии нет региональных стандартов и местных говоров. Broad Australian –разговорный некодифицированный вариант. Между тремя нормами нет жесткой границы. Все гласные более закрытые и более продвинутые вперед чем в рп, сужение дифтонгов и их последующая монофтонгизация. Strine.
Санадский –одновременно соотносился с двумя эталонами. Ame и bre