направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн имиджа и стиля»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплексдисциплины «Архитектоника объёмных форм». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 45 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы:
доцент, канд. архитектуры
Е.М. Соколкова
Рецензент:
доцент каф ДС, канд. культ. наук
М.В. Чапаева
Одобрен на заседании кафедры дизайна имиджа и стиля. Протокол от
30.08.2012 № 1
Заведующий кафедрой дизайна имиджа и стиля
М.В. Семенова
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 24.10.2012 № 2
Дисциплина «Архитектоника объемных форм» изучается студентами специальности 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации «дизайн имиджа и стиля».
Для изучения этой дисциплины необходимы знания по таким фундаментальным дисциплинам как «Концепции современного естествознания», «Инженерная графика с основами проектирования». Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Архитектоника объемных форм», являются базовыми при изучении специальных дисциплин «Проектирование», «Конструктивное моделирование и технология сложных форм», «Дизайн костюма», «Моделирование и оптимизация прически», «Моделирование одежды», «Дизайн прически», «Визажистика», «Компьютерное моделирование прически».
Главная цель дисциплины – ознакомиться с общими принципами композиции как продуктивного и многомерного средства построения эстетически гармоничных форм. Эти принципы могут быть созданы как на основе готовых «чужих» иллюстрационных форм, так и быть сформированы в творческом процессе выполнения собственных композиций.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, связанные со спецификой работы художника-педагога в условиях развивающихся рыночных отношений, выдвигающих жесткие требования в отношении конкурентоспособности молодого специалиста:
· практические работы выполняются не в виде традиционного реферата, к которому трудно подобрать аналог в реальной деятельности выпускника профессионально-педагогического вуза, а в виде материалов к одной из важнейших дидактических форм –материалов к специализированному словарю-справочнику;
· все средства композиции, равно как и ее основные элементы, осваиваются через подбор иллюстраций (не только из сферы собственно изобразительного искусства), что соответствует и одному из важных принципов дизайна – графической визуализации деятельности на всех этапах – и главному дидактическому принципу – максимальной наглядности процесса.
Проектируя форму, дизайнер видит в ней не только техническую категорию и пытается наилучшим образом решить ее конструктивно-технологические стороны, но и воспринимает форму будущего изделия как категорию эстетическую, стремясь к ее наиболее полному гармоническому построению, добиваясь при этом оптимального сочетания функционально и эстетического аспектов.
В процессе выполнения работы на теоретическом и практическом уровне студентами изучаются закономерности и осваиваются объективно существующие средства композиции.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Архитектоника объёмных форм» относится к вариативной части (Б.3) профессионального цикла. Изучение курса рассчитано на три семестра (4-й, 5-й, 6-й).
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Русский язык и культура речи»:
Знания: правила русской орфографии.
Умения: грамотно выражать свои мысли.
Владения: навыками сочинения текстов.
Из курса «История искусств»:
Знания: истории развития мирового искусства.
Умения: определять исторические стили и художественные направления.
Владения: навыками работы с литературой по искусству.
Из курса «Химия и физика цвета»:
Знания: основных физических и химических законов цвета.
Умения: обосновывать психофизиологию цвета с точки зрения науки.
Владения: навыками применения особенностей зрительного восприятия на практике.
2.4. Из курса «Рисунок»:
Знания: пропорций лица и фигуры человека
Умения: изобразить модель
Владения: навыками графической работы
Из курса «Живопись»:
Знания: законов перспективы
Умения: изображать композицию в цвете
Владения: навыками по работе с цветом и формой
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· имиджелогия;
· дизайн причёски;
· проектирование ДП.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Архитектоника объемных форм» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая художественно-проектную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
Общекультурные компетенции:
· владеет, осознает культурные ценности, понимает речь культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28).
Профессиональные компетенции:
· готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
· способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно- и личностно-ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);
· способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-35);
Профессионально-специальные компетенции:
· владеет общими сведениями о дисциплине, её цели и задачи;
· владеет средствами и приемами формо- и цветообразования;
· владеет технологией выполнения фор-эскизов и эскизов коллекций;
· владеет способами и приемами выполнения графических работ на основе инновационных технологий;
Знать:
· принципы создания и формирования форм в дизайне.
· место и значение дисциплины в подготовке специалиста в области парикмахерского искусства;
· теоретические и практические работы теоретиков и практиков в области дизайна;
Уметь:
· Рационально планировать свою работу при создании коллекции причёсок;
· Применять на практике все знания, полученные в рамках дисциплины;
· Профессионально точно передавать графически авторские идеи, при этом, применяя наиболее эмоционально-выигрышные техники и приёмы визуализации изображения;
· Ориентироваться в мире модных предложений в области индустрии красоты;
· Разрабатывать образ с учётом индивидуальных особенностей лица и цветового типа модели;
· Находить неординарные дизайнерские решения для конкретных ситуаций;
· Грамотно использовать опыт мировых дизайнеров при создании коллекции причёсок;
· Применять наиболее эффективные приёмы формообразования;
· Создать форму причёски на модели, точно следуя разработанной концепции.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· Основными приёмами композиции;
· Различными графическими техниками подачи эскизов;
· Дополнительными приёмами и способами выражения идей.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов, из них 186 аудиторных часов. Распределите учебной нагрузки по дисциплине составляет:
· Аудиторная – 4,2 часа в неделю в 4-м семестре; 3,8 часа в неделю – в 5-м семестре; 5,4 часа в неделю в 6-м семестре.
· Самостоятельная – 4,6 часов в неделю в 4-м и 6-м семестре; 3,5 часа в неделю в 3-м семестре.
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий
Форма обучения
Очная в часах (ЗЕ)
Заочная ПСО в часах (ЗЕ)
Заочная ССО Педагог в часах (ЗЕ)
Заочная ССО Технолог; Модельер в часах (ЗЕ)
Заочная ССО Художник в часах (ЗЕ)
1. Виды и объем учебной работы, в числе
1.1. Общая трудоемкость дисциплины
1.2. Аудиторные занятия
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические занятия
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа)
-
-
-
-
-
1.3.2. Контрольная работа
-
-
-
-
-
1.3.3. Переаттестовано
-
-
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы КСР
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс
2, 3
2, 3, 4
2, 3
2, 3
2, 3
2.2. Семестр
4, 5, 6
4, 5, 6, 7
3, 4, 5
3, 4, 5
3, 4, 5
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр)
4, 5
5, 6
2.5. Курсовой проект (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр)
-
6, 7
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п
Разделы учебной дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
СРС
Консультации
1.
Вводное занятие
1,2
Еженед.
Эссе – 1;
Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2.
Понятие «Форма», его основные категории
3,4
Еженед.
Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
3.
Композиция в дизайне. Закономерности композиции
5,6
Еженед.
Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
4.
Закономерности гармонизации объёмно-пространственных форм
7,8
Еженед.
Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
5.
Средства и приёмы композиции
9,10
Еженед.
Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10.
6.
Цвет-элемент композиционного формообразования
11,
Еженед.
Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7.
Основные правила цветовых контрастов
Еженед
Собесед. – 14; Участие в практ.
занятии – 15.
8.
Типы цветовых гармоний
Еженед.
Участие в практ.
занятии – 17.
9.
Иллюзия изменения формы. Освещение
Еженед
Участие в практ.
занятии – 19.
10.
Работа над курсовой работой
Итого за 4 семестр
Зачет
11.
Концепции формообразований в дизайне и их основные тектонические закономерности. Геометрическая концепция
Еженед.
Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
Продолжение таблицы 2
12.
Органическая концепция
Еженед.
Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
13.
Метафорическая концепция
3, 4
Еженед.
Собесед. – 3,4; Участие в практ. занятии – 7.
14.
Информационная концепция
5,6
Еженед.
Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 5;
15.
Использование принципов художественного искусства в дизайне
7,8
Еженед.
Участие в практ. занятии – 7,8.
16.
Идейно-творческие основы в дизайне причёски. Этапы художественного проектирования. Требования и этапы построения коллекции
Еженед.
Участие в практ. занятии – 9.
17.
Особенности мышления дизайнера
Еженед.
Участие в практ. занятии – 10.
18.
Место стилизации в концепциях формообразования
Еженед.
Участие в практ. занятии – 11.
19.
Плакат как графическая форма выражения идеи дизайнера
12,
Еженед.
Участие в практ. занятии – 12;
20.
Использование природных принципов в формообразовании проектной культуры Биодизайн, его сущность и задачи
14,
Еженед.
Собесед. – 14,15; Участие в практ. занятии – 14,15.
Зачёт
Итого за 5 семестр
21.
Анализ тектонической системы, на примере исторических причёсок
1,2
Еженед.
Участие в практ. занятии – 1,2.
22.
Трансформация исторических причёсок в современные
3,4
Еженед.
Участие в практ. занятии – 3,4.
23.
Технологические приёмы архитектоники, применяемые в дизайне причёски
Еженед.
Участие в практ. занятии – 5.
Окончание таблицы 2
24.
Приёмы аналогии в процессе формообразования дизайн-объектов
6,7
Еженед.
Участие в практ. занятии – 6,7.
25.
Создание образа на основе семантических ассоциаций
8,9,10
Еженед.
Участие в практ. занятии – 8,9,10.
26.
Способы переноса подиумных форм в категорию повседневных образов
11,
Еженед.
Участие в практ. занятии – 11,12.
27.
Подготовка к экзамену
Итого за 6 семестр
экзамен
Всего за курс
4.3 Содержание разделов (тем) дисциплины
Раздел 1. Общие понятия о композиции и изучаемом предмете