Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 1. Общие понятия о композиции и изучаемом предмете



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«АРХИТЕКТОНИКА ОБЪЁМНЫХ ФОРМ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Дизайн имиджа и стиля»

 

Екатеринбург

РГППУ

 


Учебно-методический комплексдисциплины «Архитектоника объёмных форм». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 45 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Авторы: доцент, канд. архитектуры Е.М. Соколкова
     
     
Рецензент: доцент каф ДС, канд. культ. наук М.В. Чапаева

 

Одобрен на заседании кафедры дизайна имиджа и стиля. Протокол от

30.08.2012 № 1

 

Заведующий кафедрой дизайна имиджа и стиля   М.В. Семенова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 24.10.2012 № 2

 

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П.Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б.Костерина

 

 

©ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Соколкова Е.М., 2012

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Архитектоника объемных форм» изучается студентами специальности 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации «дизайн имиджа и стиля».

Для изучения этой дисциплины необходимы знания по таким фундаментальным дисциплинам как «Концепции современного естествознания», «Инженерная графика с основами проектирования». Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Архитектоника объемных форм», являются базовыми при изучении специальных дисциплин «Проектирование», «Конструктивное моделирование и технология сложных форм», «Дизайн костюма», «Моделирование и оптимизация прически», «Моделирование одежды», «Дизайн прически», «Визажистика», «Компьютерное моделирование прически».

Главная цель дисциплины – ознакомиться с общими принципами композиции как продуктивного и многомерного средства построения эстетически гармоничных форм. Эти принципы могут быть созданы как на основе готовых «чужих» иллюстрационных форм, так и быть сформированы в творческом процессе выполнения собственных композиций.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, связанные со спецификой работы художника-педагога в условиях развивающихся рыночных отношений, выдвигающих жесткие требования в отношении конкурентоспособности молодого специалиста:

· практические работы выполняются не в виде традиционного реферата, к которому трудно подобрать аналог в реальной деятельности выпускника профессионально-педагогического вуза, а в виде материалов к одной из важнейших дидактических форм материалов к специализированному словарю-справочнику;

· все средства композиции, равно как и ее основные элементы, осваиваются через подбор иллюстраций (не только из сферы собственно изобразительного искусства), что соответствует и одному из важных принципов дизайна – графической визуализации деятельности на всех этапах – и главному дидактическому принципу – максимальной наглядности процесса.

Проектируя форму, дизайнер видит в ней не только техническую категорию и пытается наилучшим образом решить ее конструктивно-технологические стороны, но и воспринимает форму будущего изделия как категорию эстетическую, стремясь к ее наиболее полному гармоническому построению, добиваясь при этом оптимального сочетания функционально и эстетического аспектов.

В процессе выполнения работы на теоретическом и практическом уровне студентами изучаются закономерности и осваиваются объективно существующие средства композиции.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Архитектоника объёмных форм» относится к вариативной части (Б.3) профессионального цикла. Изучение курса рассчитано на три семестра (4-й, 5-й, 6-й).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Русский язык и культура речи»:

Знания: правила русской орфографии.

Умения: грамотно выражать свои мысли.

Владения: навыками сочинения текстов.

Из курса «История искусств»:

Знания: истории развития мирового искусства.

Умения: определять исторические стили и художественные направления.

Владения: навыками работы с литературой по искусству.

Из курса «Химия и физика цвета»:

Знания: основных физических и химических законов цвета.

Умения: обосновывать психофизиологию цвета с точки зрения науки.

Владения: навыками применения особенностей зрительного восприятия на практике.

2.4. Из курса «Рисунок»:

Знания: пропорций лица и фигуры человека

Умения: изобразить модель

Владения: навыками графической работы

Из курса «Живопись»:

Знания: законов перспективы

Умения: изображать композицию в цвете

Владения: навыками по работе с цветом и формой

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· имиджелогия;

· дизайн причёски;

· проектирование ДП.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Архитектоника объемных форм» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая художественно-проектную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

Общекультурные компетенции:

· владеет, осознает культурные ценности, понимает речь культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28).

Профессиональные компетенции:

· готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

· способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно- и личностно-ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);

· способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-35);

Профессионально-специальные компетенции:

· владеет общими сведениями о дисциплине, её цели и задачи;

· владеет средствами и приемами формо- и цветообразования;

· владеет правилами построения гармоничных композиций;

· владеет технологией выполнения фор-эскизов и эскизов коллекций;

· владеет способами и приемами выполнения графических работ на основе инновационных технологий;

Знать:

· принципы создания и формирования форм в дизайне.

· место и значение дисциплины в подготовке специалиста в области парикмахерского искусства;

· теоретические и практические работы теоретиков и практиков в области дизайна;

Уметь:

· Рационально планировать свою работу при создании коллекции причёсок;

· Применять на практике все знания, полученные в рамках дисциплины;

· Профессионально точно передавать графически авторские идеи, при этом, применяя наиболее эмоционально-выигрышные техники и приёмы визуализации изображения;

· Ориентироваться в мире модных предложений в области индустрии красоты;

· Разрабатывать образ с учётом индивидуальных особенностей лица и цветового типа модели;

· Находить неординарные дизайнерские решения для конкретных ситуаций;

· Грамотно использовать опыт мировых дизайнеров при создании коллекции причёсок;

· Применять наиболее эффективные приёмы формообразования;

· Создать форму причёски на модели, точно следуя разработанной концепции.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· Основными приёмами композиции;

· Различными графическими техниками подачи эскизов;

· Дополнительными приёмами и способами выражения идей.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов, из них 186 аудиторных часов. Распределите учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· Аудиторная – 4,2 часа в неделю в 4-м семестре; 3,8 часа в неделю – в 5-м семестре; 5,4 часа в неделю в 6-м семестре.

· Самостоятельная – 4,6 часов в неделю в 4-м и 6-м семестре; 3,5 часа в неделю в 3-м семестре.

 

 

4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная в часах (ЗЕ) Заочная ПСО в часах (ЗЕ)   Заочная ССО Педагог в часах (ЗЕ)     Заочная ССО Технолог; Модельер в часах (ЗЕ)   Заочная ССО Художник в часах (ЗЕ)
1. Виды и объем учебной работы, в числе
1.1. Общая трудоемкость дисциплины
1.2. Аудиторные занятия
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические занятия
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - - - -
1.3.2. Контрольная работа - - - - -
1.3.3. Переаттестовано - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы КСР
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 2, 3 2, 3, 4 2, 3 2, 3 2, 3
2.2. Семестр 4, 5, 6 4, 5, 6, 7 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4, 5
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) 4, 5 5, 6
2.5. Курсовой проект (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр) - 6, 7

 

 

4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия СРС Консультации
1. Вводное занятие 1,2 Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2. Понятие «Форма», его основные категории 3,4 Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
3. Композиция в дизайне. Закономерности композиции 5,6   Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
4. Закономерности гармонизации объёмно-пространственных форм 7,8 Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
5. Средства и приёмы композиции 9,10 Еженед. Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10.
6. Цвет-элемент композиционного формообразования 11, Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7. Основные правила цветовых контрастов Еженед Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.  
8. Типы цветовых гармоний   Еженед. Участие в практ. занятии – 17.
9. Иллюзия изменения формы. Освещение Еженед Участие в практ. занятии – 19.
10. Работа над курсовой работой            
Итого за 4 семестр   Зачет
11. Концепции формообразований в дизайне и их основные тектонические закономерности. Геометрическая концепция Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
                       

Продолжение таблицы 2

12. Органическая концепция Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
13. Метафорическая концепция 3, 4 Еженед. Собесед. – 3,4; Участие в практ. занятии – 7.
14. Информационная концепция 5,6 Еженед. Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 5;
15. Использование принципов художественного искусства в дизайне 7,8 Еженед. Участие в практ. занятии – 7,8.
16. Идейно-творческие основы в дизайне причёски. Этапы художественного проектирования. Требования и этапы построения коллекции Еженед. Участие в практ. занятии – 9.
17. Особенности мышления дизайнера Еженед. Участие в практ. занятии – 10.
18. Место стилизации в концепциях формообразования Еженед. Участие в практ. занятии – 11.
19. Плакат как графическая форма выражения идеи дизайнера   12, Еженед. Участие в практ. занятии – 12;
20. Использование природных принципов в формообразовании проектной культуры Биодизайн, его сущность и задачи 14, Еженед. Собесед. – 14,15; Участие в практ. занятии – 14,15.
                  Зачёт
  Итого за 5 семестр        
           
  21. Анализ тектонической системы, на примере исторических причёсок 1,2 Еженед. Участие в практ. занятии – 1,2.
  22. Трансформация исторических причёсок в современные 3,4 Еженед. Участие в практ. занятии – 3,4.
  23. Технологические приёмы архитектоники, применяемые в дизайне причёски   Еженед. Участие в практ. занятии – 5.

Окончание таблицы 2

24. Приёмы аналогии в процессе формообразования дизайн-объектов 6,7 Еженед. Участие в практ. занятии – 6,7.
25. Создание образа на основе семантических ассоциаций   8,9,10 Еженед. Участие в практ. занятии – 8,9,10.
26. Способы переноса подиумных форм в категорию повседневных образов 11, Еженед. Участие в практ. занятии – 11,12.
27. Подготовка к экзамену              
  Итого за 6 семестр       экзамен
  Всего за курс        
                           

 

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплины

Раздел 1. Общие понятия о композиции и изучаемом предмете

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.