Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические теории эмоций



ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

ПОНЯТИЕ

Эмоции (лат. - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Экспрессия - внешнее проявление эмоций. Проявляется в мимике, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия- проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).

ФУНКЦИИ

Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных. Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, защитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорганизующую.

1, Отражательно-оценочная - позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).

2. Сигнальная - состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлетворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3. Защитная - состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функции.

4. Управляющая - выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций

(О.Хебб).

5. Мобилизующая ~ заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции - субъективная форма существования мотивации.

6. Компенсаторная - позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. Например, при воспитании маленьких детей, когда словесная информация еще плохо понимается, целесообразно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты и т.д.). В монологической речи преподавателя, учителя полезны эмоциональные элементы речи. Они не только украшают речь, но и способствуют более глубокому пониманию текста.

7. Дезорганизующая - может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

МЕХАНИЗМЫ

Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной, нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной, нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. На раздражители реагирует, прежде всего подкорка, что ведет к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц (пантомимика) и мышц тела (мимика), работы желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.

В 1950 году Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее - центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

 

 

Психологические теории эмоций

 

Название Представители Содержание
Эволюционная 1872 г.   Ч. Дарвин Э. - приспособительный механизм, сходный у человека и животных
    Периферическая Нач. XX в.   Джеймс-Ланге Э. - возникают в результате теле­сных изменений и изменений во внутренних органах. Схема: Восприятие I изменение во внутренних органах I переработка в центральной нервной системе I переживание эмоций
Физиологичес кая   Кеннон-Бард Кеннон-Бард: Восприятие ! переработка в центральной нервной системе I эмоциональное переживание I физиологические изменения
  Дифференциальная   К. Изард   Э. - основная мотивационная система человека и состоит из 10 базовых эмоций
  Информационная   П.В. Симонов   Э. - функция потребности (П) и информации (И) Э=f (П; Инеобходимая- Иимеющаяся)   1) П=0, то Э=0, 2) Ини, то Э=0. 3) Ии=0, то Э=тах (при наличии потребности 4) Ии > Ин, то Э. меняет знак с «-»на «+» 5) Ии < Ин, то Э. меняет знак с «+»на «-»
  Когнитивная (когнитивного диссонанса)   Л. Фестингер Э «+»- если ожидания подтверждаются - консонанс Э «-»- если ожидания не под­тверждаются - диссонанс
    Биологическая     П.К. Анохин Э «+»- возникают лишь в том случае, когда обратная информация точно отражает все компоненты результата и совпадает с предшествующей оценкой. Несовпадение ведет немедленно к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям

 

Диссонанс когнитивный - эмоциональное состояние, когда у человека одновременно имеются некоторые установки или знания, не согласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями или внешним поведением.

Консонанс - противоположно диссонансу согласованность знаний, убеждений, поведения.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

 

Человек - наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тыс. слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространенную в психологии классификацию (см. рис.Виды эмоциональных явлений ).

По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют:

1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции;

По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения выделяют:

1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аффекты, 5) стрессы.

По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности выделяют:

1) эмоции и 2) чувства

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.