Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ



ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «Фольклор» предназначена для студентов 1 курса заочного отделения филологического факультета ПГСГА

Программа по курсу «Фольклор» включают в себя:

а) программу учебного курса;

б) темы практических занятий и контрольные вопросы для промежуточной аттестации;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям поэтапно;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список фольклорных текстов, учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и материалов, связанных с историей и теорией фольклора;

д) контрольные вопросы по предмету, которые входят в билеты для сдачи экзамена;

Примечание 1. Обширный материал, предлагаемый программой курса, невозможно включить в лекции из-за дефицита часов, и целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно. Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но подробный список дополнительной литературы.

Примечание 2. Поскольку курс «Фольклор» - это один из первых опытов изучения истории словесного искусства, то обязательным для освоения курса и сдачи экзаменов по курсу необходимо составлять и представлять на проверку преподавателю конспекты научных материалов, которые предусмотрены для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям.

Примечание 3. Поскольку курс «Фольклор» является историко-литературным, важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую полностью искажает сюжет, а соответственно и подлинное содержание произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; может быть, сказитель, от которого записан текст; место издания, издательство, год издания). В-третьих, минимальный объем списка, представленного на собеседовании, таков:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 10 сюжетов,

г) несказочная проза (былички, легенды, исторические предания) – не менее 10 сюжетов,

д) народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Царь Ирод»

е) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студент должен свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должен уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешно сдачи экзамена.

Требованиякэкзамену. Для успешной сдачи экзамена студент должен:

Посетить аудиторных занятий и консультации перед экзаменом. При пропусках необходимо письменно отработать пропущенные занятия по предложенным преподавателем вопросам (4 балла каждое занятие – 24 баллов). При отсутствии возможности посетить занятие, студент получает индивидуальное задание для отработки пропуска, выполняется письменно, оценивается по качеству письменного ответа (отработка от 0,5 до 3 баллов за ответ на один вопрос).

В срок сдать преподавателю письменное задания по промежуточной аттестации для проверки (одно задание – от 1 до 5 баллов).

3. Составить конспекты к 3 практическим занятиям и уметь на экзамене отвечать на контрольные вопросы по темам практических занятий (конспект – 1 балл, всего 6 баллов за все конспекты; ответы на контрольные вопросы – от 1 до 5 баллов).

Пройти собеседование по прочитанным фольклорным текстам (63 обязательных текста – 21 балл, 0,3 балла за текст).

На консультации перед экзаменом или во время межсессионной консультации ответить на задания теста, проверяющего знания, как теории, так и практики (тест – по 1 баллу за каждое правильный ответ, до 20 баллов).

Таким образом, оценка по курсу выводится преподавателем автоматически, подсчетом заработанных студентом в течение семестра баллов (см. рейтинговая карта курса) Студент может повысить неудовлетворяющую его оценку, успешно сдав экзамен в традиционной билетно-вопросной форме.

Требования к экзамену, проходящему в традиционной форме. В исключительных случаях студенту разрешается сдавать экзамен в традиционной билетно-вопросной форме. В этом случае основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Оценка за экзамен, таким образом, будет складываться из следующих слагаемых:

1. представление конспектов рекомендованной к изучению литературы по темам практических занятий,

2. знание необходимого количества фольклорных текстов,

3. умение ответить на дополнительные вопросы по темам практических занятий и коллоквиумов,

4. умение ответить на вопросы экзаменационного билета.

Письменные задания можно посылать по электронной почте:

janvaro@mail.ru Журчевой Ольге Валентиновне с фамилией и заданием, обозначенным в теме.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«ФОЛЬКЛОР»

Цель данного курса – дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.

Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.

Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюции и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства. Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1.
ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

ТЕМА 2.
ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Система жанров русского фольклора. Ее историческое формирование. Генетическая связь жанров. Включение одних жанров в другие (песни и загадки в сказке и др.). Общие процессы в жанрах : развитие общих черт, отмирание, трансформация. Классификация жанров и ее принципы. Многообразие жизненно-бытовых и идейно-художественных функций жанров.

ТЕМА 3.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА.
КЛАССИЧЕСКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ
И СОВЕТКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА.
ШКОЛЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора.

История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв.

История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс.

Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др.

ТЕМА 4.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРА

Древнейший период возникновения и развития фольклора, представление о мифологическом сознании, о мифологическом пространстве и времени, основные категории, анимизм, тотемизм, фетишизм, магизм и др. Состояние фольклора в феодальную эпоху. Фольклор в эпоху капитализма, Фольклор в ХХ в. Проблема генезиса фольклора, Проблема коллективного и индивидуального в фольклоре. Генезис фольклорного синкретизма. Фольклор и проблема типологии.

ТЕМА 5.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МИФЕ И МИФОЛОГИИ.
ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
КАТЕГОРИИ МИФА

Понятие о мифе и мифологии. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества и основной способ понимания мира первобытным человеком. Всеохватность мифологии. Мифологическое время и пространство. Соотношение мифа и ритуала. Категории мифов. Категории мифологических героев. Мифология как системное представление о мире. Мифотворчество в современную эпоху. Изучение мифа. Взаимодействие мифа и фольклора. Понятие об «архетипах».

ТЕМА 6.
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Общая характеристика обрядовой поэзии, ее генезис. Соотношение обряда и мифологического сознания. Собирание календарной и семейной обрядовой поэзии.

Зимний обрядовый цикл. Святки и магия первого дня. Русская масленица и европейский карнавал, сходство и различие, проявление народной смеховой культуры. Весенние праздники. Место анимизма в весенних обрядах. Троицко-семицкая неделя, проблемы типологии. Генезис и поэтика купальских обрядов. Эстетическая функция мифологических образов в календарной обрядовой поэзии, история их трансформации, черты двоеверия в ней.

Особенности содержания, образности и стиля семейной обрядовой поэзии, ее состав. Отражение истории, быта и верований народа в свадебной обряде, место в нем обрядовой свадебной поэзии. Причитания как жанр, их генезис, поэтика, эволюция. Специфика свадебных причитаний, отражение в них мифологического сознания народа. Свадебные лирические песни. Величальные и корильные свадебные песни.

Похоронных обряд как древнейший из сохранившихся семейно-бытовых обрядов, отражение в нем мифологических представлений о соотношении двух миров. Место похоронных причитаний в похоронном обряде.

Рекрутские причитания как отражение новой исторической действительности в ХVIII в. и их генетическая связь с похоронными причитаниями.

ТЕМА 7.
ЗАГОВОРЫ

Магическая природа заговора и связь заговоров с обрядами. Особенности соотношения слова и дела в заговоре. Употребление заговоров, их связь с народной медициной. Борьба церкви с заговорами и отражение в заговорах народного двоеверия.

Классификация заговоров, поэтика: композиция, образная система, художественные средства. Устойчивость текстов, их бытование, отмирание как следствие эволюции народного мировоззрения.

Историческое и художественное значение заговоров. Заговоры в произведениях фольклора, сказка, былина и др. Свидетельства древнерусской письменности о заговорах. Изучение и собирание жанра.

ТЕМА 8.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок: возникновение художественного приема аналогии к разным природным и культурным явлениям, композиция, ритмическая организация, тропы. Связь пословиц с речью: социально-бытовой, исторический, мифологических аспекты возникновения и функционирования пословичного суждения; многозначность пословицы. Связь поговорки с фразеологией.

Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.

ТЕМА 9.
ЗАГАДКИ

Определение загадки. Генезис и поэтика загадки: загадка и миф, загадка и обряд, загадка и другие жанры фольклора; художественные средства загадки: метафора, метонимия, создание новых слов, звукоподражание, ритм, рифма и др. Социально-бытовые, исторические и мифологические аспекты возникновения и функционирования загадок. Собирание и изучение загадок.

ТЕМА 10.
ПОНЯТИЕ «УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ».
ПРОБЛЕМЫ СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
«УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ».
ГЕНЕЗИС, ПОЭТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ
И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ.

Понятие «устная народная прозы», ее жанры, принципы жанрового деления.

История собирания и изучения сказки. Классические собрания сказок: сборники А.Н.Афанасьева, И.А.Худякова, Д.Н.Садовникова, Н.Е.Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М.Соколовых, М.К.Азадовского, А.И.Никифирова и др. Собирание и изучение русской несказочной прозы.

Определение жанра сказки. Соотношение мифа и сказки. В.Пропп о генезисе сказочного жанра. Соотношение вымысла и реальности в сказке, эпоха ее возникновения, этапы формирования, истоки основных сказочных сюжетов.

Исторические корни сказки. Определение поэтики сказки как целостной художественной системы. Генезис и особенности сказочной композиции. Функциональность образной системы как отражение архаических представлений о человеке и мире. Проблема типологического сходства сказочных сюжетов. Поэтика сказки и проблема личностного сознания в искусстве. Время и пространство в сказке.

Опыт классификации сказочных сюжетов. Сказки о животных: генезис, поэтика, стиль. Волшебные сказки: происхождение художественного вымысла, жизненные основы архаических сюжетов. Древнейшие мотивы и их поздние трансформации. Отражение мировоззрения разных эпох в художественной ткани сказки. Социально-бытовая сказка: происхождение вымысла, его социальная и идейно-художественная природа.

Жанровое определение былички. Генезис и поэтика жанра: выражение в быличках представлений о низшей демонологии; композиция былички. Принципы функционирования и трансформации быличек и бывальщин в зависимости от социально-бытовых и исторических аспектов их бытования.

Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы: памятные события из истории и об исторических лицах (Иван Грозный, Петр I, Степан Разин и др.), топонимические предания. Отражение народного мировоззрения в области осмысления истории: смещение реальных фактов, анахронизмы, наложение мифологических схем на восприятие истории. Отношение предания к другим жанрам устной прозы.

Жанровое определение легенды. Генезис и поэтика легенды: связь с религиозным сознанием и церковной книжностью, черты двоеверия; способы создания чудесного, соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику. Жанр легенды как способ формирования «народного христианства», атеистических (богоборческих и еретических) учений, «народных утопий» в народном мировоззрении в эпоху средневековья и нового времени. Принципы функционирования жанра и место легенды среди других жанров фольклора.

ТЕМА 10.
РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС.
ГЕНЕЗИС И ПОЭТИКА БЫЛИН.
ИСТОРИЗМ БЫЛИН.
ПРОБЛЕМЫ СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ БЫЛИН

Определение понятия «эпос», «архаический эпос», «героический эпос», основные признаки жанра. Происхождение термина «былина». История собирания и изучения былин, основные издания. Мастерство сказителей.

Проблемы классификации русского героического эпоса. Периодизация развития русского героического эпоса. Проблема историзма былин. Полемика 50-60-х годов об историзме былин. Место былин в системе жанров русского фольклора. Основные сюжеты и темы былин древнейшего периода элементы мифологических представлений и черты архаического эпоса, отразившиеся в былинах древнейшего периода. Основные сюжеты и темы Киевского и Новгородского циклов. Предпосылки возникновения героического эпоса, социально-бытовые и исторические отличия, обусловившие идейно-тематические различия в ходе формирования сюжетов Киевского и Новгородского циклов. Классификация былинных сюжетов: соотношение архаических и героических элементов сюжетов

Исторические корни былинной поэтики. Определения поэтики былины как целостной художественной системы. А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Путилов о поэтике былин. Образная система былины, ее генезис и трансформация. Пространство и время в былине. Особенности композиции. Былинные герои. Былинные тропы. Проблемы вариативности былинных текстов.

ТЕМА 11.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РУССКОГО НАРОДА

Происхождение термина «исторические песни». Основные жанровые признаки исторических песен (различение жанров исторической песни, былины и баллады). История собирания и изучения исторических песен.

Условия возникновения, развития и жанровой трансформации исторических песен. Принципы классификации и периодизации песен: исторический (связанный с историческим событием или историческим лицом, вынесенным в центр песенного сюжета) и идейно-тематический. Основные темы: царь и народ, национально-освободительная борьба, патриотизм. Характерные для исторической песни типы персонажей: образ идеального правителя, образ погибающего и возрождающегося героя-освободителя, народ, полководец. Жанровые разновидности русской исторической песни. Особенности поэтики исторических песен, их связь с поэтикой других жанров: былиной, лирической песней, балладой. Историческая песня как стадия развития народной эпической традиции и отражение определенного этапа исторического самосознания народа.

ТЕМА 12.
БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ

Определение жанра. История термина «баллада». Своеобразие русских баллад и их происхождение. Ранние баллады ХIV-ХVI вв. Поздние баллады конца ХVII – начала ХVIII вв. Народные баллады и творчество калик перехожих. Поэтика баллады: особенности композиции, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха. Русская баллада и баллады народов мира: типологическое сходство и своеобразие. Эволюция жанра в лиро-эпической традиции ХХ в.

ТЕМА 13.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Жанровая специфика традиционной необрядовой лирики. Собирание и изучение традиционной лирической песни. Социально-бытовая функция лирической песни, ее генетическая и идейно-тематическая связь с исторической песней, обрядовой песней, балладой. Типы классификаций народной песни: по формам бытования и исполнения, с точки зрения бытового применения, по тематике, по отношению к миру, по темпу и характеру музыкального исполнения, по социальной принадлежности и др.

Поэтика лирических песен. Композиционные формы лирической песни: монологическая, диалогическая, описательная, повествовательная, смешанная. Композиционные принципы лирической песни: Психологический (художественный, поэтический) параллелизм, цепочное построение, ступенчатое сужение образов, принцип выделения и др. Песенные средства художественной выразительности: специфика песенной символики, постоянные и непостоянные эпитеты, звукопись и т.д.

ТЕМА 14.
ЧАСТУШКА

Определение жанра частушки, ее генезис и поэтика. Архаическое и современное в частушке. Внутрижанровая и тематическая классификация, циклы частушек. Образ человека, предполагаемый автор и предполагаемый персонаж: обостренный интерес к личности, ирония, автоирония. Своеобразие бытования частушки. Изучение и собирание частушки.

ТЕМА 15.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Драматизированные исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. Зачатки драматического действия в народных обрядах и играх.

Ранние свидетельства о народных представлениях. Скоморохи. Народный кукольный театр. Вертеп. Традиции школьной драмы в содержании вертепного спектакля. Театр Петрушки.

Солдатский театр. «Царь Максимилиан», «Как француз Москву брал».

Крестьянский театр. Драматические действия в календарной и семейной обрядности. Масленичные игры как драматические представления. Традиции народных исторических (удалых) песен в драме «Царь Максимилиан» и «Лодка».

Художественные особенности народного театра, постановка, принципы актерского исполнения, календарное приурочение спектакля. Поэтика и стиль народного театра: повторы, ритмизация речи, средства комизма – алогизм, игра слов, реализация метафоры. Способ функционирования народной драмы. Оформление народных спектаклей. Русский народный театр и международная традиция народного театра.

ТЕМЫ, ЗАДАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие № 1.

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

1. Как В.Я.Пропп понимал связь мифа, обряда и сказки?

2. Определите источники сказочной завязки.

3. Источником каких сказочных сюжетов является обряд инициации?

4. Роль «волшебных даров» в образной системе сказки.

5. Генезис и поэтика пространственных представлений волшебной сказки. Два мира сказки. Граница миров и ее преодоление как архаическое представление о мире и как композиционный элемент.

6. Каковы исторические истоки образной системы волшебной сказки?

ЛИТЕРАТУРА.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986 (и любое другое издание).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.