Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие виды неравенства людей различал Руссо?



2. От чего зависит умственное развитие народа?

3. Кто, по мнению Руссо, явился истинным основателем гражданского общества?

4. Каково отношение Руссо к собственности?

5. Что, согласно Руссо, является источником неравенства людей?

ЛАМЕТРИ

Жюльен-Офре Ламетри (1709-1751) - выдающийся французский философ-материалист и атеист. Родился в семье богатого купца. Изучал богословие, физику и медицину. Был полковым врачом; заболев горячкой и наблюдая за ее течением, пришел к убеждению, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» или «Трактат о душе»(1745), в котором открыто обосновывался атеизм. Книгу сожгли, и Ламетри был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина»(1747), которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II Ламетри переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук и издал свои работы «Человек-растение»(1748) и «Система Эпикура»(1751). Умер философ во время испытания на себе нового метода лечения.

Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма; признавал своей целью возрождение системы Эпикура. Согласно Ламетри, существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; эти способности проявляются при воздействии внешних тел на мозг. Человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламетри признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм он рассматривал как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.

Как сенсуалист, Ламетри считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике исходил из позиций гедонизма, отводя вместе с тем значительную роль общественному интересу. Согласно Ламетри, развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения. Философ был сторонником просвещенного абсолютизма. Его идеи оказали значительное влияние на Дидро, Гольбаха, Гельвеция и других материалистов.

ЧЕЛОВЕК - МАШИНА

Существует столько же умов, характеров и различных нравов, сколько и темпераментов И, действительно, в зависимости от природы, количества и различного сочетания соков, образующих меланхолический, холерический, флегматический или сангвинический темпераменты, каждый человек представляет собой особое существо.

Человеческое тело - это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения. Пища восстанавливает в нем то, что пожирается лихорадкой. Без пищи душа изнемогает, впадает в неистовство и, наконец, изнуренная, умирает.

Надо быть слепым, чтобы не видеть неизбежного влияния возраста на разум. Душа развивается вместе с телом и прогрессирует вместе с воспитанием.

Различные состояния души всегда соответствуют различным состояниям тела.

Слова, языки, законы, науки и искусства появились только постепенно; только с их помощью отшлифовался необделанный алмаз нашего ума. Человека дрессировали, как дрессируют животных; надо было много упражняться, чтобы сделаться писателем или носильщиком. Геометр научился самым трудным чертежам и вычислениям, подобно тому, как обезьяна научается снимать и надевать шапку или садиться верхом на послушную ей собаку. Все достигалось при помощи знаков; каждый вид научился тому, чему мог научиться.

Таким именно путем люди приобрели то, что наши туманные философы называют символическим познанием.

Как мы видим, нет ничего проще механики нашего воспитания: все сводится к звукам или словам, которые из уст одного через посредство ушей попадают в мозг другого, который одновременно с этим воспринимает глазами очертания тел, произвольными обозначениями которых являются эти слова.

Организация является главным преимуществом человека. (...) Ибо откуда, спрашиваю я вас, появляются разные умения, знания и черты добродетели, как не от организации мозга людей ученых или добродетельных? И откуда в свою очередь появляется у нас эта организация, если не от природы?

Если организация человека является первым его преимуществом и источником всех остальных, то образование представляет собой второе его преимущество. Без образования наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности, так же как без образования самый умный человек в светском обществе ничем не отличался бы от грубого мужика.

Как определить, что такое естественный закон? Это - чувство, научающее нас тому, что мы не должны делать, если не хотим, чтобы нам делали того же. Мне кажется, что к этому общему определению следует прибавить, что это чувство есть особого рода страх или боязнь, столь же спасительные для целого вида, как и для индивидуума. Ибо мы уважаем кошелек и жизнь других, может быть, только для того, чтобы сохранить свое собственное имущество, свою честь и себя самих.

(...) естественный закон является внутренним чувством, относящимся, подобно всем другим чувствам, в том числе и мысли, к области воображения. Следовательно, его наличие не требует, очевидно, ни воспитания, ни откровения, ни законодателя, если не смешивать его с гражданскими законами, как это абсурдно делают богословы.

Я не ошибусь, утверждая, что человеческое тело представляет собой часовой механизм, но огромных размеров и построенный с таким искусством и изощренностью, что если остановиться колесо, при помощи которого в нем отмечаются секунды, то колесо, обозначающее минуты, будет продолжать вращаться и идти как ни в чем не бывало, а также что колесо, обозначающее четверти часа, и другие колеса будут продолжать двигаться, когда в свою очередь остальные колеса, будучи в силу какой бы то ни было причины повреждены или засорены, прервут свое движение. Таким же точно образом засорения нескольких сосудов недостаточно для того, чтобы уничтожить или прекратить действие рычага всех движений, находящегося в сердце, которое является рабочей частью человеческой машины.

Быть машиной, чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла так же, как голубое от желтого, словом родиться с разумом и устойчивым моральным инстинктом и быть только животным - в этом заключается не больше противоречия, чем то, что можно быть обезьяной или попугаем и уметь предаваться наслаждениям.

Итак. Мы должны сделать смелый вывод, что человек является машиной и что во всей Вселенной существует только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся. И это все не гипотеза, основанная на предубеждениях и предположениях, но продукт предрассудка или одного только моего разума.

 

Ламетри. Человек-машина // Избранные

сочинения. М.-Л., 1925. С.181, 185, 187,

193-194, 198, 208, 225-226, 231.

Проверьте себя!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.