Тренировочные задания по теме «Россия в 1801 – 1860 гг.».
Часть 1 (А).
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами задания.
1. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн России с Турцией?
1) 1695—1696 гг., 1806—1812 гг. 3) 1848—1849 гг., 1904—1905 гг.
2) 1756—1763 гг., 1816—1818 гг. 4) 1826—1828 гг., 1881—1883 гг.
2. Ранеедругих произошло создание
1) партии эсеров 3) теории «официальной народности»
2) Государственной думы 4) организации «Народная воля»
3. Крымская война проходила в период
1)1768 — 1774 гг. 2) 1813 — 1814 гг. 3) 1853 — 1856 гг. 4) 1914 — 1918 гг.
4. Работа Венского конгресса, решавшего вопрос об устройстве Европы после наполеоновских войн, началась в
1812 г. 2) 1814 г. 3) 1821 г. 4) 1825 г.
5. Государственная деятельность А. А. Аракчеева проходила в годы царствования
Екатерины II 2) Александра I 3) Александра II 4) Александра III
6. Когда был совершен последний дворцовый переворот в России?
1)1801 г. 2) 1855 г. 3)1881 г. 4) 1894 г.
7. В 1837 г. состоялось открытие железной дороги
1) Москва — Царицыно 3) Москва — Нижний Новгород
2) Петербург — Киев 4) Петербург — Царское Село
8. Укажите, когда состоялось Бородинское сражение?
1) 1 июня 1812 г. 2) 26 августа 1812 г. 3) 17 ноября 1812 г. 4) 12 декабря 1812 г.
9. Укажите, когда был принят указ о «вольных хлебопашцах»?
1) 1803 г. 2) 1881 г. 3) 1906 г. 4) 1837 г.
10. Реформа управления государственными крестьянами II.Д. Киселева была проведена в
1) 1801—1803 гг. 2) 1837—1841 гг. 3) 1861—1863 гг. 4) 1881—1884 гг.
11. Заграничный поход русской армии состоялся в
1) 1811—1812 гг. 2) 1813—1814 гг. 3)1857—1864 гг. 4) 1853—1856 гг.
12. Какое из указанных ниже событий, явлений произошло ранее всех остальных?
1) создание партии кадетов
2) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»
3) начало деятельности славянофилов
4) создание организации «Народная расправа»
13. Особенность промышленного переворота в России состоит в том, что он начался на основе
1) использования ввозимой из-за границы техники 3) легкой промышленности
2) использования отечественной техники 4) ограбления колоний
14. Синопское морское сражение произошло в 1) 1853 г. 2) 1856 г. 3) 1877 г. 4) 1905 г.
15. Укажите, когда был образован Священный союз? 1)1807 г. 2)1812 г. 3)1815 г. 4) 1821 г.
16. Какое из событий первой четверти XIX в. произошло ранее других?
1) начало работы Венского конгресса
2) «Битва народов» под Лейпцигом
3) вступление в Париж войск антинаполеоновской коалиции
4) сражение при Ватерлоо
17. Ранее других в ходе Отечественной войны произошло сражение
1) под Малоярославцем 2) под Смоленском 3) на Бородинском поле 4) при Березине
18. Даты 1828 г., 1858 г., I860 г. относятся к событиям, связанным с историей
1) развития промышленности 3) общественного движения
2) внешней политики России 4) развития культуры
19. Финляндия вошла в состав Российской империи в период царствования
1) Павла I 2) Александра I 3) Екатерины II 4) Петра I
20. Ко второй четверти XIX в. относилась деятельность исторических личностей
1) А.Ф. Бенкендорфа и Е.Ф. Канкрина 3) А.В. Суворова и М.Д. Скобелева
2) М.М. Сперанского и Александра I 4) И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого
21. В июне 1812 г. в результате предпринятого М. Б. Барклаем де Толли отступления русской армии был сорван план Наполеона
1) одержать победу в сражении у реки Березины
2) разгромить русские армии в приграничном сражении
3) одержать победу над российской армией в Прибалтике
4) захватить столицу Российской империи Петербург
22. Сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами в России в XVIII — первой половине XIX в.
1) мещане 2) князья 3) бояре 4) дворяне
23. По инициативе М. М. Сперанского в России в начале XIX в. был учрежден
1) Сенат 2) Верховный тайный совет 3) Разрядный приказ 4) Государственный совет
24. Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, привело к
1) дворцовому перевороту 12 марта 1801 г. 3) выходу России из Семилетней войны
2) выступлению декабристов в 1825 г. 4) созыву Уложенной комиссии
25. Участником событий на Сенатской площади в Санкт - Петербурге 14 декабря 1825 г. был
62. Крепостную зависимость крестьян характеризует понятие
1) отработка 2) хутор 3) отруб 4) барщина
63. В XIX в. военным поселением называли
1) военный лагерь в сельской местности на время учений
2) деревню, где в 1812 г. размещался отряд партизан
3) военную крепость, созданную в горной местности во время Кавказской войны
4) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность с военной службой
64. Орган государственной власти, учрежденный в 1810 г., выполнявший законосовещательные функции и состоявший из министров и других высших сановников, назначаемых императором, назывался
1) Верховный тайный совет 3) «Негласный комитет»
2) Учредительное собрание 4) Государственный совет
65. Представители общественной мысли России XIX в., сторонники пути развития России, отличного от западного, назывались
67. Лишение крепостных крестьян земельных наделов, перевод крепостных только на барскую работу с выплатой им пособия, необходимого для пропитания, в первой половине XIX в. называлось
68. Как назывались в первой половине XIX в. представители привилегированного сословия, владевшие крепостными крестьянами?
бояре 2) дворяне 3) мещане 4) казаки
69. Как называлось объединение правителей ряда стран Европы и России, созданное в первой половине XIX в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий?
70. В 1826 г. Николай I учредил III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое стало органом, ведавшим
1) управлением государственными крестьянами 3) проведением военной реформы
2) политическим сыском 4) сбором государственных податей
72. «Негласным комитетом» в годы правления Александра I называли
1) орган политического сыска 3) главный цензурный комитет
2) первое тайное общество декабристов 4) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ
73. Впечатления от событий Отечественной войны 1812г., заграничного похода русской армии в 1813— 1814 гг., недовольство самодержавием, крепостным правом, восприятие опыта военной революции в Испании — все это было непосредственными причинами появления в России
1) тайных обществ декабристов 3) организаций революционных народников
2) кружка петрашевцев 4) кружков славянофилов
74. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние
1) теории «официальной народности» 3) идей Просвещения
2) теорий общинного социализма 4) идей славянофильства
75. Подписав Тильзитский мирный договор, Александр был вынужден
1) присоединиться к континентальной блокаде 3) вернуть Молдавию Османской империи
2) объявить войну Англии 4) выплатить контрибуцию в пользу Франции
76. Стремление укрепить государственный аппарат заставило Николая I
1) увеличить число чиновников 3) преобразовать министерства в коллегии
2) создать выборный Сенат 4) уменьшить влияние военных на государственный аппарат
77. Следствием увеличения объема продажи помещиками российского хлеба внутри страны и за ее пределами в конце XVIII — начале XIX в. стало
повышение благосостояния российского крестьянства
усиление эксплуатации помещиками крепостной деревни
ускоренный рост населения Российской империи
укрепление крестьянской общины
78. Устраивая военные поселения, Александр I стремился
усилить систему охраны границ
сохранить численность армии, одновременно сократить расходы на ее содержание
упразднить казачьи войска
сократить срок службы солдат
79. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. XIX в. было вызвано
подготовкой к войне с Наполеоном
ростом революционных выступлений в странах Западной Европы
подготовкой нового дворцового переворота
восстанием декабристов
80. Создание министерств вместо коллегий было вызвано стремлением Александра I
1) ввести конституционное правление
2) укрепить центральное управление на принципах единоначалия
3) упорядочить административно-территориальное деление страны
4) ввести принцип разделения властей
81. В результате издания указа о «вольных хлебопашцах»
незначительная часть крестьян обрела свободу
барщина была ограничена тремя днями в неделю
3) было отменено крепостное право в Прибалтике и Финляндии
4) было отменено крепостное право на всей территории страны
82. Теории «русского», «крестьянского» социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского включали положение
«Русский крестьянин не привык к общинной собственности»
«Крестьянская община — готовая ячейка социалистического строя»
3) «В России необходимо создать условия для развития капитализма»
4) «Переход к социализму в России осуществится волей царя»
83. Что из перечисленного ниже было одной из целей созданного в 1815 г. Священного союза?
1) создание антинаполеоновских коалиций
2) поддержка революционных движений в странах Западной Европы
3) освобождение Северной Болгарии от турецкого владычества
4) сохранение государственных границ, установленных Венским конгрессом
84. О развитии капитализма в России начала XIX в. свидетельствует
1) мелкотоварное крестьянское производство
2) расширение посевных площадей
использование труда приписных крестьян на мануфактурах
формирование буржуазии и пролетариата
85. Поражение России в Крымской войне свидетельствовало о(об)
отсутствии талантливых военачальников 3) кризисе феодальной системы
малочисленности армии 4) слабости русского флота
86. Внутреннюю политику Николая I характеризует признак
1) ослабление цензурного гнета
2) последовательная борьба с революционным и либеральными общественными движениями
3) поощрение общественного самоуправления
4) отмена сословных привилегий дворянства
87. Что было (а) общим во взглядах западников и славянофилов?
1) признание крестьянской общины предпосылкой будущего самобытного развития России
2) убежденность в необходимости скорейшей отмены крепостного права
3) признание выдающейся позитивной роли Петра I русской истории
4) приверженность православию как единственно истинному направлению в христианстве
88. В спорах со славянофилами в первой половине 40-х XIX в. московские западники утверждали, что
«крестьянская община — залог правильного и самобытного развития России»
«современная крестьянская община создана государством для взимания податей»
3) «русский крестьянин – социалист по инстинкту»
4) «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть»
Иван Болотников и Петр I 3) Степан Разин и Емельян Пугачев
Кондратий Рылеев и Николай I 4) Иван Грозный и Богдан Хмельницкий
98. Увеличение полномочий обер-прокурора Синода свидетельствовало о стремлении Николая 1
1) ввести свободу вероисповедания 3) увеличить самостоятельность церкви
2) ослабить контроль над обществом 4) ужесточить государственный контроль над церковным
99. О развитии капитализма в России начала XIX в. свидетельствуют признаки
А) усиление крепостного права
Б) мелкотоварное крестьянское производство
В) использование труда наемных рабочих на мануфактурах
Г) выращивание новых сельскохозяйственных культур
Д) начало промышленного переворота
Е) возникновение монополий
Укажите верный ответ. 1) АДЕ 2) ВГД 3) БГЕ 4) ВГЕ
100. В России в середине 1850-х гг. политический кризис характеризовали черты
А) массовые волнения в армии и на флоте
Б) поражение России в Крымской войне
В) создание рабочей легальной партии
Г) поражение России в русско-японской войне
Д)дипломатическая изоляция России
Е) требования в обществе отмены крепостничества
Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) БДЕ 3) ВГД 4) ВГЕ
101. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и укажите, о каком сражении в нем идет речь. «Я был под Аустерлицем; но то сражение в сравнении с этим — ошибка! Те, которые были под Прейсиш-Эйлау, делают почти такое же сравнение. ...2 тысячи пушек гремели беспрерывно. Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен».
1) Полтавском 2) при взятии Измаила 3) Бородинском 4) при Ватерлоо
102. Прочтите отрывок из воспоминаний ученого о своем учителе и укажите, о деятельности какой исторической личности идет речь. «Вооружившись приемами и задачами, выработанными исторической наукой первой половины нашего века, он впервые пересмотрел всю массу исторического материaла, оставшегося от жизни русского народа с половины IX до последней четверти XVIII века. ...В 1851 г. вышел первый том его «Истории России», и с тех пор каждый год читатель получал новый том...».
1) П. Н. Милюкова 2) Н. М. Карамзина 3) С.М. Соловьева 4) Н. А. Бердяева
103. Прочтите отрывок из воспоминаний писателя и журналиста Н. И. Греча и укажите имя императора, о детстве которого идет речь. «Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она... пригласила швейцарца Лагарпа. Bыбор был самый несчастный!.. Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола»
Петр I 2) Павел I 3) Николай I 4) Александр I
104. Прочтите отрывок из обращения московских фабрикантов в 1840-х гг. в правительство и укажите название явления, о котором идет речь. « ...в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие...»
протекционизм 2) натуральное хозяйство 3) промышленный переворот 4) барщина
105. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком событии XIX в. идет речь.
«Николай Иванович Цебриков... жертва случая... Ничего не зная, приехал в Петербург, чтобы погулять на праздниках с товарищами полка, стоявшего на Васильевском острове. Подъехав... к Конногвардейскому манежу и видя толпу народа, он выскочил из саней и спрашивал, что случилось. Вдруг видит: бежит мимо манежа на Сенатскую площадь гвардейский экипаж, впереди офицеры с обнаженными саблями. Цебриков знал многих из них, потому что родной его брат служил в экипаже. Он закричал им: "Куда вас черт несет, карбонары!" Это подслушалкакой-то квартальный и донес, что Цебриков кричал: "В каре против кавалерии!"»
1) выступление декабристов 3) убийство Александра II народовольцами
2) гражданская казнь петрашевцев 4) общероссийская политическая стачка
106. Прочтите отрывок из произведения художественной литературы и укажите понятие, связанное с событиями, о которых идет речь. «Между тем Государственный совет известил Николая Павловича, что у него имеется письмо императора Александра I, которое император просил вскрыть после его смерти на чрезвычайном собрании совета. Повинуясь высочайшей воле, Государственный совет вскрыл это письмо и нашел в нем отказ Константина от престола.
Это вторичный отказ, повторенный почти через три года после первого, заставил великого князя Николая принять необходимое решение. Он издал манифест, в котором объявлял населению России, что вступает на императорский престол, переходящий к нему вследствие отказа старшего брата. На следующий день столица должна была присягнуть ему…»
107. Прочтите отрывок из художественного произведения и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь. « Уотца, кроме рассеянных в дальних губерниях мелких клочков, душ по двадцати, считалось в Малиновце триста душ крестьян, которые и отбывали господскую барщину. Матушкино имение... было гораздо значительно и заключало в себе около трех тысяч душ, которые все без исключения ходили по оброку».
108. Прочтите отрывок из произведения художественной литературы и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь. «В селе считалось достаточное число <крепостных крестьян> — богатеев, они-то и сообщали селу характер зажиточности и даже щегольства. Некоторые из них делали обороты на десятки тысяч, а иные даже имели лавки в Москве. Оброк с крестьян <помещица> получала исправно».
109. Прочтите отрывок из документа и укажите, об открытии какого материка идет речь.
«16 января 1820 года русские моряки впервые подошли к берегу ... континента, и эта дата является датой открытия ... материка земного шара».
Австралии 2) пролива между Азией и Америкой 3) острова Сахалин 4) Антарктиды
110. Прочтите отрывок из приказа (сентябрь 1854 г.) и укажите, об обороне какого города идет речь. «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды абордажным оружием присоединить к гарнизону».
111. В отрывке из документа: «Придет крестьянин сколь возможно позже. Осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня…» - речь идет о работе на 1) мануфактуре 2) фабрике 3) барщине 4) хуторе
112. Утверждение, характерное для философского учения московских славянофилов 40—50-х гг. XIX в. 1) «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник».
2) «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».
3) «Сила власти – царю, сила мнения – народу!».
4) «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя».
113. Автор отрывка: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника… Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья...» - принадлежит к
114. В отрывке из документа: «Насильственная мера водворения поселений принята была с изумлением и ропотом. Потом объявлена цель их — освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Но уменьшение срока службы до 8 или 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее...» — речь идет о реформе, предпринятой
1) Николаем I 2) Павлом I 3) Александром I 4) Александром II
115. Автор приведенного отрывка: «А называть нас следовало не _______, а в противоположность западникам, скорее, туземниками или самобытниками; но и эти клички не полно бы нас характеризовали. Мы себе никаких характеристик не присваивали, а стремились быть только не обезьянами, не попугаями, а людьми, и при том людьми русскими» - принадлежал к
Задания этой части требуют ответа в виде одного - двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в от дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
1. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите имя императора, о котором идет речь в отрывке.
«В нем не было и смягчающего необузданные порывы власти милосердия или жалости... Декабристов он гнал до конца, не выпуская их из ссылки и не позволяя им даже воспитывать детей в России». 2. Для какой монархии характерно данное утверждение? «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от Самодержавной власти исходящих...» 3. Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите его название. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их в прошении своем...» Данный документ получил название указ о «вольных ________».
4. Прочтите отрывок из записок современника и напишите имя российского императора, о мероприятиях которого идет речь. «Обложение французской промышленности и стеснение её сбыта вызвало негодование Наполеона, которое дошло до крайней степени, когда ему стали известны новые правила навигации в русских портах. Эти правила были так поставлены, что английские суда под нейтральным американским флагом получили доступ в русские порты, что и было прямой целью Сперанского, сознававшего весь вред континентальной системы для России. В уставе о ввозных пошлинах 1810 года впервые были обложены чувствительной пошлиной многие французские товары (предметы роскоши), до того времени почти беспошлинно обращавшиеся в России».
5. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите имя императора, о реформах которого идет речь.
«Государь учредил министерства... Коллегии: военная, иностранных дел, коммерции, юстиц-коллегии, еще существовали, управляемые министерствами. Только два министерства: просвещения и внутренних дел действовали по особым постановлениям. Государственный совет устроен окончательно в 1810 году и воспринял с сего времени свое настоящее назначение...».
6. Прочтите отрывок из документа XIX в. и укажите фамилию его автора.
«16. Крепостное состояние и рабство отменяются.
<…> 25. Земли помещиков остаются за ними... Особый закон определит вознаграждение, которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место...
<...> 30. Военные поселения немедленно уничтожаются...
<...> 32. Разделение людей на 14 классов отменяется...»
7. Прочтите отрывок из письма и напишите имя его автора. «Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я — император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!»
8. Прочтите отрывок из донесения главнокомандующего русской армии и напишите название войны, в ходе которой произошло описываемое сражение. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение, при Малоярославце повлекло за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции». 9. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите имя российского императора, о котором идет речь. «Мы взяли из рук недавнего врага область (Белостоцкую), отнятую нами у нашего друга и союзника, и этим набросили тень на наше бескорыстие. Я полагаю, <император> взял эту полосу земли в угождение Наполеону и для уверения его в своей дружбе; взял ее с ведома и согласия короля прусского. При заключении Тильзитского мира <российский император> сказал королю и королеве прусским: "Потерпите; мы свое воротим. <Наполеон> сломит себе шею. Несмотря на все мои демонстрации и наружные действия, в душе я вам друг и надеюсь доказать вам это на деле"».
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите имя российского императора, о котором идет речь. «Прекратились или чрезвычайно ослабли благородные... помышления <императора> о благе и просвещении России… Достойные слуги его были удалены или удалились сами ... С другой стороны, возник Аракчеев, во всей красе своейt. <Император> более и более пренебрегал ненавистными ему внутренними делами, ограничиваясь военными и дипломатическими... Тильзитский мир огорчил Россию, но не ослабил ее; напротив того, дал ей средства и повод продолжать войну с Турцией и приобрести Финляндию, но для России имел он следствия пагубные тем, что произвел в <императоре> существенную перемену».
11. Прочтите отрывок и напишите название города, пропущенное в тексте. «Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к __________, чтоб грудью защищать его.
Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд…
Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертвы, но надобно покориться необходимости...».
12. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который сумел, «несмотря на положение непризнанного ученого, вкотором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг — создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать... один из лучших университетов — Казанский университет...» 13. Прочтите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и напишите имя российского императора, о котором идет речь.
«Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомненья и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей». 14. Напишите название деревни, где 1 сентября 1812 г. на военном совете М. И. Кутузов сказал:
«Доколе будет существовать армия, с потерянием Москвы не потеряна еще и Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия».
15. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите название идеологического течения XIX в., теория которого отражена в отрывке из документа. «Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова».
16. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, о котором идет речь.
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал с юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился все более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны, возмущение надежного из надежнейших Семеновского полка, который пришлось расформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие — все это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему все более недоставало, — решительностью и твердостью в своих действиях — Аракчееву».
17. Прочтите отрывок из исторического источника и напишите название, данное историками участникам описываемых событий. «С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе еще не знали, отречется ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая еще не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».
18. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, о котором идет речь в данном отрывке. «Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол "ценою крови своих подданных". Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещенности. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию». 19. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите фамилию автора теории, изложенной в документе. «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России... открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить, — имеем мы три главных: 1) Православная вера; 2) Самодержавие; 3) Народность».
20. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите название войны, в ходе которой произошли события, о которых говорится в данном документе. «...27 августа, в 10 часов пополудни. Войска защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабельную сторону, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины».
21. Установите соответствие между именами императоров и событиями, связанными с периодом их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМПЕРАТОР СОБЫТИЕ
А) Петр I 1) Семилетняя война
Б) Екатерина II 2) Крымская война
Александр I 3) принятие «Жалованной грамоты дворянству»
Г) Николай I 4) учреждение Сената
5) учреждение министерств
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
22. Установите соответствие между именами российских государей и терминами, относящимися к их правлению. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА ГОСУДАРЕЙ ТЕРМИНЫ
А) Борис Годунов 1) опричнина
Б) Иван Грозный 2) аракчеевщина
В) Екатерина II 3) Смута
Г) Александр I 4) «золотой век дворянства»
5) семибоярщина
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
23. Установите соответствие между реформами, преобразованиями и именами российских правителей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА
1) Иван IV
2) Александр II
3) Петр I
4) Александр I
5) Александр III
РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
А) отмена крепостной зависимости крестьян
БI) создание Священного Синода
В) отмена системы кормлений
Г) отмена коллегий министерствами
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
24. Установите соответствие между фамилиями деятелей науки и областями знаний, в которых они себя проявили. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
А) Г. Невельской 1) географические исследования
Б) И. Мечников 2) применение наркоза в медицине
В) Н. Пирогов 3) проблемы органической химии
Г) Н. Лобачевский 4) неевклидова система геометрии
5) изучение иммунитета
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
25. Установите соответствие между фамилиями архитекторов и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
АРХИТЕКТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) А. Захаров 1) здание Большого театра в Москве
Б) К. Росси 2) Зимний дворец в С.-Петербурге
В) О. Бове 3) здание Адмиралтейства
Г) В. Растрелли 4) здание Генерального штаба в С.-Петербурге
5) Исаакиевский собор в С.-Петербурге
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
26. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) К. Брюллов 1) «Явление Христа народу»
Б) А. Иванов 2) «Свежий кавалер»
В) П. Федотов 3) «Всадница»
Г) М. Глинка 4) «Жизнь за царя»
5) «Хованщина»
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
27. Установите соответствие между фамилиями исторических лиц и видом их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФАМИЛИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) К. Ф. Рылеев 1) идейный вдохновитель организации «Земля и воля» (1861—1864)
Б) Н. Г. Чернышевский 2) автор теории «официальной народности»
В) С. С. Уваров 3) автор «Философического письма»
Г) Ф. М. Достоевский 4) участник «Северного общества» декабристов
5) участник кружка М.В. Буташевича-Петрашевского
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
28. Установите соответствие между фамилиями исторических лиц и их принадлежностью к различным течениям общественной мысли XIX века. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФАМИЛИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЮ
ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
А) И. С. Аксаков 1) западник
Б) Т. Н. Грановский 2) декабрист
В) К. Ф. Рылеев 3) народник
Г) П. Н. Ткачев 4) социал-демократ
5) славянофил
А
Б
В
Г
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
29. Расположите термины в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
A) выкупные платежи
Б) урочные лета
B) закупы
Г) вольные хлебопашцы
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
30. Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) В. Беринг
Б) С. Дежнев
В) А. Никитин
Г) И. Крузенштерн
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
31. Расположите события XIX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) денежная реформа Е. Ф. канкрина
Б) Тильзитский мир
В) начало правления Николая I
Г) Берлинский конгресс
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
32. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) введение рекрутской повинности
Б) окончательное закрепощение крестьян
В) реформа государственных крестьян П. Д. Киселева
Г) создание земств
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
33. Расположите следующие события, связанные с внешней политикой России, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
A) штурм Измаила
Б) Бородинское сражение
B) Синопское сражение Г) взятие Казани
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
34. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) свержение Павла I
Б) восстание Ивана Болотникова
В) Медный бунт
Г) восстание декабристов
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
35. Расположите следующие события, связанные с проведением военных реформ в России, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) формирование Петром I «потешных полков»
Б) создание стрелецкого войска
В) начало рекрутских наборов в армию
Г) создание военных поселений
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
36. Расположите следующие события, связанные с созданием новых органов власти в России, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) создание Сената
Б) создание III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии
В) основание Посольского приказа
Г) появление Боярской думы
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
37. Расположите следующие события, связанные с внешней политикой России, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А) Ливонская война
Б) Кавказская война
В) участие России в антинаполеоновских коалициях
Г) присоединение Северного Причерноморья
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
38. Какие три из перечисленных ниже имен участники антиправительственных выступлений? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) К. И. Булавин
2) С. С. уваров
3) А. А. Аракчеев
4) П. И. Пестель
5) Э. Бирон
6) П. И. Пестель
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
39. Какие три из перечисленных ниже имен авторы проекта государственных реформ? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) М. М. Сперанский
2) М. И. Кутузов
3) Н. Н. Новосильцев
4) П. А. Румянцев
5) Е.Ф. Канкрин
6) Ю.Ф. Самарин
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
40. Какие три из перечисленных ниже идеи характеризуют взгляды славянофилов? Обведите соответствую цифры и запишите в таблицу.
1) необходимость сохранения крестьянской общины
2) необходимость следовать историческому пути развития стран Западной Европы
3) необходимость революционных преобразований
4) стремление к созданию патриотической пролетарской партии
5) развитие по пути, отличному от ведущих стран Западной Европы
6) необходимость установления ограниченной монархии
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и символов).
Часть 3 (С).
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1—3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Русский писатель XIX в. И. С. Аксаков, характеризуя деятельность Петра I, писал: «С Петра начинается Санкт-петербургский период русской истории, в котором застает нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом — вся ложь, все насилие дела Петрова, - вот чем окрещен был городок Питербурх при своем основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы».
С1. К какому направлению общественной мысли середины XIX в. принадлежал Аксаков? Приведите два аргумента, подтверждающие ваше мнение.
С2. С какими событиями автор связывает начало тысячелетнего периода русской государственности?
С3. Используя знания курса истории, объясните, какие реформы Петра I направили развитие России в сторону западной цивилизации.
Из «Докладной записки потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве» М. И. Жихарева.
«Известно, что с начала царствования Николая I так называемая реакция против переворота, произведенного Петром Великим.... внезапно обнаружилась со всею полнотою и решительностью...
«Русская история, - говорили русские новые мыслители, - не только заслуживает внимания народов, но она еще есть для них единственная…. Жизнь всех остальных народов померкнет и превратится в ничто сравнительно с жизнью русского народа, если внимательно, разумно и любовно ее постигнуть. С самого первого происхождения Руси, и даже до него, в славянском племени лежали зародыши таких великих и благих начал, про которые никогда и не снилось народам Запада, постоянно целями и соображениями земными с путей добра и правды совращаемые и ввергаемые в пути порока, преступления или нечестия.... Европа, в своих нескончаемых бедствиях погруженная, в своих губительных исторических язвах коснеющая, в своих неумолимых исторических воспоминаниях закованная, иного себе спасения, кроме России, не имеет...
Но сама Россия в продолжение своего исторического существования не избегнула страшного нравственного несчастия, подверглась неслыханно тяжкому удару, бесконечным образом ее поразившему и, что гораздо хуже, чуть ее не низведшему до бедственного уровня Европы... Это страшное бедствие, этот неизмеримый удар был, как известно всякому, реформа Петра Великого, того государя, которого в непонятном ослеплении и в заблуждении, не чуждом преступления, столько продолжительное время считали великим преобразователем России и самым славным и полезным из русских властителей, но который, на самом-то деле, не чем иным не был, как злым гением русской земли, первоначальным изменником родным началам и родным верованиям...
Как ни страшен был, однако же, удар и как ни велико извращение народной личности, отчаянного в положении России ничего нет... Чтобы все пришло опять в прежнее положение, после которого, впрочем, и желать больше будет нечего, стоит только возвратиться к родным началам, к состоянию допетровскому».
С1. Назовите течение общественной мысли, охарактеризованное автором, и хронологические рамки царствования, с которым он связывает его возникновение.
С2. Назовите фамилии не менее четырех представителей этого течения, известные вам из курса истории России. Какие их идеи характеризует автор воспоминаний? Напишите не менее двух.
СЗ. Какие другие идеи, выдвинутые представителями этого направления общественной мысли России, вам известны? Напишите не менее трех и укажите название направления общественной мысли, с которым они полемизировали.