Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тарифные методы регулирования торговли



Лекция 4. Инструменты торговой политики

Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенная пошлина — особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товарa и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок. Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного применения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики. Между тем от роста цен в проигрыше оказываются потребители, вынужденные сокращать потребление вследствие увеличения расходов на приобретение товаров. Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют так же и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф — это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указан одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов — ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности. Ставка таможенной пошлины — это размер, величина таможенной пошлины. Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный. Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения.

Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что стимулирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности. В данном случае исходят из того, что степень защиты предприятий отдельной отрасли зависит не только от уровня ставок таможенных пошлин на импорт конкурирующей продукции, но и от уровня ставок пошлин на импортируемые этими предприятиями сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д., представляющие собой элементы затрат для данной отрасли. Повышение (снижение) степени тарифной защиты отрасли может быть достигнуто не только путем повышения (снижения) ставок пошлин на импорт конкурирующей продукции, но и за счет снижения (повышения) пошлин на импортные элементы затрат.

Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от: направления движения (перемещения) товара, способа (порядка) установления (взимания) пошлин, страны происхождения товара, характера действия и целей применения пошлин.

В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают экспортные, импортные и транзитные таможенные пошлины.

Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну. Это наиболее распространенный вид пошлин, они играют решающую роль в системе тарифного регулирования. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ставки импортных пошлин на такие товары определяются с учетом складывающихся отношений между мировыми и национальными издержками и ценами. В Российской Федерации импортные пошлины, устанавливаемые на ввозимые товары, призваны не только защищать национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, но также создать условия для эффективной интеграции страны в мировую экономику, содействовать прогрессивным изменениям в структуре национального производства и потребления товаров, обеспечить пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки, пополнения доходной части бюджета страны. Кроме того вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в экспорте которых страна обладает монополией. Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдерживают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, т.к. это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют.

По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные, альтернативные.

Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара. Адвалорные пошлины наиболее распространены и отвечают современным взглядам на обеспечение справедливой конкуренции. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям и наукоемкой продукции. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар на мировом рынке. Изменяются лишь доходы бюджета. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), что не всегда удается сделать.

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.). Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

Специфические пошлины более соответствуют массовым однородным товарам. Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле их значение несколько уменьшилось. В то же время преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их часто стараются применять в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо когда существуют серьезные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для снижения таможенных платежей. В целом специфические пошлины представляют собой более жесткий барьер на пути движения товаров, чем адвалорные пошлины. При этом специфические пошлины действуют неравномерно на всем диапазоне цен того или иного товара. Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара и менее благоприятны для более дешевых сортов. Иногда это свойство специально используют для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных сортов и разновидностей товара.

Смешанные, или комбинированные, пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

При введении альтернативных пошлин устанавливаются и адвалорная, и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования — распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип режима наибольшего благоприятствования делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования почти со 130 странами мира.

Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо если страна происхождения товара неизвестна.

Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

С учетом дифференциации ставок таможенных пошлин на один и тот же товар, ввозимый из разных стран, важное значение для целей таможенного обложения приобретает вопрос определения страны происхождения товара. Правила определения страны происхождения получили большое практическое значение в связи с широким развитием интеграционных процессов, созданием обширных зон беспошлинной торговли, распространением преференциальных соглашений и режимов ассоциаций. Вопрос об определении страны происхождения приобрел также большое значение для развивающихся стран в связи с применением развитыми странами системы преференций на ввоз товаров из развивающихся государств.

Страна происхождения товара — это страна, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны). Существует большой список товаров, страна происхождения которых не подвергается сомнению. К ним относятся полезные ископаемые, растительная продукция, животные, продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла. В то же время в производстве товара (конечной продукции) могут участвовать две страны и более: сырье, полученное в одной стране, перерабатывается в готовую продукцию в других странах. В этом случае применяют особые критерии достаточной (существенной) переработки товаров, позволяющие достоверно установить страну происхождения ввезенного в страну товара (готовой продукции или продукции промежуточной переработки).

В зависимости от характера действия и целей применения, помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Введение особых видов пошлин не связано с действующим в стране импортным тарифом. Процедура их применения осуществляется по отличному от таможенного тарифа регламенту. В этом случае механизм, аналогичный механизму действия таможенной пошлины, применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т.е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных пошлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ставок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.

Исходя из интересов насыщения внутреннего рынка страны товарами на определенный, ограниченный период могут вводиться сезонные пошлины. Они действуют в определенное время года либо в разное время года имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.