Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретический материал и методические рекомендации к его самостоятельному изучению

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА

Тема 1. Введение. Экономическая теория как наука. Функции экономической теории

Содержание темы

Многоукладность экономической жизни и система экономического знания. Экономическая теория как фундамент комплекса экономических наук. Определение предмета экономической теории и ее составляющих: общей экономической теории (политической экономии), микро- и макро- и мегаэкономики, экономической истории и истории экономических учений.

Экономическая действительность (явления, процессы, механизмы) и экономическая наука. Познавательная функция экономической теории: отражение, обобщение, субординация, согласование, систематизация и трактовка экономических фактов. Результаты познания: экономические категории и их состав, экономические законы и их черты, принципы, гипотезы, модели, теории.

Теоретическая функция науки. Методология экономической теории и ее философские основы (принципы, законы и категории). Элементы общего метода экономической науки (научная абстракция, индукция, дедукция, системный, ситуационный, процессный подходы). Специальные методы экономической науки (историко-логический, математико-статистический, социально-экономический эксперимент). Позитивный и нормативный анализ. Концепции развития науки и краткая история методологии экономического познания.

Экономическая теория и экономическая деятельность: практическая функция экономической науки. Экономическая политика: сущность, направления и приоритеты. Экономическое прогнозирование. Воспитательно-идеологическая функция науки.

 

Цель

Получение представления об экономической теории как науке, ее истории и аппарате познавательных средств, необходимости и применимости ее результатов. Ознакомление с принципиальным содержанием методологической программы науки, приобретение первичных навыков обращения с методологическим аппаратом экономической теории.

 

Теоретический материал и методические рекомендации к его самостоятельному изучению

Для понимания сущности экономической науки следует сделать предварительные замечания:

§ любая наука является способом (заметим, не единственным) познания окружающего мира, а вернее, некоторой его части, которую считают объектом науки;

§ объект и предмет науки определяются смыслом, который вкладывается исследователем в познавательный процесс; следовательно, с развитием познания, когда интерес исследователя становится все более разнообразным и глубоким, происходит деление и дифференциация объектно-предметных областей знания – возникают новые науки или происходит дробление уже существующих;

§ способ познания объекта – метод науки – должен отражать логику развития самого объекта; именно так обеспечивается адекватность способа познания его смыслу;

§ по общему правилу объект, предмет и метод являются критериями разграничения наук.

Итак, первым важным шагом в изучении экономической теории является знакомство с ее предметом и объектом. Заметим, что на сегодняшний день не существует единого понимания понятий «экономика» и «экономическая наука». Приведем некоторые из них.

Таблица 1.1 Современные представления об объекте экономической науки

Источник Определение объекта экономической науки
Советский экономический словарь 1) производственные отношения определенной экономической формации; 2) хозяйство региона, страны, группы стран или всего мира
Робертсон Л. Человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами их достижения, которые имеют различное употребление
Титова Н. Явления с точки зрения цены
Самуэльсон П. Редкие производительные ресурсы, избираемые с течением времени людьми и обществом с помощью денег или без их участия, в целях производства различных товаров для последующего их распределения в настоящем и будущем между людьми и группами общества.
Камаев В. Поведение, деятельность человека, субъекта, с целью удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей
Климко Г. и др. 1) условия и формы, в которых осуществляются производство и обмен и соответствующее распределение продуктов между людьми, пути решения проблемы организации; 2) использование ограниченных производственных факторов (земли, труда, оборудования, технических знаний); 3) движение цен, нормы прибыли для выработки государством соответствующей политики влияния на экономическую жизнь
Добрынин А. Поведение людей и групп людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование

Рассмотрим два основных подхода к определению предмета экономической теории: политэкономический и концепцию «экономикс» [4-8, 10, 13-15]. Обозначим при этом два момента:

§ экономическую теорию следует считать наукой о проблемах выбора ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей в экономическом поведении людей и их групп;

§ экономическая наука должна изучать и социально-экономическую организацию такого поведения в процессе исторического развития.

Рисунок 1.1 Основные подходы к определению предметно-объектной области экономической теории

Таким образом, объектом экономической теории являются различные проявления рассмотренных на рисунке 1.1 эконмических фактов, а предметом – исследование их закономерностей.

Обратите внимание на структуризацию экономической теории, приведенную на рисунке 1.2 и определения ее составляющих (словарь к теме)

Рисунок 1.2 Структура экономической теории

Рассмотрим также классификацию экономических наук, предложенную Г.П.Журавлевой [3].

Рисунок 1.3 Классификация экономических наук по Г.П.Журавлевой

Важно понимать, что экономическая действительность с точки зрения экономической теории вообще (не взирая на вышеуказанные разногласия) находит проявление в экономических фактах: явлениях, процессах, механизмах. А вот распознавание, обобщение, соподчинение, согласование, систематизация и интерпретация этих фактов (результатом чего выступают идеи, понятия, утверждения, законы и категории) является предметом споров между экономистами. Следует подробнее остановиться на двух последних формах результата экономического познания. Экономический закон выражает причинно-следственные связи между социально-экономическими явлениями, глубинные внутренне необходимые, существенные связи между экономическими процессами. Экономическим законам свойственны такие черты: объективность, существенность, повторяемость, необходимость, устойчивость, предсказуемость, причинно-следственный характер. В качестве примера типологии экономических законов можно привести следующую:

§ по отношению к функционированию экономической системы – законы развития производительных сил, технико-экономических, организационно-экономических, социально-экономических отношений, хозяйственного механизма; законы строения экономической системы и ее переходных состояний;

§ по отношению к исторической универсальности действия: всеобщие, общие, специфические;

§ по отношению к сферам общественного производства: законы производства, распределения, обмена и потребления.

Экономические законы имеют ряд общих черт с законами природы: объективный характер, познаваемость, возможность использовать в практической деятельности. Но они имеют и существенные отличия от законов природы: относительную недолговечность; не действуют без вмешательства людей; экономические законы не имеют такого неуклонного характера, как законы природы, они действуют как законы тенденции, характеризуют лишь общее направление движения экономики.

Экономические категории – это теоретическое выражение, мысленные обобщения экономических явлений и процессов, которые реально существуют.

Экономические категории являются абстрактными формами выражения отдельных сторон экономических отношений. Сущность экономических законов отражается во взаимодействии определенных экономических категорий. Для каждого экономического закона свойственна определенная группа экономических категорий. Пример: закон повышения производительности труда требует исследования таких экономических категорий, как труд, НТП, трудовые ресурсы, рабочее время, наука, технология, организация производства. Экономические категории выражают явление в статике, тогда как экономические законы выражают их в динамике – во взаимоотношении, во взаимосвязи различных экономических явлений.Экономический законь – это целое, а экономические категории – его составляющие.

Способ поиска экономической истины (в том числе и описание экономических категорий и законов) определяет методология экономической науки Основу ее составляют принципы, законы и категории философии, приведенные в таблице 1.2 и словаре к теме.

Таблица 1.2 Философские основы методологии экономической теории [2,9]

Принципы Законы Категории
Материализма Системности Синергии Коэволюции Развития Историзма Универсальной рациональности Количественно-качественных изменений Единства и борьбы противоположностей Отрицания отрицания Исключенного третьего Сущность и явление Причина и следствие Действительность и возможность Содержание и форма Необходимость и случайность Общее, специфическое и единичное

На основе указанных принципов, законов и категорий формируются две группы методов экономической теории (таблица 1.3, словарь к теме).

Таблица 1.3 Методы экономической теории

Общие Специальные
Научная абстракция Индукция и дедукция Системный подход Ситуационный подход Процессный подход Математико-статистические (количественные) Историко-логический Социально-экономический эксперимент

Отметим, что общие методы служат фундаментом познания, определяют способ и направленность познавательного акта, строение теории, а средствами наблюдения экономических фактов и их характеристики являются специальные методы.

Количественная характеристика явления начинается со статистического наблюдения и систематизации данных (массовых характеристик). На основе наблюдения за поведением, тенденциями последних делается вывод о наличии/отсутствии связи между ними и определяется его необходимость/случайность.

Необходимые связи между множествами данных, при которых результат изменений полностью определяется влиянием отдельных определенно выраженных, факторов называются детерминированными. В отличие от них, стохастические (вероятностные) связи могут выражать и необходимость, и случайность в явлениях, процессах и механизмах. Важной чертой этого вида связей является то, что результат не может быть обусловлен только влиянием определенно выраженных факторов, некоторая его часть связана с влиянием случайности. В модели связи выделяют независимые (экзогенные) и зависимые (эндогенные) переменные и оператор связи между ними (вид функции, математическое или логическое выражение). Модели детерминированной (*) и стохастической (**) связей можно представить в следующем виде:

Y = f (xi) (*) и Y = f (xi) + e (**), где:

§ Y – эндогенная переменная;

§ xi, e - экзогенные переменные

§ e - часть значения зависимой переменной, обусловленная случайностью.

В экономической теории выделяют следующие виды функций: поведенческие, технологические, институциональные (описывают участие государства), дефиниционные (являются тождествами по определению).

Рассмотрим основные моменты анализа графиков функций, которые понадобятся нам далее.

Рисунок 1.4 Основные моменты графика функции

Наклон графика функции определяется по знаку тангенса угла наклона касательной в точке. Так, tg a >0, - наклон графика положительный (функция возрастает), tg g <0 – наклон отрицательный (функция убывает). В точке А отрицательный наклон сменяется положительным и в этой точке функция существует, значит в точке А она имеет минимум. Рассуждая подобным образом по поводу точки В, получаем, что в ней функция имеет максимум. Итак, если функция непрерывна, то условием ее возрастания является f¢ (x)>0, а убывания f¢ (x) <0. В точках оптимума (А, В) f¢ (x) = 0.

Заключая рассмотрение содержания методологии науки, следует обобщить методологическую программу исследования, которая включает:

§ определение объекта исследования и отграничение его от других областей действительности;

§ определение смысла (предмета, цели, необходимости, содержания) познания;

§ выбор или разработка методов познания, пригодных для изучения объекта и отвечающих смыслу исследования;

§ описание критериев, по которым будет определяться полезность полученных результатов, их адекватность смыслу познания;

§ разработка программы работ.

Подчеркнем, что именно методологические установки и программы (в упрощенном понимании) являются источником разнообразия современной экономической науки.

Первые попытки отражения экономической действительности появились в период первобытнообщинного строя. Источник, по которому мы можем судить об этом – составляющие архаического мышления (устное народное творчество, традиции, религия, мифы). Заметим, что эта эпоха – эра натурального хозяйства. При разложении последнего и нарастании явлений феодализма и рынка возникают проблемы в осмыслении отношений между общиной, государственной и частной формами собственности. Поэтому первое экономическое знание рассматривается, прежде всего, как фактор управления хозяйством на разных уровнях. Различия между характером и источниками экономической мысли в период становления, развития и упадка рабовладельческих государств Древнего мира объясняется особенностями азиатского и античного способов производства [14, с.14-34, 13, с. 11-17]. Разложение рабовладения, становление феодализма, возникновение и развитие христианства– исторический контекст развития экономической мысли в Европе в I – начале II тыс. н.э. [14, с.34-40, 13, с. 18-26]. Этот же период в истории арабского Востока связан с возникновением ислама и творчеством А.Ибн-Хальдуна [15, с.28-30]. Обратите внимание на то, как различия в религиозной идеологии ислама и христианства повлияли на восприятие труда, торговли, ростовщичества.

Следует отметить, что развитие экономической мысли в с древнейших времен и до ХIV – ХV вв. связано с простым эмпирическим отражением отдельных проявлений экономической действительности. Первые обобщения экономического знания появились лишь в ХV – ХVI вв. [13, с.28-30]. Переход от эмпирического восприятия к использованию знания на практике связан с Великими географическими открытиями и их последствиями: революцией цен и расширением торговли. В этих условиях развивается первое четко определяемое направление экономической мысли - меркантилизм. Изучите причины, по которым главным объектом интереса меркантилистов являлась сфера обращения – торговля. Обратите также внимание на национальные особенности данного течения. Заметим, что меркантилизм, по сути, был экономической практикой обобщения экономических фактов. Закономерности, изучавшиеся его представителями, были продиктованы и востребованы реалиями экономической политики буржуазных государств периода простого товарного производства (даже название, которое дал новой науке меркантилист А.Монкретьен – «политическая экономия» - дословно с греческого «законы ведения государственного хозяйства») [14, с. 41-54, 13, с.32-40].

Для понимания дальнейшего развития экономического знания и приобретения им научного характера следует изучить ситуацию, сложившуюся в отрасли экономического знания в ХVII – ХVIII вв., а также основные концепции развития науки [1, с.595-605]. Однако множественность таких моделей порождает проблему выбора, какой из них придерживаться. Напомним, что в соответствии с принципом множества определений, оптимальным вариантом является описание реального процесса развития научного знания с помощью всех моделей одновременно. Вместе с тем, это достаточно трудоемкое и сложное занятие, поэтому воспользуемся одним из компромиссных методологических средств – моделью изменения «классических ситуаций» Й.Шумпетера [1, с.605-607].

Первая классическая ситуация совпадает с утверждением классической политической экономии. Заметим, что одной из характеристик первого классического состояния является то, что КПЭ выступала как критическое преодоление недостатков меркантилизма и ознаменовала собой движение к экономике как искусству и зрелой науке. В связи с этим необходимо тщательно проанализировать обстоятельства и сущность процесса перехода от меркантилизма к КПЭ [1, с. 611-613, 14, с. 55-57]. Обратитесь к таблице 11 в [1, с.615]. Раскройте основные идеи представителей различных течений внутри КПЭ [1, с. 614-620, 13, с.42-88].

В первой половине ХIХ в вопросы, на которые традиционная классическая доктрина не могла дать исчерпывающего ответа, превратились в животрепещущие для общества проблемы. Это вызвало кризис экономической науки [13, с. 95-109] и привело к наступлению второго классического состояния – формирования неклассической микроэкономической теории. Заметим, что вторая половина ХIХ в ознаменовалась сразу тремя важнейшими событиями в развитии экономической науки: трансформации классической традиции в марксизм и маржинализм, а также возникновением исторической школы и ее наследника – институционализма. Проанализируйте основные методологические дискуссии того времени [5] и теоретические системы [13, с. 110-136 – марксизм; 1, с. 621 – 627, 13, с.176 - 185 – теоретические основы маржинализма и неоклассической доктрины; 15, с.124-128, 310-319 – историческая школа и традиционный институционализм].

Далее необходимо рассмотреть, какие события в экономической жизни и какие научные проблемы обусловили кризис неоклассической микроэкономики в первой половине ХХ в [1, с. 628-629; 17]. Третья классическая ситуация как раз и связана с возникновением и развитием теории, критиковавшей идеализированный механизм рыночного саморегулирования и доказавшей необходимость активного государственного вмешательства в экономику – кейнсианского учения. Проанализируйте его сущность и варианты (кейнсианско-неоклассический синтез и посткейнсианство) [1, с. 629-633].

Итак, до 70-х гг. ХХ в основным течением в экономической науке был кейнсианско-неоклассический синтез. Однако, его неспособность объяснить явление одновременной инфляции и безработицы, неэффективность государственной экономической политики, основанной на кейнсианских рецептах, привели к тому, что в 70-х гг. пальма первенства в mainstream окончательно переходит к неоклассицизму и вписавшимся в его рамки элементам неокейнсианства, неоинституционализма и неолиберализма. Остальные течения (социал-демократия, футурология, посткейнсианство, поведенческие экономические теории) являются альтернативными основному, хотя они не только не теряют своего значения, но их роль даже возрастает. Ознакомьтесь с современной ситуацией в экономической науке [1, с. 634-646, с. 607-610; 13, с. 756-763 (!); 17].

Обратите внимание на проблему позитивного и нормативного подходов в экономической науке [13, 17]. Отметим, что нормативный подход лежит в основе практической функции экономической теории. Значение экономической теории заключается в том, что она создает предпосылки для формирования адекватного действительности восприятия, суждения и поведения экономических субъектов и для постижения совокупности конкретных экономических наук. Профессионализм во владении ими зачастую определяет характер экономического курса и действенность экономической политики [16, 17].

 

Краткие выводы

1. Экономическая наука является способом отражения экономической действительности. Вместе с тем, единого определения ее объекта, т.е. того, что, собственно, необходимо относить к «экономическому», нет. Это предмет научного поиска и сегодня.

2. Поскольку экономическая наука исследует сложные явления человеческой жизни, то возникает проблема адекватного (наиболее точного, соответствующего) описания и измерения этих явлений (в этом содержание познавательной функции науки). Для этого используются общие и специальные методы познания, которые составляют основу методологии науки.

3. Аппарат познавательных средств науки – методология – подчиняется логике развития объекта познания, но одновременно развивается и по собственным законам (описание его – теоретическая функция науки).

4. В качестве основного способа познания и основного понимания предмета и смысла экономической науки в разное время предлагались различные методологические установки и программы.

5. Одним из важнейших методологических вопросов является вопрос применимости результатов познания экономической теории. Эта проблема – часть дискуссии позитивного и нормативного подходов к познанию.

6. В современном понимании экономическая теория может и должна выполнять практическую функцию, которая заключается в формировании экономического мышления и экономического образа действий людей и их групп, определении ориентиров экономического развития.

 

Учебные задания

1. Проанализируйте определения объекту экономической науки, приведенные в таблице 1.1. На какие основные аспекты экономической действительности делаются акценты в них ?

2. Проанализируйте тождество «общая экономическая теория» º «политическая экономия», представленное на рисунке 1.3. Как это тождество соотносится с аналогичным, представленным на рисунке 1.2 ?

3. Определите среди приведенных ниже примеров экономические явления, процессы и механизмы: а) существование производства; б) инфляция; в) накопление капитала; г) обмен; д) курс гривны; е) купля-продажа; ж) производство сахара; з) снижение курса гривны; и) распределение по вкладу; к) рента; л) отношения собственности; м) отчуждение.

4. Какие элементы экономической действительности относятся к сфере внимания микро- и макроэкономики: а) распределение национального богатства; б) ликвидация экономических последствий наводнения; в) поиск работы студентом Мякотиным; г) продажа хлебопродуктов на Центральном рынке г.Донецка; д) эмиграция украинских программистов в США; е) выборы Президента Украины; ж) социальная защита; з) выбор доцентом Киселевой продолжительности рабочего дня; и) распределение прав собственности во время приватизации государственного предприятия, которое загрязняет природу ?

5. Поясните действие следующих экономических законов с помощью принципов, законов и категорий философии, общих методов экономической теории: закон роста организации производства (с ростом объемов и качественным совершенствованием технологии производства возрастает и организационный уровень управления им), закон цикличности развития экономики (развитие экономической системы происходит циклическим путем), закон усиления государственного вмешательства (с усложнением экономической системы возрастает роль государства в экономике), закон трансформации закономерностей экономических систем (в процессе трансформации экономической системы снижается интенсивность и сфера действия закономерностей ее прошлого состояния и происходит становление качественно новых закономерностей).

6. Является ли возможным непосредственное влияние внешней макросреды на систему ? Как проявляется взаимодействие в векторе «система – внешняя среда»? О каком свойстве системы это говорит ?

7. В предисловии к I тому «Капитала» К.Маркс писал, что при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. Что должно помочь в экономическом исследовании ? Раскройте сущность этого метода и его значение для содержания науки.

8. Принципы универсальной рациональности и свободы интерпретаций являются порождением постмодернизма в науке. Их критикуют за то, что свободное создание большого числа определений одному явлению, отход от объективности познания может привести к хаосу персональных изложений по типу «что вижу, о том пою». Проанализируйте эти принципы с позиций метода научной абстракции.

9. Что является формальным признаком различения статических, сравнительно статических и динамических функциональных моделей ?

10. Определите экономический тип функций: функция потребления населения, функция максимизации насыщения потребителя, функция затрат, функция массы налога от его ставки, производственная функция, функция предложения, функция государственного долга от ставки процента.

11. Имеется связь между Y параметрами x1, x2, x3. Вследствие изменения последних Y изменился на DY=3,5, причем: DY (Dx1) = ½, DY (Dx2) = 2, DY (Dx3) = ½. Какой является связь между Y и x1, x2, x3: функциональной или стохастической, если синергетический эффект отсутствует ?

12. Известно, что одна из наиболее существенных стохастических связей в различных системах описывается функциями: у1 = 25х1 + 30х2 + 4х3 + 7х4 +2t + 1; у2 = 0,2х1 + 0,4х2 + 0,7х3 + 1,5х4 + 5t + 4. Также известно, что х1, х2 – внутренние факторы системы, х3, х4 – внешние факторы системы, t – фактор времени. Какая из систем более нестабильна и динамична, если результативные изменения в моделях полностью раскладываются между упомянутыми факторами и случайностью ?

13. Определите угол наклона графиков функций и направление их изменения: у = 2х+5, у = 3х-4, у = -0,2х+7, у = -4х - 1,5х2 +2

14. Функция затрат ТС = 3х2- 2х +4, функция дохода TR = 4х2 - 8х – 9, где х – объем производства. Если прибыль П = TR –ТС, то при каком объеме производства она будет максимальной ?

15. Какие принципиальные проблемы могут возникнуть при проведении социально-экономического эксперимента ? Обоснуйте закон ошибочности энтропийного вмешательства. Подумайте над этическими проблемами социального эксперимента.

16. Проанализируйте историю развития науки с ХVII века (возникновение КПЭ) и до нашего времени (формирование неоклассическо-неоинституционального направления и альтернатив ему). Раскройте кратко основные научные и методологические достижения возникавших и трансформировавшихся течений и школ экономической мысли с указанием причин. Определите научную преемственность между различными школами и направлениями, их схожие и различные черты. На основании этого постройте схему развития экономической теории и поясните ее сущность с помощью всех известных моделей развития науки.

17. Заполните графу «Представители» в следующей таблице

Таблица 1.4. Эволюция представлений о предмете экономической теории

Этапы Содержание этапов Представители
1. Экономия А) Учение о справедливости: экономия хрематистика; Б) Схоластика: первый опыт систематизации категорий А)     Б)
Политическая экономия А) Меркантилизм; Б) Классическая политэкономия; В) Маржинализм А) Б)   В)
Экономикс А) Неолассицизм; Б) Кейнсианство; В) Монетаризм, Экономика предложения, Теория рациональных ожиданий А) Б) В)
Институционализм Исследование эффективности форм отношений между людьми  

18. Разграничьте позитивные и нормативные утверждения: а) уровень цен возрос на 2%; б) инфляция снижает благосостояние лиц с фиксированным доходом; в) спрос на товар находится в обратной зависимости от его цены, г) монетарная политика «шоковой терапии» является неэтичной, д) высокие налоги являются антистимулами для развития предпринимательства, е) налоговый пресс следует переложить с малого на большой и средний бизнес.

 

Словарь

Предмет науки – то, что изучает наука, что она пытается объяснить.

Объект науки – то, на примере чего исследуется предмет, ограниченная часть действительности.

Экономическая теория – наука о закономерностях развития экономических систем (экономических отношений экономических субъектов по поводу объектов экономической действительности во всех сферах общественного производства) в условиях императива выбора между альтернативными целями и ограниченными средствами их достижения, которые также имеют альтернативное применение. Заметим, что ограниченность ресурсов рассматривается не только и не столько в физическом смысле, а как невозможность полного и одновременного удовлетворения ими потребностей всех членов общества.

Общая экономическая теория – наука об общих закономерностях, строения содержания и развития экономических систем.

Микроэкономика – наука о закономерностях поведения отдельных субъектов экономической системы, условиях и механизмах согласования совокупности их индивидуальных целей.

Макроэкономика – наука о закономерностях поведения агрегированных субъектов экономической системы и функционирования национальной экономики в целом.

Мировая экономика – наука о закономерностях совместного развития национальных экономических систем и о мировом экономическом пространстве как результате их взаимодействия.

Экономическая история – наука о конкретно-исторических формах существования и развития экономических систем

История экономических учений – наука о закономерностях и содержании процесса познания экономической действительности

Экономическое явление – определенный случай, событие, феномен в состоянии экономической действительности; ее массовая систематизированная характеристика.

Экономический процесс – экономическое явление в динамике.

Экономический механизм – способ реализации причинно-следственных связей между экономическими явлениями в процессе их развития.

Экономическая категория – понятие, отражающее в наиболее общем виде экономическое явление, процесс, механизм.

Экономический закон – выражение внутренне необходимых, сущностных, стабильных причинно-следственных связей между противоречивыми сторонами, свойствами экономических явлений, процессов и механизмов.

Экономическая истина – адекватное отражение сущности экономических фактов, соответствующее объективной реальности.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.

Концепция – определенный способ понимания и трактовки какого-либо факта.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений; высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных свойствах определенной области действительности.

Методология – 1) способ, которым устанавливается отношение соответствия между теорией и действительностью; определяет выбор проблем, которые должна решить наука, их иерархию, интерпретацию предлагаемых решений; 2) наука о методах познания.

Постмодернизм – парадигма всоциальных науках, исповедующая отказ от позитивного подхода и уделяющая внимание личности исследователя и субъективному восприятию действительности.

Парадигма – 1) совокупность убеждений, ценностей, технических средств, характерная для членов данного научного сообщества; 2) общепринятый образец решения научных задач; 3) исследовательская программа.

Принцип – исходное положение и основа научной системы

Принцип материализма – бытие первично, сознание вторично

Принцип системности – любое явление является системой

Принцип синергии – развитие любой системы является нелинейным, нестабильным и открытым

Принцип коэволюции – развитие сопряженных систем является взаимосвязанным

Принцип развития – изменение систем является необратимым, направленным и закономерным

Принцип историзма – современное состояние системы и тенденции ее развития определяются историческим процессом (прошлым)

Принцип универсальной рациональности – нечто может быть правильно интерпретировано и оценено только в рамках системы рациональности самого нечто.

Принцип свободы интерпретаций – множество определений состоянию и развитию объекта, владение элементами различных методологических культур его исследования обеспечивает новый способ верификации (подтверждения) гипотезу, когда истина начинает проступать сквозь множество интерпретаций, оценок, контекстуальных изложений.

Закон количественно-качественных изменений – количественные изменения на определенном этапе развития явлений переходят в качественные, а их новое качество, в свою очередь, определяет характер, направление, возможности и темпы протекания количественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей – процесс взаимодействия противоположностей в явлениях является внутренним источником их развития

Закон отрицания отрицания – саморазвитие любой системы идет в направлении ее совершенствования или приспособления.

Закон исключенного третьего – «верно или неверно – третьего не дано».

Сущность – основное, определяющее свойство, качество, которое обусловливает все остальные качества и свойства.

Явление – форма проявления сущности, внешнее качество объекта.

Содержание – совокупность составляющих частей, элементов и связей между ними, смысл объекта.

Форма – способ внутренней организации содержания.

Причина – взаимодействие явлений и процессов, которое обусловливает появление других явлений и процессов либо определенные количественно-качественные изменения взаимодействующих сторон.

Необходимость – отражение внутренних, стойких причинно-следственных связей и отношений, которые обязательно приводят к развитию в определенном направлении.

Случайность – отражение несущественных, нестойких, единичных связей и отношений, которые, вероятно, приведут к развитию в определенном направлении.

Действительность – объективно существующее.

Возможность – потенциально существующее как комплекс предпосылок, тенденций.

Системный подход – рассмотрение ограниченной части действительности как системы – совокупности подсистем, элементов и компонентов с характерными для них свойствами, взаимодействие которых между собой и с внешней средой порождает качественно новую целостность.

Ситуационный подход – выделение внешней и внутренней среды и признание важности их взаимодействия для состояния системы.

Синергия – несводимость свойств системы к совокупности свойств отдельных ее элементов (2 + 2 ≠ 4).

Энтропия – мера неупорядоченности системы.

Эмерджентность – появление в системе новых качеств, которые в значительной мере не зависят от количественных изменений в отдельных ее частях.

Абстракция – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью постижения его внутренних, стойких, существенных и общих связей.

Дедукция – логический прием, заключающийся в получении отдельных конкретных выводов на основе знания общих положений

Индукция – логический прием, заключающийся в получении общих выводов и положений на основании изучения отдельных фактов, или более общего знания на основе менее общего.

Исторический метод – способ познания конкретных условий развития экономической системы и ее элементов в их исторической последовательности.

Логический метод – способ познания экономической системы и ее элементов в период достижения ими определенного уровня зрелости.

Социально-экономический эксперимент – способ познания истины путем создания искусственных условий и сознательного управления развитием части экономической действительности.

Позитивный подход – требование жесткого единства и объективности методологии исследования, подтверждение жизнью – основной критерий истинности; недопустимость оценочных утверждений со стороны исследователя, поиск т.н. «чистой теории», не связанной с экономической политикой

Нормативный подход – осознание того, что формирование задач науки неразрывно связано с пониманием важности тех или иных социально-экономических проблем, а их решение зависит от морально-философской позиции ученого; предусматривает легализацию оценочных суждений и усиление практической функции науки.

Экономический курс – совокупность целей и приоритетов экономической деятельности и способов их достижения.

 

Список использованной и рекомендованной литературы

1. Основы экономической теории: политэкономический аспект: Учебник /Под ред. Климко Г.Н. – К.: Знання-Прес, 2001. – 646 с.

2. Мочерний С.В. Методологія економічного дослідження. – Львів: Світ, 2001. 416 с.

3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: Инфра-М, 1999. – 560 с.

4. Тарасевич В. О предмете фундаментальной экономической науки //Экономика Украины. – 1998. - №4. – с. 60-68.

5. Еременко В. О науке и курсе «социальной экономики» //Экономика Украины. – 1996. - №5. – с. 55-62.

6. Евстигнеев В. Экономическая наука в поисках новой методологии//Мировая экономика и международные отношения. – 1995. - №7. – с.5-18.

7. Мантаева Э.И. Принцип системного исследования //Вестник Московского университета. – Сер.6. Экономика. – 2000. - №6. – с. 31-46.

8. Тамбовцев В. Конкуренция исследовательских программ в экономической науке //Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №3. – с. 100-105.

9. Мочерный С. Синергетический подход в экономическом исследовании //Экономика Украины. – 2001. - №5. – с. 4-7.

10. Черковец Е. Политическая экономия как наука: исторические тенденции и социальная востребованность //Российский экономический журнал. – 1996. - №3. – с. 64-73.

11. Бузгалин А., Колганов А. К критике economics (теоретическое обоснование необходимости коррекции господствующей подели учебного курса по экономической теории)//Вопросы экономики. – 1998. - №6. – с.87-107.

12. Бутук А.И. Экономическая теория: Учебное пособие. – К.: Викар, 2000. – 646 с.

13. История экономических учений: Учебное пособие /Под ред. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. – М.: Инфра-М, 2000. – 740 с.

14. Історія економічних учень: Підручник /За ред. Корнійчук Л.Я., Татаренко Н.О.. – К.: КНЕУ, 2001. – 564 с.

15. Юхименко П., Леоненко П. Історія економічних учень: Навчальний посібник. – К.: Знання-Прес, 2002. – 514 с.

16. Львов Д. Экономическая наука и экономическая политика //Экономист. – 1998. - №6. – с. 10-14.

17. Ананьин О. Может ли наука быть руководством к действию? //Вопросы экономики. – 2001. - №2. – с. 48-63.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.