Вопрос 1. Возникновение государства у восточных славян.
Существовало 2 центра возникновения славянской государственности:
А). На севере – Новгород, город, основанный племенами ильменских славян в месте, где р. Волхов впадает в оз. Ильмень. В 862 г. согласно «Повести временных лет» туда был приглашен на княжение варяжский вождь Рюрик, ставший родоначальником княжеской правящей династии.
Б). На юге – Киев, город, основанный племенем поляне. Согласно «Повести временных лет» основателем города считается полянский вождь Кий и его братья - Щек и Хорив. Примерно в одно время с Рюриком власть в Киеве захватили другие варяги – Аскольд и Дир.
Князья
Годы правления
Основные события их политики
Рюрик
862- 879
Ни о его личности, ни о его правлении не известно
Олег
879 – 912
(в Киеве: 882 – 912)
- объединение Киева и Новгорода (882)
- военные походы на Византию и заключение выгодных для Руси торговых договоров (907, 911)
Игорь (сын Рюрика)
912 - 945
- неудачные походы на Византию (941, 944)
- гибель во время похода на древлян за данью (945)
Ольга (жена Игоря)
945 - 957
1-я в истории Киевской Руси государственная реформа: введение погостов и уроков
Святослав
957 - 972
- дунайские походы и войны с Византией (967, 969- -972)
- походы на Волжскую Булгарию
- походы на хазар, после чего Хазарский каганат перестал существовать как государство,
- присоединение вятичей
- погиб в столкновении с печенегами
972 – 980: усобица между сыновьями Святослава
Владимир Святой
(Красно Солнышко)
980- 1015
- принятие христианства в 988 г.
- создание системы оборонительных рубежей от печенегов на южных границах
1015 – 1019 – усобица между сыновьями Владимира
Олег – новгородский и киевский князь, возможно родственник Рюрика, захватил власть в Киеве в 882, убив Аскольда и Дира; дата объединения Киева и Новгорода под одной властью считается формальной датой образования древнерусского государства – Киевская Русь.
Ольга – киевская княгиня, провела 1-ю государственную реформу, упорядочив взимание дани с подвластных племен – ввела уроки и погосты.
Урок – заранее определенный размер дани.
Погост – административный пункт приема дани.
Вопрос 2. Принятие христианства.
Принятие христианства на Руси связано с именем Князя Владимира Святого. Сначала он делает попытку реформы язычества. Владимир задумал сделать Киев религиозным центром Руси. Он создал в центре Киева капище, где стояли идолы основных богов, а главным богом должен был стать Перун.
Но итоги этой реформы не удовлетворили Владимира.
В 988 г. Русь приняла христианство в его восточной разновидности от Византии. Принятию христианства способствовала женитьба Владимира на византийской принцессе Анне.
Христианство являлось монотеизмом – единобожием. Во главе русской христианской церкви стоял митрополит. Он назначался константинопольским патриархом, ему же и подчинялся и был по происхождению греком. Новая религия закрепилась не сразу. Владимир насаждал ее силой, многие города и племена оказывали сопротивление христианским миссионерам. Все население должно было платить в пользу церкви особый налог – десятину – 1/10 часть своего дохода.
Значение принятия христианства:
- способствовала объединению славянских племен,
- способствовала развитию культуры: строились храмы и монастыри, распространялась письменность, создавались мастерские по переписыванию книг, открывались школы,
- способствовала укреплению княжеской власти: согласно христианской традиции – всякая власть от Бога,
- способствовала укреплению международного авторитета Руси,
- улучшилась нравственность, искоренялись дикие племенные обычаи, церковь взяла под свой контроль семью, воспитание детей.
Вопрос 3. Социальные отношения в Киевской Руси.
Киевская Русь была раннефеодальной монархией.
Феодализм – это система общественных отношений, при которых основной собственностью была земля; для феодальных отношений характерно сочетание крупной земельной собственности и мелкого крестьянского владения. Общество делилось на 2 основных класса – феодалов (землевладельцев) и зависимых крестьян. Крупное земельное владение на Руси, передаваемая по наследству, называлось – вотчина.
Зависимость крестьян выражалась в следующем: за пользование землей, принадлежавшей феодалу, крестьянин платил феодальную ренту:
- оброк – плата за пользование землей продуктами своего хозяйства: зерно, мясо, воск, мед, масло, меха;
- отработочная рента – барщина – все работы крестьян в хозяйстве феодала: извоз, строительные работы, сельскохозяйственные работы.
Верховным собственником всех земель выступало государство в лице князей Рюриковичей. Государство (князь) наделял земельными участками своих приближенных за службу.
Кроме того, существовала еще одна форма зависимости – подчиненные киевским князьям племена были обязаны платить дань: кожи, лошади, меха, зерно, ремесленные изделия, воск, мед, гривны серебра, лен, ткани.
Князь с дружиной по окончании сельхозработ поздней осенью объезжал подданные племена и собирал дань – это называлось полюдье.
Социальная структура Киевской Руси:
Ремесленники, крестьяне-общинники
Купцы
Смерды – крестьяне – общинники, попавшие в зависимость от феодала.
Рядовичи – крестьяне, нанимавшиеся на работу к феодалу по договору (договор – ряд), при невыполнении работ могли попасть в холопы.
Закупы – крестьянин, взявший ссуду (купу) у феодала на определенный срок, невозвращения долга превращало должника в холопа.