Ходить мальчики начинают примерно на 2-3 месяца позже, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.
К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму.
У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
В играх девочки чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Мальчики в играх чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам.
В эмоциональной сфере мальчики и девочки реагируют по-разному. В ситуации, вызывающей эмоции, у девочек резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мальчики же кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Мальчики дают пик эмоциональной активности на первых минутах разговора, но он, в отличие от девочки, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Чтобы не сломаться, мальчики просто отключают слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Для мальчиков фразы должны быть четкие и более емкие по смыслу.
Как эти особенности сказываются на учебе у детей?
К поступлению в школу (к 7 годам) у мальчиков еще есть отставание в малой моторике рук: чувствительность их пальцев более низкая, как результат – держать ручку, карандаш или ножницы ему намного сложнее, чем девочкам. А вот большая моторика, которая находится в стадии развития, наоборот, преобладает. Поэтому у мальчиков возникают большие проблемы с усидчивостью и дисциплиной на уроке.
Время, необходимое для вхождения в урок (период врабатываемости) также зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго.
В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно, а вот мальчики мыслят нестандартно и интересно, но им более свойственно молчание, их внутренний мир часто скрыт от нас и кажется, что они не думают, не ищут решения. Но нам всего лишь так кажется.
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. Мальчикам не свойственна тщательность решения и аккуратность оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях, что повлияет на конечный результат-оценку.
Девочкам и женщинам свойственно лучше выполнять типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали. Девочки быстрее читают и красивее пишут, у них беглая речь, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у 6-летних мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
Мальчики более ориентированы на усвоение информации, а девочки на отношения между людьми. На появление чего-то нового мальчики задают вопрос «Что это?», «Для чего это?», а девочки начинают с оценки - «нравится-не нравится», «красиво-не красиво».
Девочки в большинстве своем тише и прилежнее, им проще дать задания, поручать определенные дела. Мальчики же все время пытаются внести что-то новое, выйти за заданные рамки.
Усталость девочек часто вызвана истощением правого «эмоционального» полушария, мальчики же чаще утомляются и истощаются интеллектуально при снижении активности левого «рационально-логического» полушария. В этом случае лучше использовать упражнения на смену деятельности: при эмоциональном истощении – занятия на логику, например конструирование; при интеллектуальной утомляемости – активизация эмоциональной сферы, например такие упражнения, как «Изобрази эмоцию», «Отгадай эмоцию» и пр.
Наши мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Но все они хотят быть для мамы и папы самыми хорошими и самыми любимыми. Постарайтесь понять и принять их такими, какими создала их природа. В добрый путь!
При воспитании мальчиков:
- Если ваш ребенок активный, установите для него перекладину для подтягивания. Физические упражнения очень полезны, особенно для мальчиков, чтобы «выпустить пар», дать выход чрезмерной энергии.
- Поддерживайте активную модель поведения вашего ребенка, так как именно активность является важной чертой мальчика.
- Ролевые модели важны в воспитании мальчика, они будут проявляться во всех аспектах жизни вашего ребенка. Мальчишкам необходимо общение с мужчинами, не обязательно с отцами.
- Выделяйте у мужчин положительные качества, например: внимательность, ответственность, мужественность, доброжелательность и т.д.
- Всегда говорите мальчику, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если они пока не увенчались успехом.
- Приобщая мальчика к вашим ценностям, разрешите ему интерпретировать их по-своему. Он будущий мужчина, и он будет реагировать на эмоциональные ситуации не так, как это делаете вы.
- По возможности заинтересовывайте и приобщайте сына к выполнению несложных обязанностей по дому, работе с техникой.
-Перед занятием или выполнением какого-либо задания дайте возможность вработаться, то есть настроиться на работу. Переходите от простых заданий к сложным.
При воспитании девочек:
-Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.
- Приводите примеры из жизни известных героинь. В них немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.
- Чаще предоставляйте девочке возможность проявлять заботу о ком-то. И, обязательно, отмечайте это: признание заслуг - огромный стимул для ребенка.
- Если девочка часто проявляет «разбойничьи выходки», постарайтесь занять ее в спортивных, подвижных играх.
-Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь на этот детский опыт взаимоотношений.
- Приучайте девочку к домашнему труду, но в разумных пределах. Иначе, выйдя замуж, вопреки ожиданиям она может сказать «Ну вот, теперь можно отдохнуть!»
- Мама должна очень трепетно относиться к растущей в семье девочке, являться для нее примером во всем. Заниженная самооценка у взрослой женщины почти всегда является результатом недостаточной любви матери в детстве или ее излишней критичности и требовательности.
- Девочки очень нуждаются в тактильных прикосновениях, в ласке получая тепло, любовь и поддержку, приобретая уверенность в себе.
- С детства приучайте девочку следить за собой и за порядком в своей комнате.
- Для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор умений и навыков, но и научиться строить отношения с мальчиками.
- Следует избавиться от гендерных стереотипов, например таких, как «Мальчики-более способные математики». С раннего детства девочке лучше слышать от взрослых: «Девочки в математике могут достичь больших высот» и т. д.
- Нужно помнить, что образ своей куклы ребенок переносит на себя. Подбирайте для девочки кукол с нежными лицами и ролевыми позициями: кукла-мама, кукла-папа, кукла-ребенок.