1. Показатели, используемые в планировании, делятся на обобщающие и частные.
а) Обобщающие показатели – это основные показатели в отдельных разделах плана, получаемые с помощью стоимостной оценки, в том числе по производству и реализации продукции, труду и заработной плате, себестоимости (издержкам обращения) и прибыли.
б) Частные показатели в большей мере носят информационный характер.
2. В зависимости от положенных в основу измерителей показатели подразделяются на стоимостные и натуральные.
а)Натуральные показатели отражают вещественную сторону производства и реализации продукции (товаров, услуг). Они измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции.
Для расширения сферы использования натуральных показателей применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продукции к единому измерителю при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ, имеющее наибольшее экономическое значение.
б) Стоимостные показатели определяются величиной денежных затрат по оплате (выручке) в сопоставимых базовых и текущих ценах. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции). С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.
3. В зависимости от характера оценки производственных процессов показатели могут быть количественными и качественными.
а)Количественные показатели используются для выражения непосредственных результатов производства или работ.
б)Качественные показатели применяются для оценки соответствия плановых заданий существующим критериям (стандартам, техническим условиям). Они делятся на две группы: технико-экономические и экономические.
Технико-экономические показатели отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. К ним относятся, например, выход бензина с одной тонны сырой нефти.
Экономические показатели характеризуют эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К ним относят производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и т.д.
Планы хозяйственной деятельности торгового предприятия разрабатываются по широкому кругу показателей. Среди них выбирают опорные, способствующие достижению стратегической цели. Однако любой торговой компании независимо от целей программы необходимо планировать основные показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности (показатели первого уровня):
· балансовую прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения);
· балансовую прибыль на одного среднесписочного работника;
· размер затрат в процентах к валовому товарообороту;
· размер издержек обращения в процентах к валовому товарообороту.
Необходимо планировать также (показатели второго уровня):
· Объем товарооборота;
· Структуру товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данной фирмы ассортиментным группам;
· Валовой доход;
· Структуру затрат;
· Объем товарооборота в расчете на одного работника торговой группы.
Показатели третьего уровня характеризуют реализацию подпрограмм по развитию материально-технической базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и т.п. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической базы отражают такие показатели, как
· размер торговых площадей;
· количество единиц установленного оборудования различных видов;
· число филиалов.
Контроль за реализацией планов.
Процесс контроля – неотъемлемый инструмент реализации целевых программ и текущих планов. Контроль не следует рассматривать как изолированную, имеющую четкие границы функцию управления процессом планирования. Он присущ всей управленческой деятельности. Система контроля позволяет:
· определять фактические результаты работы фирмы;
· своевременно корректировать содержание мероприятий выполнению плановых заданий;
· выявлять слабые стороны коммерческой деятельности;
· оценивать альтернативы развития;
· устанавливать степень достижения целей.
Система контроля создается одновременно с разработкой программ и текущих планов и является их неотъемлемой частью. В иерархии управления торговой компанией можно выделить три уровня контроля (см. рис.).
Оперативный контроль ориентирован на оценку соответствия плановым заданиям фактических результатов работы предприятия: объема и структуры товарооборота, состояния текущих товарных запасов, производительности труда, эффективности использования оборудования и др.
Тактический контроль – более высокий в структуре управления, предполагает оценку отклонений в выполнении своих договорных обязательств, колебаний конъюнктуры регионального потребительского рынка, изменений в деятельности конкурентов, соответствия производительности труда работников показателям лучших предприятий подобного типа и профиля и т.п.
Высший уровень контроля – стратегический контроль предназначен для сверки стратегических целей компании с возможностью и целесообразностью их достижения с учетом предвидения будущего состояния внешней среды, понимаемого в широком смысле (внешнеполитический курс государства, его экономическая политика, демографическая обстановка, изменения в доходах и структуре расходов населения, народно-хозяйственная и отраслевая конъюнктуры, трансформация психологии поведения потребителей и др.).
Цели функционирования предприятия:
· оперативные;
· тактические;
· стратегические
→
Контроль, измерение, сравнение,
оценка отклонений
←
Критерии достижения
целей
↓
Комплекс действий, корректирующих хозяйственную деятельность предприятия
Рис.1. Организация контроля реализации целевых программ и текущих планов
Применение системы контроля позволяет осуществлять определенные действия, направленные на устранение причин возникновения отклонений от намеченных программ и планов, и даже корректировать стратегические цели.
Бизнес-план: понятие, назначение, структура, типы
Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Бизнес-план – документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Назначение бизнес-плана
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:
· Как начать дело;
· Как эффективно организовать производство;
· Когда будут получены первые доходы;
· Как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;
· Как уменьшить риск?
Бизнес-план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений его деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция способствует привлечению денежных средств (ссуд, кредитов) извне. Решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция помогает привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственные капитал или технологию.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, распределить обязанности.
Основные разделы бизнес-плана
Раздел «Описание предприятия, отрасли и продукции»:
1. описание предприятия – приводятся основные сведения о предприятии; краткая история предприятия; описывается тип бизнеса, основные виды деятельности;
2. описание отрасли – указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма;
3. описание продукции – приводятся показатели качества; экономические показатели, внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; показатели экспорта и его возможности.
В разделе «Анализ рынка сбыта» указывается, насколько часто и охотно покупатели приобретают товар или обращаются за услугами; кто именно покупает товар или обращается за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в товаре или услуге) и т.п.
Конкуренция на рынках сбыта. Необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.
План маркетинга содержит информацию по следующим направлениям: схема распространения товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования потребителей.
План производства – содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только тема предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции иди услуги. Главная задача раздела – подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Организационный план отвечает на вопросы: какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела; на каких условиях будут привлекаться специалисты – на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей; как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование.
Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Оценка риска и страхование(см. вопрос «Предпринимательскийриск…).
Финансовый план – обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.
Стратегия финансирования.
Бизнес-план может содержать и другие разделы, в частности инвестиционный план.
Существует два подхода к разработке бизнес-плана.
Первый подход заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.
При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются специализированные фирмы.
Бизнес-план торгового предприятия
Бизнес-план – это описание исходного состояния экономической системы и направлений ее изменения для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности и этапов реализации.
Цель разработки бизнес-плана – иметь план хозяйственной деятельности на кратко- и среднесрочную перспективу, отвечающей потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов. Он разрабатывается для вновь создаваемого (в основном малого) предприятия и помогает предвидеть проблемы на пути успешного ведения бизнеса. Кроме того, этот документ необходим для получения финансовых ресурсов от инвесторов или кредиторов. План разрабатывается на 1-2 года и служит основой для его уточнения на каждый последующий год.
Бизнес-план помогает предпринимателю ясно представить свой будущий бизнес, поскольку для его составления требуется:
· описать вид и тип предприятия;
· определить конкретные направления деятельности (специализацию предприятия, рыночную нишу, возможное место на данном сегменте рынка);
· рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата денежных сумм;
· уточнить направления использования денежных средств;
· определиться с потребностью в кадрах, их количестве, квалификации и оплате труда;
· составить план действий по выходу и закреплению на рынке;
· учесть положения действующего законодательства, включая региональное, регламентирующее ведение торгового бизнеса;
· оценить конкурентное окружение;
· предвидеть барьеры на пути вхождения в рынок;
· изучить рынок;
· разработать программу продвижения товаров на рынок, включая затраты на рекламу, стимулирование продаж, расширение каналов сбыта и т.п.;
· определить ценовую политику предприятия и динамику цен на выбранном рыночном сегменте;
· установить цели по объему продаж с выделением отдельных этапов;
· выбрать формы и методы продажи товаров;
· исследовать условия предложения товаров производителями (поставщиками);
· составить план доходов и расходов и другие разделы финансового плана.
Предпринимательский риск, управление
рисками и методы их оценки
Предпринимательство любого вида, как правило, связано с риском, который принято называть хозяйственным или предпринимательским.
Риск – это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.
Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его активного функционирования.
По факторам возникновения выделяют:
1. политические риски – это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны);
2. экономические риски – это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике страны или предприятия.
По характеру учета риски делятся на:
1. внешние, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории:
а) страновой риск – риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от своих внешних долговых обязательств;
б) валютный риск, связанный с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа;
в) налоговый риск, связанный с возможными изменениями налоговой политики государства;
2. внутренние – риски, обусловленные деятельностью предприятия и его контактной аудитории:
а) организационный риск – риск, обусловленный недостатками в организации работы;
б) ресурсный риск. Причины – отсутствие запаса прочности по ресурсам при изменении ситуации, нехватка рабочей силы, материалов, продукции;
в) портфельный риск. В процессе функционирования любой фирмы приходится решать трудную задачу определения размера и сферы приложения инвестиций;
г) кредитный риск – это риск невыплаты заемщикам долга и процентов по нему в соответствии со сроком и условиями кредитного договора;
д) инновационный риск, связанный с финансированием и применением научно-технических новшеств.
По сфере возникновения выделяют:
1. производственный риск. Он связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени;
2. коммерческий риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем;
3. финансовый риск, связанный с невыполнением фирмой своих финансовых обязательств;
4. страховой риск – риск наступления предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму).
Общая классификация рисков предприятия
Различают глобальный (общегосударственный) и локальный (на уровне предприятия) риски. Они обусловливают друг друга, воздействуют друг на друга и в то же время являются автономными.
Риски предприятия подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предприятия. К нему можно отнести необоснованно малые отчисления на производственное развитие, изъяны кадровой политики предприятия, отсутствие деятельности по созданию новой конкурентоспособной продукции и др.
Краткосрочный, или конъюнктурный, риск может иметь место при выборе нерациональных форм организации расчетов конъюнктуры рынков, необязательного контрагента и т.п.
В зависимости от содержания деятельности известны следующие виды предпринимательского риска:
· производственный;
· коммерческий;
· финансовый;
· кредитный;
· процентный.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска – уменьшение размеров производства, несоответствие качества продукции спросу, рост материальных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и др.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска – снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товаров в процессе обращения, рост издержек обращения.
Финансовые риски – это нередко спекулятивные риски, которые возникают в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами.
Финансовые риски подразделяются на два вида:
· риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, дефляционные, валютные риски, риски ликвидности);
· инвестиционные риски, связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).
Инфляционный риск – это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск – это риск того, что при росте дефляции происходит падение цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности – это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.
Риск прямых финансовых потерь возникает в результате неосуществления (или частичного осуществления) инвестиционного проекта.
Кредитный риск – опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.
К процентным рискам относится риск потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, а также риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением размера дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Помимо классификации рисков по видам деятельности существуют и другие классификации, согласно которым выделяют биржевые, селективные риски, риск банкротства.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся:
· риск неплатежа по коммерческим сделкам;
· риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирме и др.
Селективные риски – это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособность его рассчитываться по взятым обязательствам.
Источники, способствующие возникновения риска:
· ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов при принятии и реализации решений;
· невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;
· относительная ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, идеалах, намерениях, оценках, стереотипах поведения.
Элементы риска в хозяйственную деятельность вносят:
· необходимость выбора новых инструментов воздействия на экономику в условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам развития;
Снижение риска на предприятии достигается в результате целенаправленного управления рисками.
Управление рисками означает предотвращение появления того или иного вида риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери.
Основные приемы управления риском:
1. избежание риска – означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Избежание риска является наиболее простым и радикальным направлением в системе управления риском;
2. снижение степени риска – предполагает сокращение вероятности и объема потерь;
3. принятие риска – означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности.
Основными методами системы управления предпринимательским риском являются анализ, прогноз, планирование и учет.
К предупредительным мероприятиям относятся следующие методы снижения риска:
1. страхование – это соглашение, согласно которому страховщик за определенное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю, произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и (или) случайностей (страховой случай), которым подвергаются страхователь или застрахованное им имущество;
2. хеджирование – система мер, позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в результате неблагоприятных изменений курса валют, цен на товары, процентных ставок и т.п. в будущем. Такими мерами являются: валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.;
3. сострахование – вид страхования, суть которого состоит в том, что страховщик устанавливает для себя предельный размер страховой суммы, которую он может оставить на собственном удержании. Если предполагаемая сумма страхования превосходит этот максимум, то страховщик может принять на себя только часть этой суммы, предоставляя страхователю право застраховаться на недостающую сумму у других страховщиков;
4. перестрахование – страховщик (страховая компания) принимает на себя ответственность по всей сумме страхования и уже от своего имени обращается к другому страховщику с предложением передать часть риска на ответственность последнего;
5. поручительство предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника;
6. залог – способ обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами;
7. распределение риска. Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком). При этом каждый участник выполняет запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта;
8. резервирование средств как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств;
9. диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой (например, хранение свободных денежных средств в различных банках). Важным условием эффективности принимаемых мер является независимость объектов вложения капитала. Диферсификация является способом снижения несистематического риска;
10. лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. Применяется чаще всего при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п.
Основные понятия
Валютный риск – риск, связанный с изменением валютных курсов.
Инновационный риск - риск, связанный с финансированием и применением научно-технических новшеств.
Коммерческий риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.
Кредитный риск – это риск невыплаты заемщикам долга и процентов по нему в соответствии со сроком и условиями кредитного договора.
Налоговый риск - риск, связанный с возможными изменениями налоговой политики государства.
Организационный риск – риск, обусловленный недостатками в организации работы предприятия.
Планирование – это разработка мотивированной модели действий.
Планирование на предприятии – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировка в соответствии с изменяющимися условиями. Это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
Политический риск – это риск, обусловленный изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны).
Портфельный риск возникает в процессе функционирования любой фирмы, когда приходится решать трудную задачу определения размера и сферы приложения инвестиций.
Производственный риск – риск, связанный с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени.
Ресурсный риск, причинами которого являются: отсутствие запаса прочности по ресурсам при изменении ситуации, нехватка рабочей силы, материалов, продукции и т.п.
Риск – это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.
Страновой риск – риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от своих внешних долговых обязательств.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования.
Стратегия -комплекс долгосрочных мер или подходов.
Страхование – это соглашение, согласно которому страховщик за определенное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю, произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и (или) случайностей (страховой случай), которым подвергаются страхователь или застрахованное им имущество;
Страховой риск – риск наступления предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму).
Текущее планирование – установление краткосрочных целей предприятия и определение тактики их достижения.
Финансовый риск, связанный с невыполнением фирмой своих финансовых обязательств.
Управление рисками - предотвращение появления того или иного вида риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери.
Хеджирование – система мер, позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в результате неблагоприятных изменений курса валют, цен на товары, процентных ставок и т.п. в будущем. Такими мерами являются: валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.;
Экономический риск – это риск, обусловленный неблагоприятными изменениями в экономике страны или предприятия.