2. Сюжет былины «Исцеление Ильи». Кто исцелил Илью (варианты)?
3. Сюжет и композиция былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»:
а) экспозиция былины:
- изображение главного героя:
- мотивировка отъезда из родительского дома;
б) сюжетная роль «черниговского эпизода»
в) кульминация:
- конфликт и способы его разрешения;
в) киевский эпизод в сюжете былины:
- характер конфликта;
- развязка.
4. Сюжет и композиция былины «Садко».
а) архаические элементы и исторические реалии в сюжете былины;
б) трехчастная композиция былины;
в) характер конфликта двух первых частей;
г) конфликт 3-й части, смысл разрешения «мифологического конфликта в условиях исторического Новгорода.
Библиографический список
1. Аникин В. П. Русский богатырский эпос / В. П. Аникин. – М., 1964.
2. Линец Р. С. Эпос и Древняя Русь / Р. С. Линец. – М., 1964.
3. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – М., 1979.
4. Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., 1958.
5. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи / Б. А. Рыбаков. – М., 1963.
6. Селиванов Ф. М. Былина об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. – С. 352 – 364.
Семинар 3.
Мир и герои сказки
Термины:сказка, художественное время, художественное пространство, герой, тотемизм, антропоморфизм.
Тексты для чтения и изучения
1. «Царевна лягушка».
2. «Сивко-бурко».
3. «Сказка об молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде».
4. «По щучьему веленью».
5. «Несмеяна».
6. «Летучий корабль».
7. «Буренушка». И другие (по выбору).
Вопросы
1. Художественное время сказки (Лихачев Д. С., с. 225–228).
2. Художественное пространство сказки (Лихачев Д. С., с 335–340).
3. Главный герой сказки:
а) эпический «высокий» герой: Иван Царевич (Новиков Н. В., с. 67–70);
б) «низкий» герой: Иван-дурак, Емеля (Мелетинский Е. М., с. 213–256; Аникин В. П., с. 132–138; Новиков Н. В., с. 104–130).
4. Герои-женщины: мудрые девы, страдающие сироты (Новиков Н. В., с. 70–79; Пропп В. Я., с. 186–187; Аникин В. П., с. 139–142; Мелетинский Е. М., с. 161–213).
5. Враждебные героям персонажи: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей (Аникин В. П., с. 116–131; Новиков Н. В., с. 159–219).
6. Следы мифологических представлений в сказке: тотемизм, оборотничество, антропоморфизм, представления о смерти и рождении (Аникин В. П., с. 40–55, 88–108; Пропп В. Я., с. 110–127, 236–243; Кравцов Н. И., с. 110–112).
Библиографический список
1. Аникин В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. – М., 1984.
2. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М., 1977.
3. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – М., 1979.
4. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. – М., 1958. Или его статья в книге: Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1965 (1971).
5. Новиков Н. В. Образы восточно-славянской волшебной сказки / Н. В. Новиков. – Л.,1974.
6. Пропп В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. – Л., 1984.