Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические основания и принципы социальной антропологии

Ю.М. РЕЗНИК

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Содержание и границы предметной области социальной антропологии

Концептуализация предметной области социальной антропологии осуществляется на основе ряда познавательных процедур, таких, как: 1) выделение особого объекта или класса объектов анализа; 2) разработка понятийного аппарата и обоснование проблемного поля этой науки; 3) определение границ и возможностей познания данного объекта (совокупности объектов) и формулирование исходных онтологических принципов или допущений относительно природы, структуры объекта, взятого в его динамике; 4) описание объектов науки в специальных категориях или понятиях и установление эмпирических фактов и зависимостей социокультурного взаимодействия людей; 5) выявление существенных связей, присущих этому объекту и составляющих проблемное поле науки, 6) построение аналитических моделей объекта (объектов), характеризующих их отдельные стороны и связи между ними; и, как итог - 7) создание на основе имеющихся положений целостной концепции (концептуальной системы), которая выражала бы качественное своеобразие объекта.

Исследование практически всех областей антропологического знания направлено на познание целостного человека. Тем не менее человек, а точнее совокупность форм его жизнедеятельности (антропосфера), будучи метаобъектом антропологии вообще, аналитически "расчленяется" на частичные портреты и фрагменты, выделенные в процессе специальных исследований и выражающие предметную специфику данной антропологической дисциплины.

Объектом же социальной антропологии является, по-нашему мнению, не человек, как таковой, а социальная организация (социосфера) его жизни или жизненного мира, рассматриваемая в условиях как традиционных (примитивных), так и современных обществ. Леви-Строс и его последователи подчеркивают приоритетное внимание антропологии к изучению непосредственных форм социальных отношений, локальных социальных структур и социальных установлений (обрядов, обычаев и верований). В качестве же конкретных объектов этой науки выступают различные "жизненные формы" этих обществ, а точнее - формы групповой или "общностной" социальности, т.е. сообщества (объединения) людей, связанных сходными условиями жизни (в т.ч. в условиях экологической адаптации), единым местом проживания (территорией), политической организацией, общей культурой и языком - этнические, семейно-родственные, территориальные, соседские, религиозные и прочие.

 

[…]

Теоретические основания и принципы социальной антропологии

Теоретические основания или исходные допущения социальной антропологии дифференцируются в процессе концептуализации ее предметной области на три группы:

1) "метафизические" допущения или "гипотезы о мире", относящиеся к определению и идентификации объектной сферы всех антропологических наук (человека или антропосферы) и служащие мировоззренческой основой научной парадигмы; 2) "онтологические" допущения, относящиеся к предметной области познания, или, другими словами, специфические представления об исследовательской сфере (социальной организации), содержащие доминирующую интерпретацию действительности в соответствии с принятой парадигмой; 3) специальные или частные допущения, характеризующие отдельные аспекты познания объекта или стороны предметной

области данной науки.

В терминах социальной и культурной антропологии "метафизические", "онтологические" и "частные" допущения определяются соответственно как общеантропологические, общетеоретические (и методологические) и специальные основания. Приведем наиболее важные из них.

Общеантропологические основания: социобиологическая природа человека (признание единства биологического и социального в человеке, природного и социокультурного пространства его жизнедеятельности, физического и исторического времени существования); единство человека как вида (характеристика родовых и общевидовых свойств человека, особенностей его существования); антропоцентристская ориентация (стремление рассматривать социальные и культурные проблемы сквозь призму основного вопроса о человеке, и его позиции как центральной в системе социальных связей); антропологическая редукция (сведение всего разнообразия социокультурных явлений к антропологическим универсалиям, т.е. общевидовым (родовым, общностным и т.д.) свойствам человека и его жизненного мира); антропологическая интерпретация изучаемых социокультурных явлений (исследование систем социального взаимодействия с точки зрения выявления и анализа антропологических универсалий).

Общетеоретические и методологические основания: единство и многообразие явлений социокультурной жизни (стремление к синтезу интегративных и дифференцирующих признаков социальных или культурных феноменов на основе общих принципов методологии научного познания); дуальность (признание изначальной двойственности социальной жизни - ее идеальности и реальности, объективности и субъективности, "естественности" и "искусственности" и пр.); реляционизм (рассмотрение социального мира человека не как содержащего изначально данную субстанцию, а как постоянно меняющуюся конфигурацию определенных жизненных процессов и связей между людьми); динамическая ориентация (рассмотрение социокультурных явлений в их динамическом выражении, т.е. в процессе их самопорождения и саморазвития; исследование динамических процессов в группах, благодаря которым каждый индивид воздействует на свою культуру, а культура – на индивида); объективность (следует рассматривать социокультурные особенности человеческих общностей, поднимаясь над уровнем ценностей и методами мышления группы наблюдателя и приближаясь одновременно к полному отображению ценностей и методов мышления группы наблюдаемых); комплексность (чем более сложной организацией обладает данная общность, тем более разнообразные знания и приемы требуются для ее изучения; при этом антропология стремится удерживать общую форму общности, объединяющую различные проявления ее жизнедеятельности); принцип открытости, т.е. признание бесконечности интерпретации, когда ни один вывод, по определению, не может стать истиной в последней инстанции; задача же антрополога заключается в том, чтобы представить набор точек зрения о социальной реальности, отражающих ее сложность и многообразие и тем самым способствующих более глубокому ее пониманию; семиотическая (лингвистическая) обоснованность теории (признание фундаментальной роли языка, других семиотических систем в конструировании социальной жизни; первостепенное значение придается изучению символических и лингвистических структур социального взаимодействия, при помощи которых его участники интерпретируют друг друга); рефлексивность (стремление к более полному отображению социальных процессов с учетом позиции как их субъектов, так и самого исследователя или теоретика; выбор собственной позиции исследователем должен осуществляться рефлексивно, т.е. с пониманием относительности принятой им интерпретации и с учетом рефлексивных возможностей самих участников взаимодействия в контексте институциональных или нормативно заданных требований, предъявляемых со стороны более широких систем); многоступенчатость познания жизнедеятельности человека (этнография как первый уровень социально-антропологического знания занимается наблюдением, описанием и анализом отдельных общностей с учетом их этнокультурных особенностей; этнология обобщает результаты этнографических исследований этих общностей, расширяя знание их частного опыта до познания жизнедеятельности других общностей; общая теория социальной антропологии занимается изучением социальных установлений или форм социальной организации общностей, рассматриваемых под углом зрения их культурных аспектов; задача социальной антропологии в целом - определение соотношения между объективным и субъективным, "системным" и "жизненным" мирами человека в тех его формах, которые по-разному проявляются в различных человеческих общностях); идеально-типическое конструирование социальности (социальная организация общности, например, система родства, рассматривается не как совокупность объективных кровнородственных связей между индивидами, а как система произвольных представлений, "идеальных типов", при помощи которых реконструируется этот объект).

 

Вопросы:

  1. На основе каких познавательных процедур осуществляется концептуализация предметной области социальной антропологии?
  2. Дайте определение антропосферы.
  3. Что, по мнению автора, является объектом социальной антропологии?
  4. Перечислите основные группы исходных допущений социальной антропологии.
  5. Перечислите и кратко раскройте содержание теоретических оснований социальной антропологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.